Название военного подворья. История архитектуры

По легенде, возникновение мужского монастыря в княжеском селе Крутицы на левом берегу Москвы-реки предсказал князю Даниилу Московскому местный отшельник. Пророчество сбылось в 1272 году, когда закончилось строительство деревянного храма Святых апостолов Петра и Павла и монастыря при нем. Село Крутицы, а затем и местный монастырь получили свое название из-за прибрежных холмов, тянувшихся от Яузы до урочища Симоново и делавших берег реки столь крутым. Крутицкий монастырь еще при князе Данииле Александровиче вошел в Сарайскую епархию и стал по княжеской воле подворьем Сарайских епископов. Их главная резиденция находилась в Сарае, столице Золотой Орды, а сама Сарайская епархия была учреждена в 1261 году митрополитом Киевским Кириллом III. Епископы, помимо окормления русских пленных и обращения татар по дозволению хана в православие, выполняли серьезную дипломатическую миссию, были связующим звеном между Русью и Ордой.

В Крутицах епископы останавливались во время визитов ко Всероссийским митрополитам и великим московским князьям, пока не переехали в подворье насовсем. Это случилось во второй половине XIV века. На волне перемен Сарайскую епархию переименовали в Сарскую и Подонскую, а бывшие Сарайские владыки стали Сарскими. С того момента, по решению Московского Собора, Сарские и Подонские епископы становятся ближайшими помощниками Всероссийских митрополитов. Собор 1581 года постановил епископу Сарскому и Подонскому Геласию быть митрополитом. Вступив в новые полномочия, в 1591 году митрополит Геласий принял участие в разбирательстве дела об убийстве царевича Димитрия; именно Геласий отпевал престолонаследника.

После смерти юного сына Ивана Грозного смута росла и проникала в самое сердце Москвы. В это время, в начале ХVII века, Крутицкому подворью пришлось сыграть роль кафедрального собора России.

В 1611–1612 годах мимо Крутиц, удачно расположенных вблизи как сухопутной, так и водной магистралей, в сторону занятого поляками Кремля двигались народные ополчения. В каменном Успенском соборе подворья, а не в главном Успенском соборе Московского Кремля воины клялись крестным целованием, что спасут Русь или сложат головы. Не прошла мимо Крутицкого подворья и история раскольников-старообрядцев. На то, чтобы смирить известных расколоучителей, среди которых были протопоп Аввакум и диакон Феодор, много усилий положил митрополит Павел II (1664–1676), также известный как основатель богатой библиотеки подворья.

Упразднение патриаршества

Переломным в истории подворья становится момент, когда в России упраздняется патриаршество и под контролем Екатерины II проводится секуляризация. Так, в XVIII веке Сарские и Подонские архиереи утратили сан митрополитов, а сам титул «Сарский и Подонский» упразднился. Крутицкого епископа перевели в Казань, а бывшая Крутицкая епархия перешла в ведение Синодальной конторы. Часть сооружений подворья отошло военному ведомству, а имущество Крутицкой кафедры – Московской епархии.

Общий упадок с тех пор лишь усугублялся. Все подворье пострадало от разрушительного пожара 1812 года, особенно сильно выгорела Воскресенская церковь. Главнокомандующий Москвы А. П. Тормасов распорядился разобрать храм и подготовить пространство для создания жилых помещений, но за церковь вступился московский архиепископ Августин. Он ходатайствовал перед князем А.Н. Голицыным о сохранении храма, а Голицын доложил императору Александру I. Церковь спасли. Серьезное восстановление подворья должно было начаться позже, по желанию императора Александра II. Однако привести в порядок подворье не удавалось еще очень долго.

Печальной участи, постигшей православные храмы в советское время, Крутицам миновать не удалось. Богослужения прекращаются примерно в 1924 году, подворье подвергается грабежам, святыни — поруганию. Почти сразу после Великой Отечественной войны комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР пытается составить проект реставрации Крутицкого дворца, но не справляется с этой задачей. В 1964 году главный собор подворья передают Обществу охраны памятников, в 1968-м — филателистическому отделу издательства «Главкнига», а в 1980-х Общество охраны памятников (ВООПИиК) пытается разместить там экспериментальные научно-реставрационные мастерские. Следующим арендатором подворья, по решению Мосгорсовета народных депутатов, в 1982 году становится Государственный исторический музей, который использует храм под склад экспонатов. Все это время, помимо сменяющих друг друга арендаторов, на территории Крутицкого подворья хозяйствует военное ведомство, использующее бывшие монастырские стены как гарнизонную гауптвахту.

Серьезная реставрация началась лишь в начале 1990-х, после постепенного возвращения подворья Русской православной церкви. Богослужения возобновились в 1992 году. Сегодня подворье, кроме непосредственной религиозной деятельности, ведет издательскую деятельность и патронирует Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ.

В летописи Крутицкого подворья не встретить описания жизни прихода, нет и ярких сказаний о чудесах и подвижничестве. История Крутиц о другом, она рассказывает о непостоянной роли Церкви в жизни меняющегося государства.

Облик Крутицкого подворья

Первый Успенский храм был возведен в Крутицах в XIII веке. Сегодня нет достоверных свидетельств о том, как подворье выглядело до середины XVII века — того момента, когда его решили перестроить. В 1700 году был закончен новый Успенский собор в два этажа, выполненный из красного кирпича. В нижнем ярусе расположился теплый храм Свв. апостолов Петра и Павла, а в верхнем — летний с главным Успенским престолом. Позже, в 1895 году, был устроен придел Сергия Радонежского. Собор венчают пять куполов, символизирующих образ Господа в окружении четырех евангелистов. Справа от входа в нижний храм к зданию прилегает шатровая колокольня.

Примерно в это же время бывший Успенский храм перестроили и переосвятили в честь Воскресения Словущего (по В.И. Далю, «словущий» — «прославленный, знаменитый, славный»; «Воскресение Словущего» означает Воскресение Христово). Он стал усыпальницей епископов подворья.

Также во второй половине XVII века были достроены крытые переходы, которые ведут от покоев митрополита к Успенскому собору, рядом соорудили Крутицкий теремок. Зодчий О. Старцев, работавший над теремом, украсил это небольшое здание, расположенное прямо над Святыми воротами, необыкновенными многоцветными поливными изразцами с изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя, некоторых святых. А в 1719 году Крутицкий ансамбль решено дополнить набережными палатами.

При пожаре 1812 года достаточно сильно пострадали все три храма. Реставрация велась в середине XIX века по проекту архитектора Е. Д. Тюрина. К работе подключался известный архитектор К.А. Тон, создавший так называемый русско-византийский стиль храмового зодчества. Несмотря на затраченные усилия, до 90-х годов прошлого столетия восстановить памятники полностью не удавалось. В ходе реставраций частично раскрыта сохранившаяся живопись XIX века, прочие росписи выполнены заново.

Крутицкое Патриаршее подворье (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Крутицкое Патриаршее подворье (или попросту Крутицкий монастырь - Крутицы) было основано в 13 в. Побыв какое-то время простым монастырем, оно вскоре превратилось в епископскую резиденцию. В советские времена помещения подворья занимал Государственный исторический музей, но в 1991 г. оно было возвращено православной церкви и сделалось официальным подворьем патриарха Московского и всея Руси.

История монастыря богата, и с его основанием связано несколько различных легенд. Достоверно только то, что село Крутицы, где появился монастырь, стояло в стратегически выгодном месте, на торговых трактах, что позволило мужскому монастырю процветать, впоследствии будучи приписанным к Сарской (Сарайской) епархии, созданной для духовного утешения русских, пребывавших в татаро-монгольском плену, в Золотой Орде.

С 2001 г. в Крутицах находится отдел РПЦ по делам молодёжи.

До сих пор оба храма (нижний и верхний) ещё, мягко говоря, не отреставрированы полностью.

Наиболее значимое здание во всем комплексе - без сомнения, Успенский собор (первоначально его называли Малым Успенским). Эта церковь в нынешнем ее виде была выстроена в 1700 г., хотя нижний храм появился даже ранее, в 1689 г. В конце 19 в. к храму добавился еще один придел, освящённый в честь преподобного Сергия Радонежского. Слово «малый» в названии храма было добавлено для того, чтобы отличать его от кремлёвского Успенского собора.

Крутицкое Патриаршее подворье

Собор представляет собой краснокирпичное здание высотой 29 м (не считая креста) в традиционном московском стиле, с прямоугольным основанием, пятью компактными главками, увенчанными каменными луковками, и шатровой отдельно стоящей колокольней. В соборе располагалась усыпальница митрополитов, которую уничтожили после революции, существенно перестроив само здание. С 1960-х гг. здесь разместилось общество охраны памятников, в 1990 г. - филиал исторического музея, а в 1993 г. в соборе вновь начали проводиться богослужения. Правда, до сих пор оба храма (нижний и верхний) ещё, мягко говоря, не отреставрированы полностью.

Само название «Крутицы» происходит попросту от слова «круча». Крутицами называли высоты на левом берегу Москвы-реки.

Другие постройки на территории подворья также преимущественно из красного кирпича, и все вместе складываются в гармоничный и цельный комплекс. В частности, в него входит так называемый Крутицкий теремок с Воскресенскими переходами, которые связывали Митрополичьи палаты с храмом. Переходы строил Осип Старцев, создатель и нижнего храма Успенского собора в том числе. Теремок представляет собой двухэтажные ворота, и его особенность в невероятной и редкой облицовке. В отделке использованы тысячи разноцветных изразцовых плиток, созданных Степаном Ивановым. Митрополичьи палаты также сочетаются по стилю с прочими постройками и, хотя они всерьез реставрировались и изрядно поменяли свой внешний облик, в южной части здания и сегодня можно увидеть оригинальное крылечко, выстроенное в 1727 г.

На территории подворья есть и ещё один храм - Крестовая палата, или храм Воскресения Словущего, выстроенный в середине 17 в. на более древнем основании.

Практическая информация

Подворье находится на углу Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка. Попасть внутрь можно с любой стороны.

Сегодня два известных режиссера - Павел Лунгин и Андрей Эшпай- снимают фильмы о жизни Ивана Грозного, а в Московском Кремле проходит выставка "Вера и власть" об эпохе Ивана Грозного.

А. Эшпай работает над 16-серийным телефильмом о "грозном" царе. Съемки идут на Крутицком подворье. Оно чудом уцелело в модернизированной Москве. Красная кирпичная кладка свидетельствует о ХVII веке. К территории подворья примыкает бывшее здание тюрьмы, где гримируются артисты, занятые в фильме. Артистов гримируют по несколько часов, особенно царя: "время было бородатое".

Погода меняется ежечасно: то надвигается туча, то выглядывает солнце. "Только что был световой режим", - озабоченно говорит Андрей Эшпай. Мы идем в теплый вагончик, где Андрей Андреевич рассказывает о своем проекте.

Почему для фильма выбран образ Ивана Грозного из всей истории России? Почему информация о царствовании Ивана Грозного востребована в наше время и сейчас вы и Павел Лунгин снимаете фильм об Иване Грозном?

Фильм Павла Семеновича Лунгина о взаимоотношениях митрополита Филиппа, которого играет замечательный артист Олег Янковский, и царя Ивана Грозного.Что важнее: христианские заповеди или интересы власти? Это определенный отрезок жизни, причем яростный. Филипп пошел на христианский подвиг, с надеждой остановив Грозного в период опричнины.

- А на чем базируется ваша концепция?

Иван Васильевич прожил 54 года. Это сильная одаренная натура. С другой стороны, это человек - легенда, он - наполовину вымышленная фигура. Мы снимаем для канала "Россия" 16 серий. Иван Грозный - фигура чрезвычайно противоречивая, важная для истории России. Он был сложен для общения с окружающими. Русское Средневековье, которое мало было показано у нас в кино, - сложнейший этап, который и должен быть отражен в кино. Средневековье - максимальное проявление всех свойств человека - от самых благородных до самых дьявольских. Все, что есть в человеке, в средние века было выявлено максимально. Иван Грозный хотел распространения православия по всей Европе, чтобы оно стало доминирующей религией. Это было его очередным безумством, так как это было невозможно. Реализация идеи обернулась человеческими жертвами.

- Ваша версия: почему Иван впал в безумие?

Умерла царица Анастасия, первая его жена, ушел из жизни митрополит Макарий, который был канонизирован. Иван остается один. От этого стал еще больше погружаться в религию.

- Почему раньше к этой теме не обращались?

Никто не предлагал. Реализация темы Средневековья, безусловно, требует затрат. Российский кинематограф только-только начал зарождаться. Работая над фильмом, вольно или невольно держишь в уме современную жизнь. Остается проблема объединения страны, борьба с сепаратизмом. Такая деталь, как глашатай, который объявлял приказы на улице при царе, связана с нашим временем: глашатай - современный диктор. Для меня сегодняшнее мое занятие - изучение времени. С точки зрения жестокости времени ХХ век был более жестоким, чем XVI. Просто в XVI веке все было на виду, хотя такого количества оружия, как в ХХ веке, не было. И второй момент: долгое время в Советском Союзе поколения были воспитаны на том, что история начинается с 1917 года. Чтобы двигаться вперед, надо погрузиться в прошлое, разобраться, что было там.

- Как, на ваш взгляд, религиозность Ивана Грозного сочеталась с тиранством?

Когда он остался один, то еще больше стал погружаться в религию. Тогда были иные параметры отношений, было совсем другое понимание мира и отношений к миру, к боли, к смерти.

- Как вы относитесь к разговорам о канонизации Ивана Грозного?

Есть такие разговоры. Они меня не очень интересуют, это вопрос внутрицерковный. Я глубоко в эту материю не погружался. Но в то же время человек с другими качествами не смог бы объединить Русь: надо было обладать чрезвычайной личностью, чтобы объединить сильных людей, держать вместе бояр.

- Сколько актеров играют Ивана Грозного?

Грозного-мальчика, цесаревича, играет сын Макаревича - Иван, в нем есть сходство, неистовость, эмоциальность. Саша Дементьев - актер удивительной внутренней пластики, в нем есть обаяние, с другой стороны, жесткость и большой возрастной диапазон. Он играет зрелого царя Ивана Грозного.

- Почему в фильме играют малоизвестные актеры?

Да, снимаются актеры немедийные. Я исходил из того, чтобы эта работа заново открыла то время и новые лица. Мне важно не просто актерское пополнение - хотелось создать такую эстетику фильма, чтобы открылись новые лица. Эта попытка соединить пышность костюмов с психологизмом актеров.

- Трудно было найти в Москве натуру?

XVI век - здания из красного кирпича. Такие найти трудно. Крутицкое подворье - островок культуры того времени. Снимали еще под Москвой, в Алабино.

- Какие у вас отношения с фильмом об Иване Грозном Сергея Эйзенштейна, снятым в сороковые годы?

Мой Грозный должен быть гораздо сильнее раскрыт изнутри...

И, пользуясь случаем, еще один вопрос: вы возглавляете жюри фестиваля Белорусского национального фильма? Чем вас радует или огорчает этот фестиваль?

Это фестиваль чисто внутренний, белорусский. Фестиваль проходит в Бресте. Он очень интересный и содержательный. Мы дали главный приз Галине Адамович за потрясающий фильм. Национальное белорусское кино постепенно становится на ноги.

Актриса Мария Шашлова , исполнительница главной роли Анастасии, рассказывает:

Я работаю в студии театрального искусства под руководством С. Женовача. В кино снимаюсь впервые. Очень долгими были пробы. Тогда много говорили о роли. Историки расходятся в отношении образа Анастасии. Кто-то приписывает ей большое влияние, но ясно одно: жизнь царя очень изменилась после ее смерти.

Актер Александр Демидов , исполняющий роль Ивана Грозного, дополняет:

Мой герой - глубоко мечущийся человек, на него влияла несомненно та обстановка, которая сложилась в его детстве, - предательства, убийства. Так что просто назвать его зверем никак нельзя. Если бы у Ивана Васильевича был выбор, он ни за что не стал бы царем... Ему постоянно приходилось решать проблемы - на Русь наступали враги. Грозный побил ливонцев, взял Казань, объединил страну. Главный вывод, который я сделал во время съемок, - России и сегодня нужно заглянуть внутрь себя.

February 3rd, 2016

Есть в Москве удивительное место. Попадаешь туда - и как будто оказываешься на съемочной площадке фильма, в декорациях Руси XVI-XVII века.

Крутицкое подворье по праву называют «замечательным явлением древнерусской архитектуры». Крутицами называлось древнее московское урочище, расположенное на возвышенностях на левом крутом (отсюда и название) берегу Москва-реки, проходивших от реки Яузы вплоть до урочища Симоново приблизительно в трёх километрах от Кремля вниз по течению Москва-реки. Этот район уникален тем, что здесь недалеко друг от друга находятся три древнейших московских монастыря: , Симонов и Крутицкое подворье.

В «Сказании о зачатии царствующего града Москвы и Крутицкой епископии» говорится о том, как святой благоверный князь Даниил Московский решил поставить свой двор на Крутицах, но отшельник, живший там, отговорил князя, предсказав, что на Крутицах будут храм и монастырь. По преданию, первый Успенский храм на Крутицах был возведён по желанию князя Даниила Московского в 1272 году, и при нём устроен монастырь. После князь Даниил даровал Крутицкий монастырь под подворье Сарайских епископов.

Монастырь «святой Богородицы на Крутицах» впервые упомянут в духовной грамоте великого князя Иоанна Даниловича Красного (конец 1358 г.) и в завещании его сына Дмитрия Донского (1372 г.). Со времени своего основания монастырь имел особый статус подворья епископов Сарских (Сарайских) и Подонских во время их пребывания в Москве. Рядом с ним проходила Николо-Угрешская дорога, по которой московские князья ездили в Золотую Орду.

В 1261 году митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II учредил в столице Золотой Орды городе Сарае православную Сарайскую епархию. По версии церковных историков (митрополит Платон, архиепископ Филарет, митрополит Макарий), святой благоверный князь Александр Невский ходатайствовал к хану о позволении устроить в столице Золотой Орды городе Сарае пребывание епископа для окормления православного населения, оказавшегося на территории, захваченной завоевателями во время татаро-монгольского нашествия (в Поволжье и на Северном Кавказе). По другой версии (академик Е. Е. Голубинский) — сам хан потребовал у митрополита учреждения кафедры, дабы иметь своими представителями не простых священников русского духовенства, а епископов.

Сарайские епископы пребывали при ханах, проживали в их столице и сопровождали их во время кочевий по степи. Они духовно окормляли русских пленников, а также всех православных, оказавшихся в Золотой Орде по своим надобностям: князей, княжеских посланников, купцов. Они могли выполнять важную дипломатическую роль, извещая русских митрополитов и великих князей о всём, происходившем в Орде. Духовенство Сарайской епархии осуществляло миссионерскую деятельность и среди татар. Епископам Сарайским ханы дозволяли обращать татар в христианство и такие обращения имели место.

В XIV веке к ведению Сарайской епархии были присоединены земли по Дону, и она стала называться Сарайской и Подонской.

К середине XV века могущество Золотой Орды ослабело. В 1454 году при митрополите Московском и всея Руси Ионе в правление Василия Тёмного епископ Сарский и Подонский Вассиан перенёс свою кафедру из города Сарая в Крутицкое подворье, он же стал первым епископом Крутицким. В результате чего центр Сарайской епархии переместился в Москву на Крутицы, где раньше Сарайские епископы пребывали лишь временно, а сами епископы Сарские и Подонские стали ближайшими помощниками Митрополитов Московских и Всея Руси в делах церковного управления.

Во время своего расцвета Крутицкая епархия была одной из крупнейших в России и занимала территорию, равную по масштабам Франции. Согласно решению Стоглавого собора 1551 года в случае болезни московского митрополита его судебные функции должен был осуществлять епископ Сарский и Подонский. По кончине Патриарха, вплоть до избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, Крутицкие митрополиты становились местоблюстителями патриаршего престола, а под их управление временно переходила Москва.

Расцвет Крутицкого подворья приходится на XVII век и связан с именем митрополита Сарского и Подонского Павла II (1664-1676 гг.). При нём в Подворье развернулась активная строительная деятельность:
В 1655 году сооружены двухэтажные Митрополичьи палаты.
В 1667-1689 гг. возведён новый Успенский собор.
На подклете древнего Успенского собора (XV века) в 1672-1675 гг. возвели Крестовую палату (в 1760-е гг. перестроена в церковь Воскресения Словущего).
В 1693-1694 гг. были сооружёны двухпролётные Святые врата с теремком.

В восточной части подворья был устроен сад с фонтанами — один из первых декоративных садов Москвы. К саду примыкал небольшой огород.

Митрополит Павел основал здесь учёное братское просветительское общество и богословскую школу. При нём в подворье проводилась работа по переводу книг священного писания с греческого языка на русский, причём, митрополит Павел был назначен Собором надзирать за исправлением текста славянской Библии монахом Епифанием Славинецким.

В 1612 году во время нашествия поляков Крутицы были разграблены.

В Смутное время Успенский собор играл роль главного кафедрального собора страны (вместо Успенского собора Московского Кремля, который находился в руках поляков). Здесь в июле 1612 года ополченцы Минина и Пожарского клялись крестным целованием освободить Москву от иноземных захватчиков.

В 1721 году Пётр I упразднил патриаршество, его роль стал выполнять Синод. С упразднением патриаршества, Сарские и Подонские архиереи потеряли право именоваться митрополитами.

В 1789 году здания Крутицкого подворья (за исключением Успенского собора, ставшего приходской церковью) были переданы военному ведомству, и Крутицкое подворье превратилось в Крутицкие казармы. Здесь же находились квартира и управление Московского воинского начальника.

Во время Отечественной войны 1812 года Крутицы сильно пострадали от пожара.

Крутицкие казармы использовались в качестве политической тюрьмы. Здесь в 1834-1835 гг. в течение семи месяцев на гарнизонной гауптвахте отбывал заключение писатель А. И. Герцен.

В 1920-е гг. храмы Крутицкого подворья были закрыты. Церковная утварь разграблена, изображения на стенах замазаны, надгробия митрополитов в храме Воскресения частично разбиты. В 1920 году Успенский собор был передан под общежитие Московскому военному округу. В 1936-1938 гг. Воскресенский храм был перестроен под жилой корпус по проекту архитектора Батагова. На месте древнего кладбища было устроено футбольное поле...

В 1947 году по постановлению Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР начато составление проекта реставрации Крутицкого подворья. С 1950 по 1984 гг. на подворье велись реставрационные работы под руководством выдающегося архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского.

Вплоть до начала 1996 года в подворье находились казармы имени Андрея Алексеевича Алёшина, более известные как Московская гарнизонная гауптвахта.

После смерти Сталина в 1953 году в течение суток в Крутицких казематах содержался под стражей Лаврентий Павлович Берия.

С 1991 году значительная часть помещений подворья была возвращена Русской Православной Церкви. По решению церкви храмы и иные сооружения подворья были переданы в распоряжение Всецерковного Православного молодежного движения (ВПМД). В 2000 году Всецерковное Православное молодежное движение было преобразовано в Синодальный Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Такова краткая история этого комплекса. Само подворье небольшое, обойти всё можно за 10 минут. Не знаю, наверное, можно и привыкнуть к такой красоте, и не считать ее чем-то особенным и удивительным. Если видеть каждый день. Но когда находишься там впервые, аж дух захватывает.

Слева направо: Митрополичьи палаты (с северной стороны примыкает храм Воскресения Словущего на Крутицах), Крутицкий теремок над Святыми воротами, стена-переход с галереей, Малый Успенский собор с колокольней.

Каменное строительство на Крутицах началось, очевидно, еще со времени перевода сюда из Орды центра Сарской и Подонской епархии. Владимирский летописец сообщает: «Того же лета (1516) заложил церковь каменну Успения Святой Богородицы на Крутицах владыка Крутицкий Досифей». Каким был этот первоначальный собор, сегодня точно сказать затруднительно. Предполагают, что по своей архитектуре он напоминал современные ему храмы, принадлежавшие к распространенному типу московского зодчества конца XV — начала XVI столетий.

Нынешнее «новое» здание Успенского собора имеет два этажа. Нижний ярус с теплым храмом св. Апостолов Петра и Павла сооружен в 1667-1689 гг. и освящен 29 июня 1699 г. По некоторым сведениям, освящение совершил Патриарх Иоаким. Строительные работы велись при митрополите Варсонофии (Черткове), погребенном в южной части нижней церкви. Верхний (летний) храм с главным Успенским престолом сооружен в 1700 г. Придел преподобного Сергия игумена Радонежского устроен в 1895 г.

Успенский собор имеет высоту от земли до подкрестного яблока 29 метров и завершен традиционным пятиглавием, символизирующим образ Иисуса Христа в окружении четырех евангелистов. Выстроен он из красного кирпича и являет собой самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Интересная особенность храма в том, что луковичные главки также выложены из кирпича. С правой стороны от входа в Петропавловскую нижнюю церковь к храму примыкает шатровая колокольня «о шести пролетах». Еще в конце XIX века здесь имелись мощные колокола, один из которых, малый, был отлит в 1730 году.

Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) — двухэтажное кирпичное здание размером 27,25 х 12,35 м. — сооружена в 1655 г. Толщина стен первого этажа доходит до 120 см., на втором этаже — до 115 см.

К южному фасаду здания примыкает изящное крыльцо, реставрированное в XX веке. На первом этаже, очевидно, располагались хозяйственные и иные служебные помещения, на втором — парадные и жилые.

Нынешнее здание Воскресенской церкви состоит из подвала с захоронениями Крутицких митрополитов, подклета и верхнего яруса, датируемого серединой XVIII века. Северный придел свт. Николая устроен в 1516 году.

В 1812 г. церковь выгорела, но росписи остались. Спустя четыре года главнокомандующий г. Москвы Тормасов распорядился церковь эту разобрать, священные стенные изображения смыть, намереваясь сделать здесь жилые помещения, а по некоторым сведениям, даже конюшни. Однако архиепископ Августин ходатайствовал перед обер-прокурором князем А. Н. Голицыным о сохранении храма. Голицын доложил об обстоятельствах дела императору Александру I, в результате чего последовало распоряжение о прекращении разборки храма.

В ходе начатого разрушения были открыты склеп с гробом епископа Крутицкого Иллариона и надписи над гробом епископов Евфимия, Симеона, Досифея и митрополита Геласия. Повелено было на месте погребения установить новые надгробные плиты. В 1839 году по проекту архитектора Е. Д. Тюрина предполагалось осуществить реставрацию древней Воскресенской церкви. В 1840 году с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон (строитель в Москве). В 1840 и 1899 гг. храм был частично перестроен.

Удивительные оконные ниши под галереей: ступенечками. Такие же ниши в храме Новоспасского монастыря.

В 1693-94 гг. сооружены Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор. По преданию, из окон терема митрополиты благословляли народ, собравшийся на площади, а также раздавали милостыню нищим. Теремок и Святые врата облицованы многоцветными поливными изразцами работы «государева ценинных дел мастера Степана Иванова Полубеса ».

На украшение теремка ушло более 2000 изразцов. Строительные работы велись под наблюдением выдающегося московского зодчего XVII века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалева. Сегодня Крутицкий теремок находится под охраной ЮНЕСКО.

Святые ворота были украшены фресковыми изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя и некоторых святых.

О Крутицком теремке москвовед П. В. Сытин восхищённо писал: «Крутицкий теремок является замечательным памятником русского народного искусства. В его декоративном убранстве ажурная каменная резьба изумительно сочетается с красочной облицовкой изразцами. Поражаешься мастерству народных художников! Со времени постройки теремка минуло свыше двух с половиной веков, а его изразцовый убор также ярок и живописен, словно только вчера вышел из рук мастера».

Церковь Успения известна в этой местности с XIV века. Современный собор имеет два этажа.

В 1667-1689 гг. возведён нижний ярус с тёплым храмом во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1700 году был сооружён верхний храм с главным Успенским престолом. Храм пострадал при пожаре 1812 года и был возобновлён к 1823 г. В 1700 году вокруг храма были устроены паперти, на стенах которых были изображены российские государи, начиная от князя Владимира до царя Алексея Михайловича.

Храм закрыли 1920 году и передали под общежитие...

Вот так он выглядел в середине века (в процессе реставрации):

В 1992 году храм снова был передан верующим. Ко дню празднования Пасхи 1993 г. верующим был передан нижний этаж Успенского собора — зимний (теплый) храм святых Апостолов Петра и Павла. Внутри этой церкви была проведена большая реставрация. В 1993-1995 годах раскрыта частично сохранившаяся настенная живопись конца XIX века. Над иконостасом сохранились изображения святых Апостолов, а с противоположной стороны - ветхозаветных Пророков.

В трапезной части восстановлены три настенные композиции, посвящённые двунадесятым праздникам — Благовещению Пресвятой Богородицы, Рождеству Христову и Крещению (Богоявлению) Господню. На западной стене также находится роспись, изображающая момент встречи св. праведной Анны и Елизаветы.

В 2003-2004 гг. купола Успенского собора были покрыты медью, а старые кресты, установленные в середине ХХ века П. Д. Барановским, заменены новыми, покрытыми позолотой.

Окружающая застройка.

Главным сооружением, которое встречает каждого, приближающегося к Крутицам, безусловно является Крыльцо с лестницей входа в Успенский собор. Крыльцо, как и весь комплекс Крутиц, не просто отреставрированное сооружение - а результат огромной научно-исследовательской работы, в результате которой комплекс был выкристаллизован из-под поздних переделок.

Крыльцо и лестница входа в Успенский собор. Фото 1982 г.

Вид на крыльцо и собор в 1898 г.

Сам собор в старину имел еще и западный вход с крыльцом и открытой лестницей, расположенной на продольной оси. Разобрано оно было очень давно и даже на самых старых фотографиях не присутствует. В процессе реставрационных работ были выявлены и воссозданы только опоры западного крыльца.

В 2008 году была восстановлена булыжная мостовая XIX века, покрывающая большую часть территории подворья: это единственная старая булыжная мостовая, сохранившаяся в Москве до наших дней.

Одна из моих любимых фотографий.

С 1950 по 1984 гг. на подворье велись реставрационные работы под руководством выдающегося архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. В память о нём на стене перехода между собором и теремком в 1998 году установлена памятная доска скульптора В. И. Ивлева: «Великому реставратору радетелю русской культуры П. Д. Барановскому».

На территории подворья снималось огромное количество фильмов. В основном, конечно, с исторической ноткой. Вот можно посмотреть подробный список с раскадровками.

С крыльцом митрополичьего корпуса не всё просто. Первоначально вход в палаты был с западной стороны. В середине XVIII века к южному фасаду пристроено открытое крыльцо с белокаменными лестницами. Здание перестраивалось много раз, и только усилиями советских реставраторов ему был возвращен первоначальный облик.

Несмотря на проведенную реставрацию, крыльцо находится в плачевном состоянии. И явно требует внимания.

Вот эти тряпочки должны указывать туристам на то, что входить на крыльцо не разрешается. Всё же памятник архитектуры. Но многие свадебные процессии это предупреждение игнорируют. Ради красивых кадров. При мне охранники удалили пару фотографов, которые не согласовали коммерческие съемки.

Вход в Воскресенскую церковь. Слева - Набережные палаты.

После насыщенной прогулки по Крутицкому подворью мы вышли под Новоспасским мостом к Краснохолмской набережной. И немного погуляли у пруда, в котором отражался во всем своем закатном блеске мой любимый Новоспасский монастырь.