Гус Ян - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография яна гуса Сообщение яна гуса

«Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!»


«Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!»


Ян Гус был сожжён на костре 6 июля 1415 года. Сожгли за ересь. Если кратко описать идеи Гуса, то можно сказать, что он лишь хотел, чтобы церковь поступала так, как она сама же учит.

Его проповеди против зла, причиняемого католическим духовенством, завоевали народное сердце. Сейчас Ян Гус является одним из самых популярных исторических героев Чехии.

Он запомнился как ярый критик церкви и защитник национальной самобытности. Неудивительно, что его казнь, в итоге, привела к Гуситским войнам.



Ян Гус был выдающимся человеком не только в религиозном плане. Он также сделал многое для науки. Ректор Пражского университета, мастер свободных искусств, он написал множество научных работ по лингвистике.

В частности, именно он придумал диакритические знаки над буквами (как тут: ž), которые позволили передавать каждый звук речи отдельной буквой. Он провёл реформу чешского правописания: книги стали более понятны народу.



Ян Гус



Критика церкви и императора

С 1402 года Ян Гус проповедует в Вифлеемской часовне при Пражском университете, где он с 1398 года преподавал богословие. В том же 1402 году он впервые становится на год ректором университета.

Итак, как можно догадаться, центром вольнодумства в Праге становится Вифлеемская часовня. В это время друг Гуса Иероним Пражский привозит в Прагу сочинения Джона Уиклифа, которые были запрещены церковью.

Гус восхищён Уиклифом до такой степени, что открыто называет себя его сторонником. Надо сказать, что Уиклифа чуть не ждала участь Яна Гуса. Первого тоже вызывали на собор для дачи показаний, однако тот остался в Оксфорде под защитой короля Англии.

Итак, будучи под влиянием английского богослова, Ян Гус начинает открыто осуждать развращённые нравы духовенства и призывает лишить церковь собственности. Кроме того, он выступал за чешскую самобытность против немецкого засилья в Чехии.



Интерьер Вифлеемской часовни в Праге


Эта часть критических проповедей Гуса очень импонировала шляхте, желавшей получить в свои руки церковные земли. Бюргерам, в свою очередь, нравилась идея бедной церкви.

Бедной и «дешёвой» - Гус также выступал против платы за таинства. По его мнению, церкви хватило бы небольшой доли дохода богачей.

Критические проповеди Гуса нравились дворянам и бюргерам
Ян Гус проповедовал то, что собственность должна принадлежать справедливым. А несправедливый богач то же, что и вор. Христиане же должны искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Гус также говорил, что нельзя слепо подчиняться церкви. Здесь он апеллировал к Библии: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

Явный намёк на то, что священники такие же люди. Впрочем, слово «намёк» можно и убрать, если учесть истории Гуса о студенческих похождениях по баням, которые, как известно, были центрами разврата.

В 1409 году король Богемии Вацлав IV подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Это был явный знак поддержки Яна Гуса.



Приготовления к казни Яна Гуса



Изгнание Яна Гуса из Праги

С 1409 года проповеди Яна Гуса становятся всё более радикальными. Как и Уиклиф, Гус поставил Библию выше папы, церковных соборов и папских постановлений, противоречивших Библии.

В этом плане Ян Гус был фундаменталистом: его идеалом была раннехристианская церковь. К 1412 году положение Яна Гуса ухудшилось настолько, насколько это возможно.

В это время Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу.

В 1413 году Яна Гуса отлучили от церкви и наложили интердикт, то есть запрет вести службы, на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Гус бежит и в течение двух лет живёт в замках дворян, покровительствовавших ему.



Картина Владислава Муттиха «Ян Гус на костре в Констанце», 1415


В изгнании Ян Гус написал опус «О церкви» (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности насильственным путем.

Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково.

Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Яна Гуса начали причащать простой народ и вином.

«Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил»

В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор. В Констанце пытались объединить Римско-католическую церковь, переживавшую тогда Великий западный раскол, который привёл к троепапству. То есть сразу три человека объявили себя понтификами.

Ян Гус согласился поехать на собор только после того, как брат чешского короля, император Священной Римской империи Сигизмунд I, лично пообещал Гусу, что с ним ничего не случится.

Однако по прибытии в Константц выяснилось, что император его обманул. Вместо охранной, он дал ему обыкновенную подорожную грамоту.



Ян Гус на костре - рисунок Яничека Змилелы в Йенском кодексе.
Ян Гус изображён в образе Христа


В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключён в одной из комнат дворца.

Гуса сожгли, нарушив императорскую клятву о безопасности

Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император.

Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им слове, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 году он стал королём Чехии и был вовлечён в опустошительные Гуситские войны.

Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он стал словоохотнее, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться.

Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был передан констанцскому архиепископу, посадившему его на хлеб и воду.



Памятник Яну Гусу на Староместской площади в Праге,
возведен в 1915 году по проекту Ладислава Шалоуна



Ян Гус - предтеча Мартина Лютера

8 мая 1415 года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце.

Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

«Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил».

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 года Ян Гус по приговору собора был сожжён на костре.

Говорят, на костре он предсказал появление через сто лет Мартина Лютера, великого реформатора, чьи труды не будут уничтожены:

«Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!».



Сергей Алумов

Ян Гус – самый знаменитый чех в мировой истории. Он родился в 1369 году (по иным сведениям в 1371 г.) в селе Гусинец в Южной Богемии в семье крестьянина.

В 1393 году окончил Пражский университет, стал первоначально бакалавром теологии, а затем получил степень магистра свободных искусств. Служил деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. занимал должность ректора.

Одновременно в 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

В проповедях он выступал против церковного богатства, призывал лишить Церковь собственности, подчинить её светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы Церкви, осуждал симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии, в частности в Пражском университете. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства, и даже королю Вацлаву IV. Проповеди Яна Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившейся к «дешевой» Церкви.

В конфликте с немецкими магистратами Пражского университета, выступившими против идей Яна Гуса, король Вацлав IV встал на его сторону и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение; руководство университета перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но одновременно Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

1409-1412 года – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформаторского учения. Гус поставил авторитет Священного Писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное Писание. К 1410-1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.

В 1412 году Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, что вызвало конфликт с Вацлавом IV, отказавшемся далее поддерживать опасного еретика, так что это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от Церкви и интердиктом (запрещением исполнять церковные обряды) на Прагу и другие чешские города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть Прагу и в течении 2 лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая свою проповедническую деятельность в Южной и Западной Чехии.

В изгнании Ян Гус написал свою главную работу – большое сочинение «О Церкви», в котором критиковал всю организацию католической церкви и церковные порядки, отрицал особое положение папы, необходимость его власти, доказывал, что следует лишать священников светской власти и оставить им имущества столько, сколько необходимо для безбедного существования.

В учении Яна Гуса Церковь увидела опасную ересь, и в 1414 году он был вызван в немецкий город Констанц на церковный собор, который собрался, чтобы положить конец расколу в Церкви и осудить ереси. Ян Гус, получив охранную грамоту императора Сигизмунда I , решил поехать в Констанц и отстаивать свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был заключён в тюрьму, в которой провёл 7 месяцев.

Затем Гусу предложили отказаться от своих сочинений. 6 июля 1415 года Яна Гуса привели в кафедральный собор и прочитали приговор, по которому, в случае, если он не отречётся от своих взглядов, его отправят на костёр. Ян Гус произнес:

Не отрекусь!

Он сразу же был лишен сана священника и казнён. Рассказывают, что когда Ян Гус уже стоял на разгоравшемся костре, одна старушка подбросила в огонь вязанку хвороста. Она искренне верила, что сожжение человека угодно Богу и что костёр очистит его душу.

О, святая простота! – воскликнул Гус.

Эта фраза стала крылатой.

Прах Яна Гуса был выброшен в воды Рейна.

Казнь Яна Гуса всколыхнуло чешское общество и вызвало взрыв возмущения, вылившийся в гуситское движение. Ян Гус был объявлен чешским святым.

Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 г. получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно он начал и проповедническую деятельность.

С 1401 года Гус читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. Хотя он критиковал церковь, он считал себя верным её членом, вскрывающим недостатки людей и служащим во благо церкви.

Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Виклифа. Под влияние идей Виклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной церковной догматики. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).

В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Виклифа, среди сторонников Виклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседании синода. Сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса.

В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые позже отказались от своих убеждений.

В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.

В 1411 году архиепископ Збинек прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Збинек бежал в Венгрию. Он умер в дороге 28 октября 1411.

В 1412 году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в Южную Чехию (вначале в замок Козий-Градек, а затем в Краковец), где шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.

Осуждение и казнь

В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 г. он стал королем Чехии и был вовлечен в опустошительные Гуситские войны. Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был предан констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

8 мая 1415 года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!». Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.

Наследие

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, между его последователями (гуситы) и католиками. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась. Небольшая часть таборитов и наиболее радикальных чашников, под покровительством архиепископа Рокицаны, объединились в общины чешских братьев, существующие до сих пор.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в 1915. Кроме того, в 1918 г. возникла Чехословацкая гуситская церковь, имеющая в настоящий момент около 100 000 сторонников и поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью.

Ян Гус оставил обширное литературное наследие, внёс большой вклад в разработку литературного средневекового чешского языка и кодификацию чешской орфографии.

Ян Гус (1371-1415) по праву считается национальным героем чешского народа. Он был прекрасно образованным человеком (окончил Пражский университет в 1393 году), являлся настоятелем и проповедником. Читая проповеди, собирал до 3-х тысяч слушателей. В начале XV века занимал должность ректора Пражского университета и делился со студентами своими взглядами. А они, по мнению католической церкви, были ничем иным как ересью. В чём же состояла суть этих взглядов, и почему богопротивные мысли возникли в голове Яна Гуса?

Чтобы понять суть вопроса, давайте вначале ознакомимся с жизнью средневекового университета, в котором вначале Гус учился, а затем преподавал. Дело в том, что в этом учебном заведении студенты и преподаватели организовывались по землячествам или по нациям. Студенты носили кокарды в зависимости от национальной принадлежности. Дружили, выпивали, дрались тоже по нациям.

Всего же таких землячеств насчитывалось 4. Это баварцы, саксонцы, поляки и чехи. То есть в Пражском университете учились люди разных национальностей. Причём нельзя сказать, что между нациями были братские отношения. Иными словами, дружба народов отсутствовала.

Король Карл был человеком справедливым и, естественно, беспокоился о своих чешских подданных. Он стремился, чтобы в собственном университете чехи чувствовали себя уверенно и спокойно. Поэтому ректором всегда был чех. И когда король умер, и его сменил любитель Бахуса Венцеслав, это правило продолжало действовать. В результате Ян Гус и стал ректором, так как являлся чистокровным чехом и профессором богословия.

Надо сказать, что половина населения Праги состояла из немцев. Бюргеры и крупное дворянство делились на онемеченное чешское и немецкое. А вот крестьяне и мелкие дворяне были чистокровными чехами. Разногласия между этими двумя нациями копились давно. А проявлять они себя начали именно в университете. Человеком же, бросившим вызов сложившимся устоям, как раз и стал ректор Пражского университета.

По своей сути Гус являлся человеком честным, набожным и искренним. Его до глубины души возмущали те безобразия, которые творились в католической церкви. Вот он и начал излагать с кафедры свои мысли и суждения по этому вопросу.

Например, ректор считал, что если католический священник совершил уголовное преступление, то его надо судить на общих основаниях мирским судом, а не освобождать от наказания под видом духовного суда. Также жёсткой критике были подвергнуты индульгенции. Ведь каждому честному человеку понятно, что грехи за деньги отпустить невозможно. Следовательно, церковь бесстыже наживается на продаже грамот.

Но чешский ректор в своих обличениях пошёл ещё дальше. Он заявил, что если власть нарушает заповеди Бога, то не может быть им признана. Нельзя также продавать церковные должности и взимать плату за таинства. Все эти громогласные высказывания раздражали власть имущих. Первой ласточкой стал арест друзей Гуса в 1408 году. Их обвинили в ереси, и люди, не выдержав тягот заключения, отказались от своих взглядов.

Проповедь Яна Гуса

В 1409 году римский папа издал буллу против дерзкого ректора. Его проповеди были запрещены, но чешские власти встали на защиту своего соотечественника. Поддерживал его сам король и игнорировал заявления высокопоставленных отцов католической церкви. Но искренний и честный проповедник бросил вызов очень могущественным силам, и всё закончилось трагически.

16 ноября 1414 года начался Констанцский собор , проходивший в городе Констанце (юг Германии) вплоть до 22 апреля 1418 года. В его задачу входило прекратить троепапство, а заодно отрешить от власти папу Иоанна XXIII. Тот был настоящим разбойником, сумевшим пролезть на папский престол. Все неприглядные дела этого человека вскрылись, и его решили низложить. На собор вызвали и Гуса. Таким образом, папу собирались судить за уголовные преступления и жульничества, а пражского ректора за ересь.

Друзья отговаривали ректора ехать на собор. Но император Священной Римской империи Сигизмунд выдал Гусу охранную грамоту , которая гарантировала безопасность. Честный и порядочный чех поверил обещаниям самодержца и явился на собрание высокопоставленных церковников. То есть появился среди тех людей, которых нещадно обличал в своих проповедях.

Результат был такой. Иоанн XXIII, увидев, что для него всё складывается очень печально, бежал из Констанцы, прихватив с собой крупную сумму денег. Остаток жизни он спокойно прожил в Италии, не испытывая нужды и угрызений совести. Наш же честный и порядочный герой был арестован. Но содержали вольнодумца не в тюремном каземате, а в одной из комнат дворца.

Арест ректора вызвал бурю возмущения. Сеймы Моравии и Чехии потребовали освободить их соотечественника. Под давлением общественного мнения император Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе. Это постыдное мероприятие проходило с 5 по 8 июня 1415 года . Нашему герою вменялась ересь и третирование немецких студентов в Пражском университете.

При вынесении приговора мнения разделились поровну. Половина обвинителей признала, что Ян Гус невиновен, вторая же половина утверждала обратное. Последнее слово оставалось за императором Сигизмундом. Тот, узнав, как разделились голоса, побледнел. Под сенью храма воцарилось гробовое молчание. И в этот момент императора спросили: "Ваше величество, какое будет ваше окончательное решение? Вы за учение обвиняемого или против? Признаёте ли вы его еретиком, заслуживающим смерти?"

Тогда гордый чех с горечью в голосе спросил: "Ваше императорское величество, неужели вы можете так поступать, унижая свою честь и корону. Неужели вы сами отрекаетесь от своей охранной грамоты, заверенной вашей печатью и подписью? Ведь вы же берёте на себя преступление и вероломство. Речь идёт вовсе не о моей жизни, но о вашем честном имени…"

На что император, пряча глаза, ответил: "Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд. Но он касался только дороги сюда. Обратный же путь я тебе не обещал. Твоё требование безосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов". Действительно, голосование прошло 50 на 50, а решающим стал голос императора. Поэтому большинством голосов мужественный чех был приговорён к сожжению.

После речи императора все были так разгорячены, что ломали столы и бросались их обломками. Во время этого шума Сигизмунд незаметно удалился. То же самое мог сделать и Гус, если бы захотел. В пылу спора о нём все забыли, а может быть сделали вид, что забыли.

Казнь Яна Гуса

Но наш герой прямиком направился в тюрьму. Когда стражники заглянули в камеру, то увидели его стоящим на коленях и усердно молящимся. В ожидании исполнения приговора дверь в камеру не запиралась. Тюремщики почему-то были уверены, что осуждённый не попытается бежать.

Казнь состоялась 6 июля 1415 года . Ян Гус так и не отрёкся от своих взглядов, хотя ему неоднократно предлагали это сделать в обмен на жизнь и свободу. Мужественный чех сгорел на костре. Были также сожжены книги с его работами. Это трагическое событие стало причиной массовых волнений, которые в дальнейшем вылились в гуситские войны .

Ян Гус (1369-1415) – национальный герой Чехии, проповедник, священник, мыслитель, работал на должности ректора Пражского университета. Его сожгли на костре вместе со всеми трудами, такая казнь послужила предпосылкой для начала военных действий, которые вели последователи Яна Гуса, в истории они получили название «гуситские войны».

Детство

Период Средневековья всё-таки далёк от нас, чтобы можно было с точностью узнать, когда именно родился Ян Гус. По одним источникам он появился на свет в 1369 году, по другим – в 1371 году. Это произошло в маленьком местечке Гусинец, расположенном на юге Чехии. В те времена понятие «фамилия», ушедшее с Древним Римом, только начинало возрождаться. Так что свою фамилию Ян Гус получил по названию города, в котором родился – Гусинец.

Крестьянская семья, где родился мальчик, была очень бедной. Биографам удалось установить, что отца его звали Михаил и в семье, помимо Яна, было ещё два сына. Несмотря на нищету, родители очень хотели отдать ребёнка в школу, надеясь на то, что он выучится и станет священником. В конце XIV века для бедного мальчика из незнатной семьи школа была единственным способом пробиться в люди. Обучение в школе родители Яна Гуса воспринимали как дорогу вовсе не к знаниям, а к спокойной дальнейшей жизни, относительному материальному благосостоянию, хорошему питанию.

Ближайшее учебное заведение находилось в местечке Прахатице, от Гусинца нужно было идти целый час. И мальчик пошёл в эту школу, затрачивая ежедневно два часа на дорогу (туда и обратно). По сравнению с его родным городком, Прахатица казалась ребёнку яркой и большой, через неё проходила основная дорога на Прагу, юг Германии и Австрию. В городе был выстроен собор, который казался маленькому Яну огромным. А также в Прахатице уже к тому времени получили большое развитие различные виды ремесла, которые и по сей день славят Чехию, особенно изготовление чудесных стеклянных и серебряных блестящих изделий.

Главными школьными предметами для Яна Гуса стали риторика, диалектика и грамматика. В старших классах добавились астрономия, арифметика и естественные науки.

Университет

Несмотря на материальные трудности и бедность, семья приложила все усилия, чтобы продвигать Яна дальше. В 18 лет парень окончил школу и вместе с мамой отправился в Прагу, чтобы поступать в университет. Сегодня это учебное заведение является одним из старейших университетов в Европе.

Мама решила преподнести подарки университетскому начальству в виде живого гуся из домашнего подворья и большого мягкого белого калача. Однако уже на самих подступах к Праге, гусь сбежал, пришлось маме угождать руководству учебного заведения лишь одним калачом. То ли выпечка оказалась слишком вкусной, то ли знания у Яна были достойные, парня всё-таки приняли в университет.

В учебном заведении было три факультета – медицинский, богословский и свободных искусств. Ян Гус поступил на факультет искусств, потому что обучение на двух других стоило гораздо дороже, хотя потом вся его жизнь была связана с богословием, вернее с его критикой.

Студенческие годы Яна Гуса прошли в полной нищете. Питался он лишь гороховой похлёбкой, потому что она была дешевле всей остальной еды. Ему не за что было даже купить посуду. Каждый раз он делал себе ложку из хлебного мякиша в надежде, что она прослужит ему долго. Но всё время он съедал эту свою хлебную ложку вместе с похлёбкой, так как был невероятно голоден.

В 1393 году Ян Гус получил степень бакалавра, а в 1396 году – магистра искусств.

Преподавательская деятельность

За время обучения в университете Ян Гус проявил склонность к теологии (науке, изучающей религию). Поэтому сразу, после того как он получил степень магистра, Гусу предложили остаться в учебном заведении и заняться преподавательской деятельностью.

Молодой преподаватель мыслил свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими. Однако Ян этого не боялся, он не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал духовную безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинный глава католической церкви – Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.

Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете.

Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до 1402 года подобной должности удосуживались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.

Проповедническая деятельность

Карьерный рост объяснялся тем, что Гус помимо широкого образования имел бесспорные таланты и был очень популярным в то время оратором. С 1401 года в костёле Святого Михаила Гус проводил проповеди, на которых собиралось множество народа. А уже в следующем, 1402 году, его назначили проповедником и настоятелем в частной Вифлеемской часовне, которая располагалась в старой части Праги. Эта часовня была основана в 1391 году и от остальных отличалась тем, что в ней богослужения велись не на латыни, а на чешском языке. На проповеди к Гусу порой собиралось около трёх тысяч человек.

В своих рассказах Ян затрагивал повседневную жизнь, что для того времени было очень необычно. Несмотря на то, что сам был глубоко верующим человеком, он критиковал церковь и вскрывал недостатки людей, находящихся на церковном служении. Его мнение шло вразрез с официальной политикой католической церкви:

  • Священники не должны были заниматься продажей церковных должностей и таинств. Деньги можно было брать лишь с богачей и то в малом количестве, необходимом для удовлетворения первых жизненных потребностей священнослужителя.
  • Несмотря на то, что хочется спокойной и благополучной жизни, каждый христианин должен не бояться рисковать ею в поисках правды.
  • Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они, наоборот, только и думают об увеличении своего богатства.
  • Слепое подчинение церкви неприемлемо, необходимо думать своею головою. К этому тезису Гус приводил слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба окажутся в яме».
  • Иметь собственность достойны только справедливые люди. Если богач несправедлив, значит, он вор.
  • Власть, которая нарушает Божьи заповеди, не может быть им признана.

Другие тоже наблюдали развратную и циничную жизнь духовных служителей, но боялись наказаний и старались помалкивать. Гусу молчание было несвойственно, он начал вести борьбу. Ян прекрасно понимал, насколько опасно было его решение, ведь знал, как по всей Европе сжигали на кострах инквизиции еретиков.

Для продвижения учений Гус пользовался не только кафедральными проповедями. По его указанию стены в Вифлеемской часовне расписали картинами с назидательными сюжетами. Он является автором нескольких песен, ушедших в народ, и реформатором чешского правописания. Благодаря его латинскому труду «Чешская орфография» книги стали более доступны простым людям. Ему принадлежит разработка диакритических знаков.

Помимо всего прочего, Ян был ещё страстный патриот Чехии. Ему принадлежит перевод Библии на чешский язык, тем самым он отнял у священников их эксклюзивное право зарабатывать на её толковании. Ещё Гус был ярым противником немецкого засилья в Чехии. Хоть в 1212 году Чехия и получила юридическое признание независимости, на всех ключевых должностях всё равно были немцы (ректоры, бургомистры, военные начальники). Ян Гус проповедовал, что «в королевстве Чешском по закону природы чехи должны быть первыми на должностях».

Преследование и казнь

Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.

В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.

Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.

Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.

В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.

Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».

Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.

Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.

До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.

В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.

Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»