Конспект занятия по логопедии приставка и предлог. Конспект логопедического занятия "Приставки и предлоги" план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

, учитель-логопед, ЧС(К) начальная школа – детский сад №3 «Надежда» Министерства образования и Молодежной политики Чувашской республики.

  • Образовательные.

    1. Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.
    2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

    Развивающие.

    1. Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
    2. Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
    3. Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
    4. Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

    Воспитательные.

    1. Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
    2. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
    3. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    (У учащихся на партах - карточки с записанными на них словами)

    Учитель: Прочитайте и назовите предлоги.

    Учащиеся: через лес – предлог через, с братом – предлог с, у школы – предлог у, перед окном – предлог перед, из коробки – из, в машине – в, за братом – за, поливает – в этом слове нет предлога.

    Учитель: Нет предлога?! Что тогда в нем есть?

    Учащиеся: приставка

    Учитель: Назовите приставку.

    Учащиеся: по.

    2. Сообщение темы занятия. (слайд 1)

    Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?

    Учащиеся: приставки и предлоги.

    Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.

    Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?

    Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.

    3. Повторение ранее полученных знаний.

    Учитель: Что такое предлог?

    Учащиеся: это слово.

    Учитель: Для чего нужен предлог?

    Учащиеся: для связи слов в предложении.

    Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

    Учащиеся: раздельно. (слайд 2.1)

    Учитель: Что такое приставка?

    Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Учитель: Как пишется приставка со словами?

    Учащиеся: слитно.(слайд 2.2)

    Учитель: Итак,отправляемся в царство Грамматики (слайд 3)

    4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

    Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

    1. Работа со словом.

    Учитель: Прочитайте слова. (слайд 4)

    Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

    (за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом

    Учитель: Как это можно сделать?

    Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.

    Учитель: Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой ).

    Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог?

    Учащиеся: за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно.

    Учитель: Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.

    Учащиеся: ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно.

    Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.

    Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.

    Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.

    Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…

    Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.

    Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики.

    Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

    2. Упражнение на логическое мышление.

    Учитель: Чем отличаются фигуры справа от фигур слева? (слайд 5)

    3. Работа со словосочетанием.

    Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами. (слайд 6)

    (с)катился (с)горы

    (по)бежали (по)дорожкам

    (про)читал (про)машины

    Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.(слайд 7)

    Назовите слова с приставками.

    Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.

    Учитель: Как записали приставки?

    Учащиеся: слитно.

    Учитель: Назовите слова с предлогами.

    Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

    Учитель: Как записали предлоги со словами?

    Учащиеся: отдельно.

    Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

    3. Составление предложения с одним из словосочетаний (из упр. 2) – устно.

    Физкультминутка. (слайд 8)

    4. Работа с предложением (текстом).

    Учитель: Прочитайте предложения. (слайд 9)

    (На)дворе была гора.

    (В)зале стоит душистая ёлка.

    Весь день (на)горе много детей.

    (На)ветках игрушки.

    (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

    Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Сколько рассказов можно составить из этих предложений?

    Учащиеся: 2.

    Учитель: О чем будет первый рассказ?

    Учащиеся: о горке.

    Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Учитель: Как можно озаглавить рассказ?

    Учащиеся: Горка.

    Учитель: О чем второй рассказ?

    Учащиеся: о елке.

    Учитель: Прочитайте его.

    Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..

    Учитель: Как назовем этот рассказ?

    Учащиеся: Ёлка.

    Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

    (взаимная проверка).

    5. Подбор предлогов и приставок.

    Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

    5. Подведение итогов.

    Учитель: Чему учились на занятии?

    Еще раз вспомним что такое приставка и предлог.

    Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

    Кому было трудно?

    Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (слайд 10)

    Упражнения.

    …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

    Все ребята …бежали …льду …коньках.

    Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

    Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

    Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.

    Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

    На стройке.

    Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

    Набросился на врага. …кинула …плечи. …вёл …дело …конца. Ставил ведро …кран. …резал замок …дверь. …читал рассказ …конца. …гулял …парку. …ехал …станции. …рисовал …листке бумаги. …плела ленту …косу.

    Список используемых источников.

    1. Гнездилов М.Ф. Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. –М., 1956.

    2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -СПб.: СОЮЗ, 2001.

    3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. -Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004.

  • Дифференциация приставок и предлогов

    Цель: 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов

    2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики

    3.Ознакомить с деловым письмом.

    Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с индивидуальными заданиями.

    Ход занятия.

      Организационный момент. Сегодня,ребята,мы с вами будем работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.

    Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.

    Учитель: Что такое предлог?

    Учащиеся : это слово.

    Учитель: Для чего нужен предлог?

    Учащиеся: для связи слов в предложении.

    Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

    Учащиеся : раздельно.

    Учитель: Что такое приставка?

    Учащиеся : приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Учитель : Как пишется приставка со словами?

    Учащиеся : слитно

    А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма. -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)

    Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:

    Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.

    2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание. Работа со словосочетанием.

    Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.

    (с)катился (с)горы

    (по)бежали (по)дорожкам

    (про)читал (про)машины

    Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.

    Учащиеся: скатился, побежали, прочитал

    Учитель: Как записали приставки?

    Учащиеся : слитно.

    Учитель: Назовите слова с предлогами.

    Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

    Учитель: Как записали предлоги со словами?

    Учащиеся: отдельно.

    Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

    2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.

    3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов- а вместо приставок -

    (В) тополиную метель

    (По) терял дорогу шмель.

    (Про) мелькнул (над) огородом,

    (В) дом (на) кухню (за) летел

    И (над) синей чашкой (с) мёдом

    По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

    Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

    В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

    Правильный ответ:

    В тополиную метель

    Потерял дорогу шмель.

    Промелькнул над огородом,

    В дом на кухню залетел

    И над синей чашкой с мёдом

    По-хозяйски загудел.

    4.Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

    Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

    Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

    в (какой?) зимний холод влетит

    в (какой?) сильный зной прошепчет

    в (какие?) открытые окна загудит

    по (какому?) синему морю притихнет

    умчится

    примчится

    вздумает

    5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

    (С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

    Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога? Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

    Занятия
    «Дифференциация приставок и предлогов»

    Подготовили:

    учитель-логопед МБОУ «ООШ №17»

    В.

    учитель-логопед МБОУ «СОШ №20

    с углубленным изучением

    отдельных предметов»

    г. Старый Оскол

    Логопедическое занятие по теме

    «Дифференциация приставок и предлогов».

    Актуальность использования средств ИКТ : Создание условий для эффективности коррекции речи и ВПФ.

    Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

    Задачи:

    ü ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;

    ü формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

    ü формирование умения работать индивидуально, в малых группах;

    ü формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

    Тип занятия : Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Форма организации занятий: Групповое логопедическое занятие.

    Вид используемых на занятиях средств ИКТ : универсальная презентация, единая коллекция ЦОР.

    Необходимое аппаратное и программное обеспечение : компьютерный класс, мультимедийные компьютеры, проектор, интерактивная доска, программа компьютерного тестирования «Отличник»,

    I. Подготовительный этап

    1. Мобилизирующий этап

    Задача: эмоциональный настрой.

    Даются указания.
    – Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
    – Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).


    Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

    – Желаю (соприкасаются большими пальцами)
    – успеха (указательными)
    – большого (средними)
    – во всём (безымянными)
    – и везде (мизинцами).
    – удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

    2. Постановка учебной задачи.

    Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Это и будет вашим паролем на вход.

    Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится.(Слайд 1)

    Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

    Правильно. На протяжении всего урока помните об этих звуках!

    Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками?

    Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).

    Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

    Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки ипредлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

    Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. (Различение предлогов и приставок). (Слайд2)

    А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.

    Учитель: Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова. (Слайд 3). Он приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.

    II . Формирование психологической базы речи.

    1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:

    Я сейчас раздам вам фигуры. Одна - «кубик » , а другая – «пирамидка» .

    Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:

    Поставьте пирамидку на кубик

    Подержите пирамидку над кубиком

    Поставьте пирамидку за кубик

    Положите пирамидку кубика.

    Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

    Догадайтесь, какое слово я пропустила? (Около, рядом, слева, справа, у …)

    Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.

    III . Работа над темой:

    (Слайд4)

    Для того, что во всем разобраться Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку:

    КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО

    Что вы здесь видите? (слова)

    Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке .) (Клик).


    Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по ) (Клик).

    Что это за слова? (Это предлоги).

    - Что вы знаете о предлогах? (Это часть речи , служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

    Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. (От, на, за, по). (Клик)

    Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

    Продолжим наше исследование.

    Составьте предложение, используя только эти слова. (Клик) . (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

    Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

    Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по )

    Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке). (Клик).

    - Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)

    Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)

    2. Актуализация знаний.

    (Слайд 5)

    Игра «Найди приставку и предлог».

    Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)

    Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

    Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. (Работа на слайде)

    Образец (…)земный переход – переход (…)землей

    (…)городная поездка – поездка (..)город

    (…)школьный сад – сад (…) школе

    Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

    (Слайд 6)

    Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся и сравним. (Слайд 7).

    У нас 2 группы. Первая группа рассказывает все о предлогах, а вторая – о приставках. За каждый правильный ответ вы получаете бонусы.

    Что такое приставка?

    Что такое предлог?

    Для чего служат?

    Как пишутся со словами?

    Как различить?

    С какими частями речи употребляются? (Употребляется с разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. Предлог не употребляется с глаголом)

    Постарайтесь запомнить эти правила, потому что они вам пригодятся при выполнении заданий.

    IV . Физминутка. (Слайд 8).

    А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

    Фрагмент танца «Учитель танцев».

    V . Закрепление знаний.

    1. Игра «Найди предлог». (Слайд 9).

    2. Игра «Составь словосочетания».

    Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - ….

    Читал, середина.

    Лез, окно.

    Бросился, еда.

    Крыл, стол.

    Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)

    Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.

    VI . Упражнение для глаз. (Слайд 10)

    А теперь, давайте выполним упражнения для глаз. Сядьте прямо, следите за вертолетом , не отрывая глаз.

    VII . Работа в тетрадях.

    (Слайд 11)

    А сейчас открываем тетради и записываем число и тему занятия.

    1. Задание на отсроченное запоминание:

    Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.

    2.Игра «Умники и умницы»

    Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи. (Слайд 14)

    Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:

    Желтая дорожка:

    Отец (на)писал адрес (на)конверте.

    Лодка (от)чалила (от)берега.

    Зеленая дорожка:

    (по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела

    Красная дорожка:

    Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.

    Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.

    Проверка:(

    Кто выбрал зеленую дорожку?

    Желтую? Красную?

    Сравните свою работу с образцом.(На слайде) (Клик)

    3. Составьте предложения по данной картинке, используя различные предлоги. И еще одно условие: в каждом предложении используйте имена прилагательные . Запишите одно из них. Взаимопроверка.

    4. Работа в группах.

    Игра «Рассыпалось предложение».

    Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

    Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

    Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.

    Затем проверяем предложения и записываем 1 наиболее понравившееся предложение победившей команды (с проговариванием). Слайд.

    VIII . Итог:

    А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

    Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

    Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)

    Как различить предлог и приставку?

    Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?

    Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:

    Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.

    Предлоги от слов «удаляются» - в словах не найти им следа.

    IX. Пароль на выход.

    А выводы за вас сделает компьютер. Мы выполним тест и узнаем, как вы усвоили материал. Компьютер оценит вашу работу.

    Наше занятие закончилось.

    Большое спасибо за работу.

    Список использованной литературы:

    1. . Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / . - М. : ВЛАДОС, 20с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

    2. Лалаева, Раиса Ивановна .
    Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособ. / . - СПб. : СОЮЗ, 19с.

    3. Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / . - М. : Аквариум, 19с. : ил.

    4. Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / , . - М. : АРКТИ, 19с. : 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).

    Конспект группового логопедического занятия для учащихся с

    аграмматической дисграфией, дизорфография

    Тема. Дифференциация предлогов и приставок.

    Цель учить дифференцировать предлоги и приставки.

    Задачи.

    Образовательная: закрепить знания детей о приставках и предлогах; научить различать практически приставки и предлоги; закрепить умение различать и выделять приставку и предлог; совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.

    Коррекционно – развивающая: пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия; развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения; корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений; совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

    Воспитательная: воспитывать выдержку, самоконтроль, орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

    Оборудование: карточки, тетради.

    Ход занятия.

      Организационный момент. Психологический настрой детей.

    - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии!

    Сегодня нашим девизом будут слова:

    И вновь урок мы начинаем,

    К вершине знаний держим путь.

    Все знания сами открываем,

    Поэтому – активным будь!

    - На доске записаны слова, определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами. Слова записаны на доске:

    В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.

    - Назовите слова с приставками. Назовите слова с предлогами (выполняют устно, объясняют каждое слово).

    - Какую задачу нам предстоит решить на уроке? (Будем различать приставки и предлоги)
    - Для чего нужно нам учить различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно писать)

    2. Сообщение темы занятия.

    - Как правильно сформулируем тему занятия? (Приставки и предлоги)
    - Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память.

    - Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:

    поставьте пирамидку на кубик;
    – подержите пирамидку над кубиком;
    – поставьте пирамидку перед кубиком;
    – положите пирамидку …. кубика.

    Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово)
    - Догадайтесь, какое слово я должна была произнести (около, рядом, слева, справа, у...)? (Положите пирамидку около кубика.)
    - Правильно.

    3.Повторение ранее полученных знаний.

    Что такое предлог? (Это слово.)
    - Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)
    - Как пишется предлог с другими словами? (Раздельно.)
    - Что такое приставка?
    (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
    - Как пишется приставка со словами? (Слитно.)
    - Прочитайте скороговорку, определите приставки и предлоги.

    Догорода дорога вгору,
    Отгорода – сгоры.

    4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

    Работа со словом.

    - Прочитайте слова. Определите, где слова с приставками, а где с предлогами? Намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили, всамолёт, побежал, подорожке.
    -
    Как это можно сделать? (Между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.)
    - Проверим: намашину, попробуем вставить слово-признак (на красную машину). Сделайте вывод, что такое
    на – приставка или предлог?
    (На – это предлог, потому что можно вставить слово: на красную машину, пишется отдельно.)
    - Следующее слово: набросил, попробуем вставить слово.
    (Ничего не получается, значит на – приставка, пишется слитно.)
    (Далее аналогично со всеми словами).
    - Назовите из этого упражнения слова с приставками. (Набросил, срисовал, входили, побежал.)
    - Назовите слова с предлогами. (На машину, с открытки, в самолёт, по дорожке.
    ) Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…
    - Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записали слова.
    - Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

    Работа со словосочетанием.

    - Я буду читать слова, а вы правильно запишите слова с приставками и предлогами.
    Покрыше побежал, начертил напеске, срывал, сдерева
    - Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.
    (Побежал, начертил, срывали.
    )

    - Как записали приставки? (Слитно. )
    - Назовите слова с предлогами.
    (По крыше, на песке, с дерева. )
    - Как записали предлоги со словами?
    (Отдельно.)
    - Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

    - Составьте предложение с одним из словосочетаний устно.

    Физкультминутка.

    5. Работа с раздаточный материалом.

    - У вас на столе лежат карточки с заданием. Прочитайте и вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.

    Мурка

    Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.

    Давайте проверим (каждый учащийся зачитывает предложение и объясняет, как он написал).

    6. Итог занятия. Чему учились на занятии?
    Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
    Молодцы! Спасибо за работу.

    Дифференциация предлогов и приставок

    Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии

    (для учащихся 2-х классов общеобразовательных школ)

    Цели:

    Коррекционно-образовательная

      Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова (приставка – часть слова) и морфологической структуре языка.

      Закрепление навыка слитного написания приставок и раздельного написания предлогов.

    Коррекционно-развивающая

      Работа над развитием связной речи учащихся.

      Развитие психических процессов (памяти, способности к переключению).

    Воспитательная

      Формирование интереса к логопедическим занятиям.

      Развитие самостоятельности в процессе решения проблемных ситуаций.

    Оборудование:

    "Весёлый дом"(изображение дома с «человечками-предлогами»)

    Карточки с предлогами

    Карточка № 1

    Карточка № 2

    Карточка № 3

    Ход занятия

      Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята. Садитесь.

    Какое сегодня число? Какой день недели был вчера? Какой месяц будет после текущего? Назовите время года между осенью и весной?

      Этап воспроизведения опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    Ребята, с какими большими группами слов мы уже знакомы, умеем определять их в речи, в предложениях, ставить к ним вопросы.

      слова, обозначающие предмет, - существительные;

      слова, обозначающие действие предмета, - глаголы;

      слова, обозначающие признак предмета, - прилагательные;

    (Учащиеся самостоятельно приводят соответствующие примеры)

    Сегодня мы приглашены на новоселье. Посмотрите как много в этом доме жильцов. Давайте с ними познакомимся.

    (работа с "Весёлым домом")

    Отвечая на вопрос, составьте словосочетания.

    (За верный ответ ученик получает карточку с предлогом и прикрепляет к «нужному» человечку-предлогу на макете.)

    Парит где? парит над домом

    Сидит где? сидит на крыше

    Бежит по чему? бежит по крыше

    Находится где? находится в доме

    Выходит откуда? выходит из дома

    Спрятался куда? спрятался за дом

    Выглядывает откуда? выглядывает из-за угла дома

    Подходит к чему? подходит к дому

    Отходит от чего? отходит от дома

    Стоит где? стоит около дома

    Итак, какие слова живут в "Волшебном доме"?

    Это предлоги.

    Назовите предлоги, которые мы вспомнили.

    Какие предлоги вы ещё можете назвать?

    Для чего нужны предлоги?

    Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

      Этап первичного закрепления. Типовые и конструктивные задания.

    Итак, предлоги – это самостоятельные слова, следовательно, с другими словами они пишутся как: слитно или раздельно?

    Правильно, раздельно.

    Коллективная работа по карточке №1

    Зимний день короткий. У птиц мало времени для поиска корма. Слабеют пернатые от голода и холода. Помогите птицам! Горстка семян с кусочками сала в кормушке спасёт птиц в студёное зимнее время. Наша забота поможет пернатым дожить до весны.


    О ком этот рассказ?

    Почему зимой птицам нужна помощь?

    Чем мы можем помочь птицам?

    Озаглавьте текст.

    Устный анализ текста по предложениям, выделение предлогов.

    (Учащиеся выделяют предлоги в своих карточках)

    Письменный анализ словосочетания с предлогом из последнего предложения.

    Приставка предлог

    до жить до весны

    Самостоятельный письменный анализ отрывка из стихотворения С. Маршака "Мяч".

    До катился до ворот

    Под катился под ворота

    До бежал до поворота

    Совместный вывод по итогам этого этапа:

    Приставки и предлоги могут быть одинаковыми.

    Приставки пишутся слитно, это часть слова.

    Предлоги пишутся раздельно, это самостоятельные слова.

      Этап творческого применения знаний в новой ситуации. Выполнение проблемных заданий.

    1) Работа по карточке № 2

    Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги .

    Ученики (вы) ходят (из) школы.

    Ребята (с) прятались (от) дождя (под) раскидистой елью.

    Пчёлы (пере) летают (с) цветка (на) цветок.

    (От) нового пальто (ото) рвалась пуговица


    2) Письмо по памяти.

    Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет.

    Кому принадлежат эти строки?

    Из какого произведения?

    Записать по памяти, выделить предлог, обозначить приставку.

    3) Работа по карточке № 3

    Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки .

    Колобок …… катился ……. тропинке.

    Всадник ….. вязал ….. лошадь ….. дерева и ….. скочил ….. седло.

    Пастухи ….. пустились ….. гор ….. долину.


    (После выполнения каждого задания этого этапа проводится его проверка.)

      Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.

    Что мы сегодня учились различать?

    Как пишутся предлоги?

    Как пишутся приставки?

    Сегодня мы учились различать предлоги и приставки. Повторим, что предлог – это самостоятельное слово, пишется раздельно. Приставка – это часть слова и пишется слитно. Глаголы могут иметь в своём составе приставку, существительные могут употребляются с различными предлогами.