Урок сорные растения. Защита зерновых культур от сорняков

Урок Сорные растения 7 класс

Пояснительная записка.

Изучение сорных растений могут обеспечить выполнение многих образовательно - развивающих и воспитательных задач: выявление многообразных черт приспособленности к произрастанию в различных растительных сообществах, расширить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов. Ученики сельской школы должны быть вооружены знаниям о рациональной борьбе с сорной растительностью.

* сформировать понятия о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в растительном покрове и в с/х производстве;

*доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред;

*раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

* ознакомить с классификацией сорных растений по месту произрастания;

*сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

*доказать, что сорные растения могут быть полезны для человека;

*продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетенции.

Планируемые результаты :

А) предметные :

обучающиеся в ходе урока должны:

*давать определение сорные растения;

*уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

*делать выводы, почему трудно бороться с сорными растениями;

*иметь представление о классификации сорных растений по месту произрастания, по биогруппам;

*иметь представление о методах защиты культурных растений;

Б) метапредметные :

*развивать умение проводить наблюдения;

*развивать память, кругозор, внимание, логическое мышление и умение работать с иллюстрациями;

*пользоваться различными источниками информации;

В) личностные :

*формирование элементов коммуникативности в общении и сотрудничестве в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе познавательной деятельности;

*умение работать в парах.

Основные термины и понятия ; сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Деятельность учащихся: анализировать информацию, рисунки, презентации и гербарный материал; ставить вопросы; полно и точно выражать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Межпредметные связи: биология - фазы развития растений, химия - правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение:

1.Литература

2.Электронная презентация по теме в программе

3.Мультимедийный проектор, компьютер.

4.Программные средства: Word, Notebook.

5. Карточки- задания

6. Гербарии сорных растений.

7. Рисунки сорняков.

Ход урока.

Я рада приветствовать вас на своем уроке.

Мы с вами осваиваем науку о растениях, которые нас кормят, украшают нашу жизнь. Кое-что вы ухе знаете, но еще больше предстоит узнать.

1.Каким общим словом называют растения, которые человек выращивает у себя на огородах, цветниках, в садах? (культурные )

2.Какую еще можно выделить группу растений, которые растут без помощи человека? (дикорастущие )

Я думаю, что мы с вами относимся к культурным созданиям, поэтому будем внимательны и активны на уроке. Итак, самое время приступить к теме. (шум за дверью )

Ребята, вам не показалось, что кто-то стучит? (входит сорняк)

Ах, не ждали? Как - же так?

Представляюсь: я сорняк!

Я зловредный, я ужасный,

Воевать со мной напрасно! (уходит)

Кто здесь был? Сорняк? А вы знаете, что такое сорняки?

Почему они так называются?

(Дикорастущие растения, которые рассеиваются по посадкам культурных растений и мешают им нормально расти)

А почему сорняки так называются? (от слова сор, который разбросан где не нужно, создает неряшливый вид и мешает)

Какие сорняки вы знаете? (называют) Как же их много! А где они растут?

Действительно, сорных растений очень много. Сорная растительность - это группа растений, произрастающих на обрабатываемых почвах среди культурных растений, на обочинах дорог, на пустырях, то есть в таких местах, где они испытывают косвенное или прямое воздействие человека. Их называют спутниками человека, так как их появление и распространение связано с деятельностью человека.

По месту произрастания их классифицируют на:

1)Полевые (сегетальные). Они произрастают на обрабатываемых почвах - полях, огородах, садах. Они растут среди культурных растений или вблизи них. Размножаются семенами или вегетативно. Характерно, что их семена прорастают не одновременно, в течении нескольких лет не теряют всхожесть. Семена и плоды имеют разное приспособление к распространению (череда, одуванчик). Многие размножаются корневищами (мать-и-мачеха, пырей).

2) Пустырные (рудеральные ) поселяются вблизи жилья человека, дворов, у заборов, на пустырях. Пустырные растения растут на необрабатываемых почвах.

3)Придорожные Растения этих мест приспособились к вытаптыванию человеком и животными, к выщипыванию птицами и скотом. Поэтому они низкорослые, с упругими стеблями. У одних стебли укорочены и прикорневые розетки листьев (подорожник), у других длинные ползучие стебли с мелкими листьями (спорыш) или прямостоячие стебли с сильнорассеченными листьями (пастушья сумка).

Сорные растения классифицируют по биогруппам следующим образом:

а) стеблевые (повилики);

б) )корневые (заразиха).

а) однолетние, двухлетние

(дикая редька, донник лекарственный)

б) многолетние

(пырей ползучий, свинорой пальчатый, цикорий обыкновенный).

Много ли семян дают сорняки?

Вы все видели одуванчик, подорожник, осот. Большинство сорных растений дает очень много семян. Пастушья сумка (1растение) - 73000семян, одно растение осота -40000 семян, одно растение донник - 17000 семян. На участке 4,5 м2 может вырасти такое количество семян осота, которого хватит для забурьянивания 50 га посева. В пахотном слое почвы на 1 га содержится 700-800млн. семян различных сорняков. Если на 1 га высевается 4-5 млн. семян пшеницы, то на каждое высеянное зерно приходится примерно 200 семян сорняков.

Семена сорняков обладают такой всхожестью, что семена культурных растений могут им позавидовать. Сорняки имеют очень высокую плодовитость и всхожесть, не успеют упасть в землю, как тут же появляются всходы. А если семя глубоко и взойти нет сил. То оно может пролежать несколько десятков лет в земле. Представляете?

-Кто помогает рассеивать семена сорных растений ? (ответы )

Помощников много, да и устроены семена так, что легко переносятся ветром, цепляются за шерсть животных, а затем за почву, семена некоторых сорных растений похожи на семена культурных растений.

Многие растения распространяются не только в соседние огороды, но и на другие континенты. Всем хорошо знаком ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ.

Ранее это растение обитало только в Евразии. Однако вскоре после колонизации Америки индейцы стали на своих тропах обнаруживать необычную траву с широкими листьями, которые прозвали «след белого человека». Как же это получилось? Оказывается, растения тоже путешествуют. Перед отъездом в Новый свет переселенцы ходили по дорогам Европы, и к их обуви прилипли семена подорожника. Обувь мыть было некогда - предотъездная спешка. Так на сапогах переселенцев семена и доехали до Америки, попали на тропы индейцев. Нашли там благоприятные для себя условия, прижились. С тех пор подорожник большой - одно из самых обычных растений Америки.

История обычной ромашки похожа на предыдущую. Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм парохода, затем по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена ее рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так она попала в Россию.

-Какой же вред приносят сорняки? (ответы)

В сельском хозяйстве сорняки наносят большой вред. Они иссушают и обедняют почву, отнимают у культурных растений влагу и пищу, заглушают посевы, затрудняют уборку урожая.

На них живут и размножаются многие вредные насекомые и возбудители болезней, которые зачастую переходят на культурные растения. Потери от сорняков нередко превышают убытки, причиненные вредителями и болезнями, вместе взятыми.

Сорные растения снижают урожай культурных растений.

Какой еще вред приносят? Они затеняют культурные растения от солнца, а солнечные лучи крайне необходимы для нормального роста и развития растений.

Что будет происходить с растениями при недостатке солнечного света? (растения становятся бледными, так как не образуется хлорофилл, вытягиваются, плохо развиваются)

Культурные и сорные растения конкурируют друг с другом за воду, свет, питательные вещества. Но есть еще один интересный аспект этой конкуренции. Оказывается, растения чувствуют друг друга, влияют друг на друга без физического контакта. Просто присутствуя рядом, один вид растений может угнетать другой, ощутимо влиять на его развитие. Насколько сильно такое влияние и как это происходит - пытались выяснить канадские ученые в лабораторных и полевых испытаниях Опубликовано 08.2011г.)

Когда солнечные лучи попадают на листовую поверхность, часть инфракрасного излучения адсорбируется растением и используется в фотосинтезе, а часть отражается. Излучение, отраженное от сорных растений, попадает на культуру. Его можно сравнить с теннисным мячиком, который отскакивает от стены под разными углами. И, как оказалось, совершенно небольшие сорняки, которые выращивались в небольших горшочках вблизи культуры и напрямую не контактировали с ней, то есть между ними не было конкуренции за влагу и питание, влияли на процесс фотосинтеза в культурных растениях и даже останавливали его!

Засорение культурных полей зарослями сорняков усложняет обработку почвы.

Некоторые сорные растения вызывают отравление сельскохозяйственных животных

Многие аллергические заболевания людей вызываются пыльцой сорных растений (амброзия полыннолистная и др.)

-Подведем итоги (совместно формулируем вывод о отрицательной роли сорных растений)

Сорные растения:

*угнетают жизнедеятельность выращиваемых культурных растений;

*снижают качество урожая;

*происходит истощение почв;

Заросли сорняков - первичные резерваты вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.

Разминка.

Знаете ли вы, что есть даже целая наука - сорняковедение .

Подробнейшим образом учеными разработаны меры борьбы с сорными растениями: это и вспашка, и культивация, и боронование, и севооборот, и химическая прополка с помощью гербицидов.

Как борются с сорняками ? (ответы)

Борьба с сорными растениями проводится в случае превышения экономического порога вредности. Приемы борьбы с сорняками:

А) Физические меры (выжигание и др.)

Б) Механические (прополка, высушивание и вымораживание; измельчение дисками, потом запашка после прорастания кусочков).

В) Химические (обработка химическими веществами, уничтожающими сорняки -ГЕРБИЦИДАМИ)

Г) Организационные: очистка семенного материала, своевременная уборка урожая, (меньше семян сорняков попадет); подготовка кормов к скармливанию.

Я ненавижу сорняки
За тупость, наглость их природную.
Они доводят до тоски,
Убийцы времени свободного.

Я уважаю сорняки
За их упорство, не капризнанность,
За то, что учат нас, враги,
Презренью к смерти, воле к жизни!

Сорные травы поистине являются головной болью всех огородников. Распространяясь с космической скоростью, дикие травы досаждают весь летний период. Чтобы избавиться от сорняков требуется много времени и сил. Но в тоже время эти надоедливые травки могут принести пользу и рассказать владельцу садового участка о свойствах почвы.

Чтобы узнать о свойствах земли , взгляните пристально на сорняки, которые заселяют ваш огород. Каждая видовая принадлежность сорного растения рассказывает о качестве и плодородности почвы, выступая своеобразным биоиндикатором. Чем выше плодородие почвы, тем стремительнее заполняют огород сорняки: лебеда, мокрица, бодяк полевой, подорожник, и др. Эти сорняки предпочитают плодородные почвы. На кислых почвах (легких, песчаных) растет хвощ полевой и болотный, щавель курчавый, василек луговой, лютик ползучий, нивяник и др. На щелочных почвах (глинистые, содержат много солей кальция, насыщены известью) растут вьюнок полевой, мак-самосейка, мать-и-мачеха. Истощенная почва страдает от недостатка гумуса, она очень плотная, кислород в нее почти не поступает. Растут: ярутка, пастушья сумка. Горчица полевая, ромашка пахучая, лапчатка гусиная и др.

Имея определенные знания о пристрастиях сорных трав, можно незамедлительно принять меры по улучшению характеристик почвы вашего огорода.

Знаете ли вы, что нас везде окружает еда ? Куда бы вы ни направились: в лес, в поле или в собственный сад, она повсюду. Она в буквальном смысле растет у нас под ногами, и многое из этого люди обычно называют сорняками. Оказывается, всеми гонимые сорняки вовсе не бесполезны, а, напротив, вкусны и полны витаминов.
Съедобных дикорастущих растений - более 1000 видов . Более того, в пищу годятся даже садовые цветы с клумб. И из всего этого можно приготовить изысканные и простые, низкокалорийные и питательные блюда: закуски, супы, вторые блюда, десерты, напитки. В голодные годы людей не раз выручали съедобные сорняки (крапива, лебеда и др.) Между тем во многих странах культивируют "дикарей", считая блюда из них деликатесами. Например, медуницу - в Англии; одуванчик - во Франции, Японии; стрелолист - в Китае; лебеду - в Индии. В Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки лопуха или репейника.

Полвека назад и в нашей стране интерес к "дикарям" был тоже не праздным. Достаточно перевернуть страницы истории, чтобы убедиться в этом.

1942 г. принес страшную трагедию для города на Неве, когда он, будучи отрезанным от всей страны, получал продукты питания лишь по ледяной дороге, проложенной через Ладожское озеро и подвергавшейся бомбежкам. Люди умирали от истощения, авитаминоза. В июле того же года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) вышла в свет книга авторского коллектива ботаников-специалистов "Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области", в которой подробно рассказывалось о 40 видах сорняков - "дикаре", пригодных к употреблению в пищу.

"Дикари" по содержанию питательных, физиологически активных веществ, витаминов не только не уступают огородным культурам, но и часто их превосходит. Всего 25 г зелени пастушьей сумки достаточно для удовлетворения суточной потребности взрослого человека в витамине "С".

В 100г листьев крапивы и лопуха содержится соответственно 270 и 350 мг этого витамина. Кроме того, семена пастушьей сумки содержат до 36, а осота - до 35% полезного растительного масла. На Кавказе, в Якутии, на Дальнем Востоке пекут лепешки и готовят растительные котлеты из семян подорожника, так как они питательны и богаты белком и крахмалом. Подобных примеров множество. Дикорастущие травы, богаты витаминами, - прекрасное дополнение к пище ранней весной и летом. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в смеси с привычными овощами: укропом, салатом, шпинатом, петрушкой, сельдереем, репчатым луком и т.д. в разнообразных сочетаниях. Приготовление салата из "дикарей" не вызывает затруднений, так как почти не отличается от изготовления его из обычных овощей. Включая в пищевой рацион дикорастущую зелень, следует хорошо усвоить секреты ее приготовления. Ведь многие растения могут показаться несъедобными только из-за горького, вяжущего, терпкого вкуса или неприятного запаха. Однако вкус можно исправить, подвергнув сырье соответствующей обработке, так, предварительное 30-минутное вымачивание в соленой воде приводит к тому, что горечь как рукой снимает. С той же целью и корни нужно отваривать в подсоленной воде в течение 6-8 минут.

Некоторые растения являются лекарственными (как считают фармацевты, около 40% всех лекарств, применяемых сейчас имеют растительное происхождение).

Экстракт корней лопуха улучшает состав крови, снижает в ней концентрацию сахара, алкалоиды этого растения угнетают рост опухолей. Корни используются для лечения подагры, ревматизма, ран.

При выпадении волос, перхоти отвар корней лопуха втирают в корни волос или ополаскивают ими волосы 2-3 раза в неделю. Этот же отвар лечит экземы и другие кожные заболевания

Традиции применения лекарственных трав имеются у всех народов. Но это такая вещь, которую можно обрести, а можно и утерять. Главная задача - вернуть эти традиции каждой семье, каждому человеку. Особенно это важно для сельской местности, где авитаминоз и анемия далеко не редкость, а травы доступны, не требуют особого ухода, но мало используются. Регулярное употребление этих полезных сорняков в пищу укрепит здоровье и даст устойчивость ко многим заболеваниям.

Растения, о которых пойдет речь ниже, - это сорняки, "дикари", растущие, как правило, повсеместно. Ранней весной они могут порадовать своей витаминной зеленью, и первые из них, пожалуй, крапива..

В седую глубь веков уходит знакомство людей и с лекарственными свойствами крапивы. Со времен Диоскорида и Гиппократа она зачислена в арсенал целебных средств.

В знаменитом Cалернском «Кодексе здоровья» о крапиве сказано так: «Cон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное следом и колики лечит надежно. Примешься пить это средство - и кашель запущенный сдастся. Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева, верную помощь дает при различных болезнях суставов».

Много внимания уделил крапиве Авиценна в своем «Каноне врачебной науки».

Некоторые сорные растения являются хорошими медоносами (льнянка, клевер, донник и др.)

А вот еще одно важное применение сорняков - использование как удобрения : прополотую траву складывают в компостные кучи и оставляют для перегнивания, а затем используют как перегной.

Подведем итоги (совместно формулируем вывод о полезных свойствах сорных растений).

Сорные растения:

1.Могут рассказать о структуре почвы.

2.Используют как корм для скота.

3. Перепревшие сорняки используют как удобрения.

4.Среди сорных растений есть медоносы, лекарственные растения

5.Некоторые сорные растения используют в пищу, выращивают на огороде.

Справедливости ради надо сказать, что культурные растения тоже могут быть сорняками. Как это понимать? (например, укроп в огороде или рожь не на своем месте в посевах овса. Так любое растение. Если оно растет не на своем месте, может стать сорняком)

IV.Закрепление.

Ну вот мы с вами сделали первый шаг в изучении сорных растений, с некоторыми познакомились, узнали об их особенностях. На самом деле сорняков великое множество. Мы с вами будем еще не раз говорить о способах борьбы с сорняками и об их полезных свойствах на уроках биологии в этом году и в старших классах.

И в заключение немного повторим.

1. На слайдах изображены сорняки, вам нужно определить какой из них лишний.

2. Я буду называть названия культурных растений и сорняков. Если вы услышите название культурного растения, то хлопайте, а если сорняка. То топайте

Перец мокрица

Пырей петрушка

Лебеда лопух

Осот крапива

Тыква томат

Огурец вьюнок

3.Мы с вами поняли, что некоторые сорняки размножаются только семенами, а некоторые еще и делением корневища или корня.

Лебеда пырей

Вьюнок осот

Крапива одуванчик

4. Ну и, наконец, мы просто вспомним названия некоторых сорняков (по цепочке).

Осот, лебеда, вьюнок, одуванчик, крапива и др.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Составить кроссворд по материалам урока (не менее 10 слов)

Подготовить сообщение о сорном растении (по выбору кормовое, лекарственное, декоративное и др.)

Литературно-историческое дополнение: подобрать материалы по данной теме (пословицы, поговорки, загадки, исторические факты)

Художественное: нарисовать сорное растение

VII. Рефлексия.

1. По типу незаконченное предложение: (выбрать любое)

сегодня я узнал(а)….

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а) задания….

я поняла, что…

теперь я могу…

2.Заполнить анкету (нужное подчеркнуть):

1) на уроке я работал активно / пассивно

2) своей работой на уроке я доволен / не доволен

3) урок для меня показался коротким / длинным полезным

4) за урок я не устал / устал

5) материал урока мне был понятен /не понятен / скучен

6) домашнее задание мне кажется интересным / не интересным

7) мое настроение стало лучше / стало хуже

3.Рефлексия настроения.

Слайд 1

Сорные растения

Слайд 2

Группа «Исследователи»
Цель: Изучение значения сорных растений в природе и жизни человека. Задачи: Определение видового состава сорных растений нашего огорода; Изучение сорных растений, являющихся целебными лекарственными растениями; Определение значений этих растений в природе и жизни человека.

Слайд 3

Введение.
Сорняки – это растения, засоряющие сельскохозяйственные угодья и наносящие вред сх культурам. К сорным принадлежат растения, не культивируемые человеком, но исторически приспособившимся к условиям возделывания культурных растений, растущих вместе с ними и наносящие вред посевам. Сорняки встречаются на полях, лугах и других сх угодьях. Сорняки отличаются большой устойчивостью к неблагоприятным почвенно-климатическим условиям. Приспосабливаясь к жизни культурных растений, они вырабатывают аналогичные им свойства как высокоорганизованные растения, обладают высокой экологической пластичностью. На пашне и других сх угодьях культурные и сорные растения произрастают вместе и представляют собой искусственные цензы – агрофитоцинозы, в которых благодаря исключительной жизнеспособности сорняков сохраняется их устойчивость к уничтожению. В результате длительного сх использования почвы в ней создаются и накапливаются семена сорных растений и их вегетативные зачатки.

Слайд 4

Слайд 5

Рассмотри и запомни эти цветы, В них столько тепла и земной красоты! Все, человек, что тебя окружает, Любит и лечит тебя, охраняет.

Слайд 6

Осот огородный
Бодяк

Горошек мышиный
Мать-и-мачеха

Слайд 7

Подорожник
Одуванчик
Полынь горькая
Лопух

Слайд 8

Подорожник - многолетнее травянистое растение В научной медицине листья применяют как ранозаживляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, отхаркивающее, снотворное, обезболивающее, бактерицидное и противоаллергическое средство. Отвар из листьев применяют при бронхитах, туберкулёзе, других заболеваниях дыхательных органов, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в том числе при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при воспалении почек. Спиртовой экстракт листьев понижает артериальное давление. Отхаркивающее действие подорожника используют в грудных сборах. В народной медицине настой листьев рекомендован при сенной лихорадке (аллергии), горячке, поносе, геморрое, при воспалении мочевого пузыря, раке желудка и лёгких. Свежие листья прикладывают к ранам, ссадинам, порезам, язвам и фурункулам. Мазь с порошком сушёного подорожника - эффективное средство для лечения гнойничковых заболеваний кожи. Одуванчик - одно из самых распространенных на земле растений Интересно, что парашюты точно выполняют свое назначение: при полете семянки не раскачиваются, не перевертываются, они всегда внизу. Плод долго плывет по воздуху и приземляется где-нибудь далеко от материнского растения. Так расселяется этот сорняк. Одна корзинка одуванчика содержит до 200 семянок, а все растение - до 3000. Полынь иногда используется в кулинарии в качестве приправы, в том числе к жирным блюдам. Многие любят её горький запах и вкус, используют как приправу к жареным мясным блюдам, особенно к жареному гусю. Надземной частью можно окрашивать ткани в различные тона зелёного цвета. Виды рода Лопух (лопух большой, лопух малый, лопух войлочный), - старинные лекарственные растения, широко используются в народной медицине. Корни содержат инулин, сахар, эфирное масло. Различные препараты их применялись при лечении многих болезней. Масло, содержащееся в количестве 25-30 % в плодах и корнях лопухов (репейное масло), также находило лечебное применение. Его используют для укрепления волос. Молодые корни и побеги используются в пищу. Большие листья также съедобны, но невкусны.

Слайд 9

Тысячелистник обыкновен-ный нетребователен к богатству почвы, но избегает чрезмерно кислых и солонцеватых почв. Стоек к вытаптыванию. Вид также не требователен к теплу и влаге, но не встречается при сильном переувлажнении. Растение чувствительно к затенению, предпочитает открытые солнечные места. В дикой природе тысячелистник встречается на лугах, опушках, полянах, в светлых лесах, по берегам водоемов, особенно массово он встречается в лесной, лесостепной и степной зоне.
Тысячелистник обыкновенный

Слайд 10

Белена черная
Белена - ядовитое растение, дети отравляются ее семенами, принимая их за мак. Она дает такую же картину отравления, как красавка, так как содержит тот же алкалоид - гиосциамин. Народ давно подметил возбуждающее действие белены; отсюда ведет начало поговорка «белены объелся» - про человека, совершающего несуразные поступки....

Слайд 11

Дурман обыкновенный
Дурман обыкновенный из семейства пасленовых. Название происходит от арабского и персидского слов и означает «колючий плод». Видовое название означает «вонючий» и указывает на неприятный запах свежих листьев этого растения. Дурман очень ядовит, поэтому в народе с лечебной целью почти не употребляется. Известны случаи отравления лошадей, крупного рогатого скота и даже гусей при поедании ими дурмана в сене или в свежем виде....

Слайд 12

Крапива обыкновенная
Многие виды крапивы защищаются от травоядных животных при помощи жгучих волосков, располагающихся на частях растений. Ряд видов применяется в медицине и может применяться в пищу и на корм скоту Крапиву используют для приготовления салатов, супов, щей, соусов, начинки для пирожков, а также солят и квасят. Из листьев молодой крапивы можно сделать отвар и настой, который «всякую чёрную немочь из тела выгоняет, восстанавливает силы мужские, останавливает внутреннее кровотечение». Молодые нежные соцветия заваривают в чай, сушат. Крапиву применяют также при уходе за волосами, отвар крапивы помогает при выпадении волос. Волокна некоторых видов крапивы обладают качествами, позволяющими использовать их для изготовления одежды.

Слайд 13

Пырей ползучий
Листья служат кормом для многих травоядных. Семена едят некоторые птицы, например пуночки. В научной медицине траву и корневища применяют как мочегонное, потогонное, отхаркивающее и слабое слабительное средство. В народной медицине сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита, воспаления легких, желче- и моче-каменной болезни, остеохондроза, фурункулеза. Целебные ванны с настоем травы полезны при диатезе (золотухе), геморое и рахите.

Слайд 14

Зверобой продырявленный
Говорят, что зверобой помогает от 99 болезней. Может оно и так... Моя бабушка была такой любительницей зверобоя, что пила его вместо чая, каждый день. Хотя, это и чересчур, но всё же лучше, чем съесть тонну лекарств... Названия у растения очень интересное. "Зверобой" - значит убивающий зверей. Действительно, при скармливании зверобоя овцам, часто наступают отравления, появляются язвы. При этом страдают только овцы белого цвета. Это связано с тем, что зверобой повышает чувствительность непигментированных участков кожи к свету. Растёт зверобой на лугах и полянках. Это многолетнее растение.

Слайд 15

Слайд 16

Вывод
Лишь недавно человек задумался над тем, что уничтожая мир растений, он не только разрушает природу, но и губит сам себя. Вот почему во многих государствах, в том числе и в нашей республике принят закон об охране природы. Он требует бережно использовать леса, луга, охранять зеленые насаждения, создавать заповедники, заказники, ботанические сады. Но никакой закон не поможет, если каждый человек не поймет, как важно беречь родную природу, заботиться о ней, если все люди - все до одного - не будут охранять ее. Это относится и к нам, ребята. Изучая растения нельзя не заметить их чарующей красоты. Увидев гармонию мира растений, ставшую источником вдохновения поэтов, писателей, художников, пожалуй никто из нас не сломает березку в лесу, не станет портить деревья в парке, не оставит непотушенным костер и не позволит делать этого другому

Светлана Пенкина
Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»

Тема : Сорняки - наши злейшие враги

Цели урока :

Обучающие : ознакомить учащихся с основными сорными расте-ниями и мерами борьбы с ними.

Воспитывающие : воспитать дисциплинированность, сознательное отношение к учебе.

Развивающие : развить память, мышление, внимание, речь, разви-вать умение анализировать и делать выводы.

Оборудование : Стенд «Сорняки - наши злейшие враги » . Герба-рий и семена сорняков , метровки квадратные, нож, ящики, живые сор-ные растения.

План урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление нового материала

4. Задание на дом

5. Итоги урока

Ход урока

1. Организационный момент.

(на доске название темы урока и план занятия )

1. Вред сорных растений .

2. Приспособленность сорняков к условиям жизни .

3. Способы распространения сорняков .

4. Основные группы сорняков и их характеристика .

5. Меры борьбы с сорняками .

6. Определение плотности распространения сорняков .

7. 3адание по определению быстроты прорастания семян сорня-ков .

2. Объяснение нового материала.

Каждый из вас, ребята, видел на полях сорняки , то есть расте-ния, которые человек не высевает. Они составляют особую группу рас-тений, с которыми люди ведут борьбу.

Какой вред приносят сорные растения сельскому хозяйству?

Действительно, сорняки «вступают в борьбу» с культурными растениями за пищу, влагу и свет. Например, овсюг берёт из почвы во-ды в полтора раза больше, чем овёс, а лебеда - в два-три раза больше, чем просо, кукуруза.

Многие сорняки имеют очень развитые корни. Корни осота розо-вого проникают в почву на глубину 4-6 метров.

Сорняки теснят культурные растения и затеняют их, отчего стеб-ли культурных растений сильно вытягиваются, становятся тонкими, лег-ко полегают.

Ребята, видели ли вы сорняки , которые обвивают стебли куль-турных растений?

Видели. Это вьюнок полевой, он обвивает стебель ржи.

Семена некоторых сорняков (кукола, плевела, белены, перема-лываясь вместе с семенами культурных растений в муку, снижают её ка-чество.

Многие сорняки (полынь, дикий чеснок, попадая в корм, ухуд-шают качество молока.

Сорняки очень приспособлены к жизни. Птичья гречишка, ро-машка душистая, подорожник прекрасно растут вдоль дороги, по обо-чинам канавы. Встречаются они и на поле, чаще по его краям.

А как могли попасть эти растения на поле?

Семена сорняков вместе с почвой , приставшей к колёсам тракто-ра, к обуви людей или к ногам животных, переносятся в разные места, и таким путём могут попасть на поле. Они попадают в почву при посеве плохо очищенных семян культурных растений, со свежим навозом, раз-носятся ветром и животными. Огромное количество семян сорняков при созревании осыпается в почву, а так как не все они прорастают в тот же год, то они накапливаются массами в почве.

Сорняки по своим биологическим свойствам делятся на несколько групп.

Многолетние сорняки : осот розовый, вьюнок полевой, корнеот-прысковые - размножаются главным образом корневой порослью, а также семенами : пырей, хвощ полевой - корневищные сорняки , размно-жаются семенами и корневищами.

Многолетние сорняки - самые злостные и трудноискореняемые засорители полей.

Однолетние сорняки : лебеда, ярутка полевая, пастушья сумка, гречишка вьюнковая - размножаются семенами, очень плодовиты. Одно растение пастушьей сумки даёт до 70000 семян, ромашки пахучей - до 20000. Наряду с большой плодовитостью сорняков , их семена, находясь в почве, многие годы способны сохранять свою всхожесть. Семена щи-рицы могут лежать в почве, не теряя всхожести в течение 40 лет.

Семена сорных растений способны распространяться на очень большие расстояния. Так, семена осота, одуванчика имеют летучку и разносятся ветром на десятки километров. Есть сорняки , которые встре-чаются только в посевах определённых культур. Это сорняки - спутни-ки . Например, спутником озимой ржи являются василёк, костёр ржаной. Семена сорняков - спутников попадают в почву вместе с семенами куль-турных растений при их посеве.

А кто знает стихотворения и загадки про сорняки ?

Один из учащихся рассказывает стихотворение :

Ты красив в венке душистом,

А никак не пахнешь сам,

Свежим венчиком лучистым

Часто нравишься ты нам.

Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках.

Всё же ты, красавец гордый,

Гость не нужный на полях!

Ты у поля тянешь соки,

Любишь жить за счёт чужой.

И бездельник синеокий

Назван сорною травой .

Другие приводят загадку :

На поле лебеда - не такая уж беда, а коль синец да звонец, то урожаю конец. (Костёр полевой и погремок бескрылый)

Итак, ребята, мы с вами узнали о большом вреде сорняков . Как же ведут борьбу с ними?

Прежде всего, необходимо сеять семена, очищенные от семян сорняков . Надо обкашивать обочины дорог, проводить прополку, осо-бенно химическими средствами - гербицидами, применять систему обра-ботки почвы, способствующую уничтожению сорняков .

3. Закрепление нового материала.

Для закрепления полученных знаний учащиеся идут на учебно-опытный участок, собирают встречающиеся сорняки , определяют их названия, группу. Учащиеся выполняют практическую работу : опреде-ляют плотность распространения сорняков путём накладывания метро-вок, подсчитывают, сколько сорняков приходится на одно культурное растение.

4. Задание на дом.

Ребята получают задание на дом : поставить опыт по определению быстроты прорастания семян сорняков , находящихся в почве. Цель опыта - показать, что для борьбы с сорняками необходима повторная культивация в течение вегетационного периода.

Для опыта в поле из почвы вырезают ножом кубики со сторонами в 10см. Почву поместить в ящики слоем в 4 – 5см и разровнять. Если поддерживать благоприятные условия - влажность и температуру, семе-на сорняков начнут прорастать . Следует вести учёт проростков. Резуль-таты пересчитывать на квадратный метр и гектар.

5. Итоги урока.

Благодарю за внимание. Урок окончен. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия в средней группе Задачи: 1. Дать детям представление о микробах, о местах их обитания. 2. Развивать интерес.

«Наши стенгазеты от души…» - фотоотчет Предлагаю вашему вниманию наши фотогазеты, которые мы сделали с ребятами, чтобы поздравить наших.

16 января этого года в нашей организации ГБОУ Школа № 1359 прошел районный фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты»..

Занятие позволяет ознакомить учащихся со следующим материалом: происхождение сорных растений; места распространения, приспособления к жизни рядом с культурными растениями; мимикрия; сорные растения -путешествинники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие на учебно-опытном участке по теме «Лекарственные свойства сорных растений»

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ГорСЮН

Цель: раскрыть учащимся ценность сорных растений для человека и для биосферы в целом.

Задачи:

  1. Раскрыть ценность сорных растений как источников лекарственного и пищевого сырья для нужд человека, ознакомить с результатами некоторых исследований агротехники в отношении взаимодействия культурных и сорных растений;
  2. Раскрыть ценность сорных растений для животного мира;
  3. Закрепить навыки распознавания лекарственных растений в ходе изучения разнообразия сорных растений;
  4. Способствовать дальнейшему развитью навыков экологической культуры;
  5. Совершенствовать умение работать в коллективе.

Оборудование: папки для сбора гербарного материала, лопатки для выкапывания растений, карточки с заданиями.

Ход занятия:

  1. Как вам известно, все растения на нашей планете можно разделить на две группы: культурные – их человек выращивает для получения пищи, для себя и домашних животных, сырья для различных производств – и дикорастущие – все растения, которые произрастают без участия человека. Ко второй группе относятся растения лесов, лугов, болот и т.д., а также … огородов. Да, именно огородов, ведь в любом огороде или саду всегда есть сорные растения.
  2. Инструкция по обращению с инвентарём.
  3. Инструкция по технике безопасности.
  4. Ознакомление с заданием, которое учащимся предстоит выполнить в ходе занятия. Учащимся предлагаются карточки, на которых изложены задания следующего типа:

Запишите названия известных вам сорных растений (выполняется в кабинете перед выходом на участок);

Запишите названия тех сорных растений (из уже перечисленных), которые обладают лекарственными свойствами;

Подчеркните названия тех из перечисленных растений, которые вы встретили на участке (выполняются по ходу занятия);

Аккуратно выкопайте и поместите в папку растения, изображения которых приведены на карточке;

Выкопайте и поместите в папке растения …. (приводятся названия);

Запишите названия новых для вас сорных растений (в завершении занятия).

  1. Ознакомление учащихся с историей возникновения сорных растений. Проходит при осмотре невозделанного уголка учебно-опытного участка. Учащимся предлагается пронаблюдать, какие растения занимают данный уголок. При этом даётся пояснение о том, что такое положение вещей сложилось задолго до того, как человек начал использовать данную землю в собственных целях.
  2. Демонстрируется обработанный уголок участка и предлагается назвать растения, появившиеся в ходе деятельности человека на участке, и дикие растения, оставшиеся с тех пор, когда участок был невозделан. Обсуждаются приспособления диких растений к сосуществованию рядом с человеком: мимикрия и т.д. Проводятся примеры расселения сорных растений при участке человека.
  3. Далее учащимся раскрывается сущность взаимоотношений человека и сорных растений. Предлагается вспомнить, как родители относятся к появлению сорняков на грядках и почему. Затем раскрывается вред полного уничтожения на грядках и других частях участка дикорастущих растений: низкорослые сорняки способствуют более длительному сохранению влаги в почве, препятствуют её испарению; островки дикорастущих растений на участке – место обитания насекомых, в том числе и полезных – питающихся вредителями культурных растений.
  4. Раскрывается относительность понятия «сорные растения» путём рассмотрения примера перехода растений из разряда диких в разряд культурных при обнаружении человеком их лекарственных, прямо-вкусовых или других полезных для него свойств.
  5. Раскрывается лекарственные свойства некоторых из наиболее распространенных сорных растений, учащимся поясняются особенности их заготовки.
  6. Предоставляется некоторое время для завершения выполнения заданий карточек.
  7. Производится закладка растений, собранных на участке для высушивания.
  8. Подводятся итоги.

Сегодня мы с вами изучали растения, которые по воле человека стали «сором». Да, эти растения называются сорными, но это неправильно и сегодня мы получили целый ряд подтверждений полезности растений для человека и всей природы: они задерживают влагу в почве, привлекают насекомых-защитников культурных растений, не позволяют исчезнуть этим насекомым, обладают лекарственной и пищевой ценностью для человека.

  1. Проводится закрепление в форме опроса:

Назовите растения, удерживающие влагу в почве;

Перечислите растения, обладающие лекарственными свойствами;

Какие из них человек выращивает специально для изготовления лекарств?

Какие из растений человек начал использовать в пищу? Почему?

Литература:

  1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. И. 2002
  2. Стрижёв А. Русское разнотравье. М., 1995
  3. Лавренова Г.В. Травы, дарующие здоровье. Донецк, 1994