Как сделать планер своими руками. Самодельный планер

Урок для учащихся 7 класса в рамках темы «Воздухоплавание»

Подготовил: , учитель физики, I кв. к.

МКОУ «Колыбельская СОШ», Лискинский район

Цели:

    Познавательные : дать понятие о планерах; показать применение закона Бернулли для движения планеров; рассмотреть устройство планеров, познакомить учащихся с основами инженерных знаний. Воспитательные : показать огромный вклад ученых, инженеров, летчиков-испытателей в дело создания планеров. Развивающие : способствовать развитию познавательной деятельности и расширению кругозора; развивать пространственное мышление; дать представление о применении планеров в природе и технике.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, слайды: схема планера, фотографии белки – летяги, летающей рыбы, планеров и другие; портрет Даниила Бернулли, крылатки клена, ясеня, бумага, установка для запуска планера

· Демонстрации : закона Бернулли, полета бумажного самолетика, полета крылатки клена, ясеня, полета модели планера

    Выставка моделей планеров, изготовленных учащимися заранее
Звучит песня, из кинофильма «Небесный Тихоход», «Первым делом самолеты» Вступительное слово учителя Прозвучавшая песня говорит о том, что сегодня речь пойдет о воздухоплавании. Энциклопедический словарь дает следующее определение термина «воздухоплавание»: «Воздухоплавание - перемещение в воздушном пространстве при помощи летательных аппаратов. В соответствии с международным воздушным правом к числу последних относятся: 1) летательные аппараты, подъемная сила которых создается заключенным в оболочке газом, это, например, воздушные шары , дирижабли; 2) летательные аппараты, подъемную силу которых создают потоки воздуха, обтекающие крылья, например самолеты (в том числе планеры, вертолеты и ракетопланы), а также парашюты и воздушные змеи». (На доске)

Мы с вами заглянем только на одну страничку воздухоплавания: мы поговорим о планерах.ФОТО планер

Пла́нер , планёр (фр. planeur , от лат. planum - плоскость) - безмоторный (исключение - класс мотопланеров) летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. (На доске)

Подъемная сила, действующая на крыло самолета, возникает согласно закону, открытому в 1738 г. петербургским академиком Даниилом Бернулли: (на экране фото Бернулли) Давление в жидкости, текущей в трубе, больше в тех частях, где скорость ее движения меньше, и наоборот, в тех частях, где скорость больше, давление меньше. Закон Бернулли относится не только к жидкости, но и к газу, если газ не сжимается на столько, чтобы изменился его объем. В узких частях труб скорость течения жидкости велика, а давление мало. Можно подобрать такое маленькое сечение трубы, что давление в потоке будет меньше атмосферного.

Опыты:

    Если взять полоску бумаги и дуть вдоль ее поверхности, то полоска поднимется вверх. Давление газа над полоской меньше давления снизу. Если сильно дуть через соломинку над легким шариком от пинг-понга, то это приведет к такому уменьшению давления сверху, что давление на шарик снизу должно будет поддерживать его висящим в воздухе.

https://pandia.ru/text/78/053/images/image004_102.jpg" width="262" height="168">

Одним из самых выдающихся покорителей воздушного пространства в мире растений является семя тропической лианы занонии, размах крыльев которого достигает 15 сантиметров.

Конструкторы первых летательных аппаратов строили планеры типа «летающее крыло», которые в точности копировали устройство семени тропической лианы.

DIV_ADBLOCK620">


https://pandia.ru/text/78/053/images/image008_69.jpg" width="159" height="229">

Не будь такого поистине гениального приспособления, плоды падали бы с дерева более или менее отвесно. В результате они прорастали бы в тени кроны материнского дерева, и молодые побеги вынуждены были бы вести между собой конкурентную борьбу за свет и жизненное пространство.

Еще однин летательный аппарат типа «несущий винт». Это плод ясеня обыкновенного (Fraxinus excelsior). Его «лопасть» подобно лопасти пропеллера самолета, несколько изогнута.

https://pandia.ru/text/78/053/images/image010_52.jpg" width="133" height="207 src=">

На снимке - лопасть воздушного винта спортивного самолета. Верхний и нижний концы ее несколько развернуты относительно оси винта.

На снимке совмещены в масштабе контуры крылатки ясеня (штриховая линия) и лопасти пропеллера крупного пассажирского самолета (сплошная линия). Отчетливо видно, что основные технические характеристики обеих конструкций (отношение ширины к длине и величина угла атаки) совпадают.

Учащиеся запускают плоды – крылатку клена и крылатку ясеня и наблюдают за их полетом.

Ученик. Типичными представителями планеров в живой природе являются белки-летяги и летучие рыбы. Своими летательными перепонками они пользуются для совершения больших прыжков.

ФОТО белка - летяга

Белка-летяга внешне похожа на небольшую короткоухую белку, но между передними и задними ногами у неё имеется широкая кожная складка - летательная перепонка. Перепонка покрыта мехом; расправляется в планирующем полёте. Спереди она поддерживается длинной косточкой, идущей от запястья. Летяга способна спланировать между деревьями на 50 м. же Когда летяга планирует с дерева на дерево, она широко расставляет лапы, и перепонки растягиваются. Меняя натяжение перепонки, зверек получает возможность маневрировать во время полета. Хвост также участвует в «управлении полетом» и, кроме того, выполняет роль тормоза. Интересно, что перед посадкой летяга принимает вертикальное положение и прицепляется к стволу дерева всеми четырьмя лапами..jpg" alt="Новости" align="left" width="600" height="611 src=">

ФОТО летающей лягушки и летающего кальмара

Они способны развить в воде такую скорость, что затем пролетают над водой более 50 м, поднимаясь над ней на высоту до 7 м.

Планировать над водой могут и осьминоги некоторых видов.

Учитель

Наблюдения за полётами птиц, явлениями в неживой и живой природе, побудили человека строить махолёты и целое семейство летательных аппаратов (дельтаплан, параплан и др.), использующих приёмы свободного полёта (парение в восходящих потоках, разгон и выход из пике).

Конструкции, способные к планирующему полету, известны человечеству с древности. Существуют доказательства существования планеров в Древнем Египте (2500-1500 гг. до н. э.) В 1853 сэр Джордж Кейли сконструирован первый планер, поднявший человека в воздух.

Расцвет планеров пришёлся на 20-30-е годы XX века, когда начался настоящий бум планерных школ. Многие пилоты второй мировой войны совершили свои первые полёты в этих школах. Доступность и относительная дешевизна способствовали широкому распространению планерного спорта после окончания войны. В настоящее время планерный спорт является общепризнанным и массовым увлечением в развитых странах. Примерами планера являются с детства каждому знакомые бумажный самолётик, бумажный голубь. Конкурс бумажных самолетиков (учащиеся изготовляют самолетики из бумаги) Звучит музыка. (Оценивается внешний вид, процесс запуска и дальность полета самолетика) Учащимся вручаются жетоны с количеством баллов, соответственно занятому месту.

Устройство планеров

Ученик

Планеры в зависимости от назначения делятся на учебные, спортивные, десантно-транспортные. Ознакомимся с устройством планера.

Планер состоит из следующих основных частей: крыла с органами поперечного управления - элеронами, фюзеляжа (фермы), оперения и посадочного устройства - шасси.

Крыло - важнейшая часть планера, создающая подъемную силу, необходимую для удержания его в воздухе. Крыло планера имеет простую конструкцию: оно состоит из двух симметричных половин, которые крепятся к ферме фюзеляжа за корневую часть лонжерона.

Лонжерон - это мощный продольный элемент набора крыла (оперения, фюзеляжа), предназначенный в основном для работы на изгиб и частично на кручение.

Фюзеляж - это корпус планера, соединяющий в одно целое все его части.

Оперение служит для уравновешивания сил, действующих на планер в полете, для обеспечения его устойчивости и управляемости.

Стабилизатор и киль закреплены на планере неподвижно. Они придают ему продольную и путевую устойчивость, автоматически восстанавливая режим полета в случае его нарушения, например, при порыве ветра.

Руль высоты, руль направления, а также элероны на крыле служат для изменения траектории полета планера, т. е. являются органами управления .

Ученик представляет исследовательскую работу: «Исследование дальности полета планера»

Цель исследования: исследование зависимости дальности полета от расположения фюзеляжей

Гипотеза: дальность полета зависит от расстояния между фюзеляжами

Оборудование: три бумажные модели самолетов с различными расположениями фюзеляжей.

Проведение эксперимента: запустить модели с пусковой установки, установленной на высоте 1м.

Вывод: дальность полета наибольшая у модели с фюзеляжами по центру крыла.

Ученик

ФОТО двух парящих планеров

Вдали от бренной суеты сует,

Летела парочка влюбленных самолетов

И золотил им крылья солнца свет.

Что им Земля? – лишь отправная точка,

Полет и небо – символы добра.

Паренье чувств в пространстве мощном -

На небесах лишь сбудется мечта

Они летят, полетом наслаждаясь!

Ой, как не скоро выпустят шасси!!!

Им, двум крылатым, вечностью казалось

Сплетенье времени, полета и любви.

Плетут влюбленные узоры пилотажа

Крыло к крылу – как песня высоте!

И в их любви - ни капли эпотажа

Два самолета в небе, порознь на земле…

Красив полет – картина без оправы:

В небесном море лишь две пары крыл,

Им нет границ, не разлучают страны

Любовь небесную, полета страстный пыл…

Ученик

Планеры нашли широкое применение во время Великой Отечественной войны. Во всех войнах противники старались перебрасывать своих солдат и боеприпасы тайком друг от друга.

В тридцатые годы советские конструкторы летательных аппаратов нашли оригинальное решение этого вопроса - перевозить бойцов на специальном планере, буксируемом за самолетом. Это был первый в мире десантный планер. Его спроектировали и построили в 1932 году в Москве, в институте Наркомтяжпрома под руководством инженера Б. Урлапова. Бойцы располагались в толще крыла - головой вперед, по восемь человек в каждом полукрыле - слева и справа от фюзеляжа. Когда воздушный поезд пролетал над местом, куда надо было доставить бойцов, их сбрасывали на парашютах. Десантные планеры использовались на фронтах Великой Отечественной войны в ряде операций по снабжению партизан боеприпасами, провиантом и людьми. Такие операции, в частности, проводились в 1943 году на Калининском фронте. С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, размещавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старая Тропа, вблизи Великих Лук, провело операцию по снабжению партизан. В операции принимало участие 35 планеров А-7 и 30 планеров ГР-29. За 12 суток по ночам было переброшено к партизанам 50 т боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек руководящего состава, а также специальное оборудование для партизанской и подпольной политработы, в том числе 5 типографий и 16 радиостанций. Все это было переброшено за 96 боевых вылетов. Буксировщиками при этом работали двухмоторные бомбардировщики . Наибольшее распространение в воздушно-десантных войсках в ту пору получил планер конструкции. Его называли «небесный вагон».

Ученик Современные планеры отличаются большим разнообразием: начиная от сверхлегких, весом в десяток килограммов и скоростью полета чуть больше скорости лошади, и заканчивая космическими челноками, стартовой массой более 100 тонн и скоростью на орбите 28000 км/ч - любой крылатый космический корабль снижается в атмосфере и садится в режиме планера, хотя по своим лётным характеристикам мало напоминает обычный планер.

Существует книга рекордов для планеров:

максимальная дистанция, пройденная на планере - 3009 км, высота более 12000м, скорость более 150 км/ч

Ученик Планеры находят широкое применение. Они применяются:

1) Исследовательская работа. Парящие планеры с успехом используются для исследования метеорологических явлений. Вследствие отсутствия вибраций от силовой установки эти летательные аппараты представляют собой идеальные платформы для установки на них метеорологических приборов.

2) Маневры. Практически все фигуры высшего пилотажа, совершаемые моторными самолетами, были выполнены на безмоторных планерах. Это петли, бочки, полет в перевернутом положении, штопор.

3) Обучение. Для обучения пилотов используют двухместный планер, в котором инструктор сидит вместе с учеником и объясняет ему все действия, совершаемые при буксировке, свободном полете и посадке, включая выход из аварийных ситуаций. Он также наблюдает за поведением ученика и исправляет его ошибки. Практический опыт, приобретаемый планеристом, является гарантией успеха в обучении искусству пилотирования самолета и предпосылкой для совершенствования в любой другой области авиации.

4) Соревнования. По планерному спорту проводятся международные, национальные, региональные и местные соревнования. Первый чемпионат мира по планерному спорту был проведен в Германии в 1937.

Учитель Один из видов парения планера - скольжение с вершины горы в долину. Восходящие потоки воздуха над склоном горы или отвесным берегом могут долго удерживать планер в воздухе Парящий планер можно направить навстречу ветру, преодолевая при этом большие расстояния. Восходящие потоки воздуха могут простираться до высот, в несколько раз превышающих высоту препятствия, и начинаться довольно далеко от наветренного склона. Мощные восходящие потоки воздуха возникают на фронте урагана или грозы. Эти потоки иногда используют для подъема планеров на большие высоты и перелетов на большие расстояния. Часто полеты планеров осуществляются над облаками. Некоторые из этих облаков выстраиваются в регулярную шеренгу, приглашая опытного планериста совершить прогулку по воздушным волнам. Открываются виды необыкновенной красоты.

Звучит песня Ю. Антонова «Долгожданный самолет»

Показ слайдов, демонстрирующих полеты планеров. (Можно найти в интернете)

Учитель Сделать планер своими руками – это непростое, но очень увлекательное занятие. Нужно проявить терпение, умение, аккуратность, точность. Наши ребята проделали такую работу: они склеили модели планеров своими руками по выкройкам и чертежам. (Выкройки и чертежи для изготовления планеров распечатаны из интернета и заранее розданы детям. Склеить планер – это домашнее задание для учащихся)

Но оказывается изготовить планер – это пол – дела. Нужно научить его летать. Посмотрим, как это у нас получится.

Конкурс планеров (оценивается внешний вид, процесс запуска и дальность полета планера) Учащимся вручаются жетоны с количеством баллов, соответственно занятому месту.

Объявление победителей по общему количеству баллов. Подводятся итоги урока.

Дария Грин

23.07.2018 : 737 : 0

Blog как выбрать планер

"Всем великим переменам предшествует Хаос"

Любому эффективному планированию предшествует решение внутренних проблем

Я повторяю и буду повторять всегда:

Планирование это не просто списки, это баланс вашей личности, ваших желаний и возможностей (материальных в последнюю очередь).

Ниже я дам пошаговую инструкцию, как выбрать самый удобный для себя планер.
А сейчас лови состав нашего планера:
- Planner Green:
- Инструкция по заполнению и ведению планера;
- Лайфхаки и фишки планирования
- Инфоблок (важные даты, бюджет подарков, книги к прочтению и тп)
- Сам планер (развороты месяцев+ по 5 разворотов недель на каждый месяц)

ВОТ несколько шагов для выбора самого удобного варианта:

ШАГ 1
Выбери себе самый удобный формат: выбери самый удобный формат. Что тебе ближе, отрывной планер в котором удобно писать, отрывать листики как в отрывном настенном календаре и двигаться дальше. Планер на кольцах: подобен отрывному планеру, но тут ты можешь убирать или добавлять листы по своему желанию. Третий вариант: на пружинке. Самый простой и удобный для многих, т.к. все всегда с собой и перед глазами.

ШАГ 2
После того как ты выбрала себе формат планера, выбери себе формат внутреннего блока. Что тебе удобнее всего: разворот на неделю, либо ежедневные развороты.

В развороте на неделю ты можешь выбрать горизонтальную, вертикальную раскладку, раскладку по векторам и секторам, раскалдку по равнозначным кубикам, просто разлинованные страницы.

В ежедневном варианте ты можешь выбрать датированный, не датированный, разделенный по времени, с выделением приоритетов, с ежедневным планированием меню, покупок, бюджета. Все это может быть на развороте на день.

ШАГ 3
После этого, самое простое, выбрать себе дополнительный блок.
Это может быть:

Планирование бюджета,
-планирование меню,
-планирование покупок,
-планирование учебы
-и всех домашних дел,
-смм планер,
-мамин планер,
-любой блок, который дополнит твой стандартный состав. Это будет очень удобно, т.к. в главном блоке ты планируешь основные дела и приоритеты, а в дополнительном блоке всё структурировано и систематизировано для каждой сферы

Желание летать по воздуху было у людей, кажется, всегда, именно оно и подтолкнуло ученых на создание многих чудесных летательных аппаратов, но не все из них были безопасными, могли летать на дальние расстояния. Среди них - и такой удивительный аппарат, как планер, который актуален и по сей день. Он дал начало целому виду спорта, в рамках которого проводятся соревнования. Многие слышали о нем, но даже понятия не имеют, что он собой представляет.

Что такое планер?

Это своего рода безмоторный вес которого намного тяжелее воздуха. Движение в нем происходит под воздействием собственного веса. Планер совершает свой полет, используя аэродинамическую силу воздушного потока на своем крыле. Он словно парит в воздухе. Имеются различные модели этого устройства: по количеству посадочных мест - одно-, двух- и многоместные; по назначению - учебные, тренировочные и спортивные. Двигатель планераотсутствует, это наиболее простой летательный аппарат.

Для взлета применяют самолет-буксировщик, который прикрепляет его к своему борту при помощи троса. После подъема буксировщика в воздух взмывает и планер. Потом они отцепляют трос, аппарат летит в одиночестве. Многие отмечают, что полеты на планере просто великолепны, ведь все происходит в тишине, без надоедливого гула мотора. После того как новичок распознает на практике, что такое планер, ему хочется совершать на нем полеты вновь и вновь.

Различают два варианта полетов на этом аппарате: парение и планирование. Планирование - это полет планера со снижением, который очень схож по ощущениям со стремительным спуском на санях либо на тележке по крутому склону. Парение предполагает применение которая создается при помощи воздушного потока и поддерживает летательный аппарат во время движения в воздухе.

Немного истории

Именно полет на планере и открыл человечеству новые возможности парения в воздухе, ведь до изобретения самолета еще было очень далеко. Эти летательные аппараты раньше не располагали ни кабинками для летчиков, ни выдвигаемым шасси. В некоторых моделях пилот просто лежал на платформе либо управлял самолетом, стоя на руках, при помощи движений собственного тела. Кончено же, это вызывало определенные неудобства во время совершения полетов. Эти летательные аппараты смогли сохранить свою актуальность и в настоящее время.

Многие любители задумываются над тем, как сделать планер своими руками.Неплохо было бы иметь подобный аппарат в своем арсенале для личных полетов. Такому изобретению очень обрадуются дети и найдут его неплохой игрушкой. А полет на планере реальных размеров может подарить массу прекрасных ощущений легкого парения в воздухе.

Выбор подходящей модели

Самодельный аппарат должен непременно обладать некоторыми важными качествами, которые можно выяснить при изучении подходящего варианта в магазине.

Как будет выглядеть планер? Новичку в этом деле зачастую бывает непросто добиться правильности конструкции, именно поэтому так важно придерживаться общих правил.

Тем, у кого минимум опыта в конструировании, будет довольно сложно смастерить модель, поэтому рекомендуется подобрать что-то легкое, но обладающее не меньшей элегантностью, чем покупные аналоги. Существует лишь две основные конструкции этого летательного аппарата, для создания которых не потребуется особых усилий и затрат. Именно по этим причинам они будут наиболее оптимальным выбором.

Первый вариант базируется на принципе конструктора, он собирается и взмывает в воздух прямо на месте проведения испытаний.

Второй вариант является сборным, имеет целостную конструкцию и обладает устойчивостью. Его создание - работа довольно кропотливая и тяжелая. Не каждый планерист в состоянии смастерить такой.

Чертеж планера

На начальном этапе нужно произвести расчеты и тщательно все продумать. Тем, кто хочет сделать планер своими руками, чертежиготового плана нужно просмотреть. Также необходимо заранее определиться с материалами, которые будут применяться в будущей конструкции.

Для разных моделей планеров необходим вполне стандартный набор ресурсов: небольшие брусочки из древесного массива, шпагаты, качественный клей, потолочная плитка, небольшой кусочек фанеры.

Величина первой модели

Первая конструкция планера будет довольно легкой, его узлы скрепляются при помощи обычных канцелярских резинок и клея. Именно по этой причине необязательно здесь соблюдать точность в конструировании. Нужно придерживаться нескольких основных правил:

  • общая длина планера не должна превышать 1 метр;
  • величина размаха крыльев - максимум полтора метра.

Остальные детали - на усмотрение планериста.

Формат второй модели

Здесь действительно стоит задуматься о качестве изготовления модели. Очень важно, чтобы все детали были просчитаны до миллиметра. Чертеж планера должен соответствовать созданной модели, иначе в воздух конструкция не взмоет. Эта модель должна обладать следующими параметрами:

  • максимальная длина самолета - до 800 мм;
  • ширина размаха крыла составляет 1600 мм;
  • высота, куда входят размеры фюзеляжа и стабилизатора, составляет до 100 мм.

После того как все нужные величины выяснены, можно смело приступать к моделированию.

Тренировка - половина успеха

До того как начинать конструировать реальные летательные агрегаты, можно потренироваться и соорудить планер из бумаги.Можно сделать его из небольшого бумажного листа и спички, он будет прекрасно летать. Надо лишь отрегулировать небольшой грузик из пластилина на носу у модели. Для этой простой конструкции понадобится тетрадный лист бумаги, ножницы, спички, кусочек пластилина.

Для начала нужно по шаблону вырезать корпус планера, после чего загнуть крылья по пунктирной линии вверх. Далее аккуратно приклеить спичку на внутреннюю часть модели таким образом, чтобы головка спички выступала за нос центра крыла и не имела выступов сзади. После высыхания клея и фиксации спички начинается процесс регулировки планера. Нужно подбирать для него грузик из пластилина таким образом, чтобы он регулировал процесс полета. Эту балансировку крепят на край спички.

Простая разновидность планера

Основу для планера (его крылообразную часть) вырезают из потолочной плитки. После этого создают прямоугольники из аналогичного материала. Делается это таким образом, чтобы хватило на все детали: крыло должно иметь размеры 70 х 150 см, горизонтальный стабилизатор - 160 х 80 см, а вертикальный - 80 х 80 см. Необходимо вырезать основные части предельно аккуратно.

Периметр нужно обтачать туалетной бумагой, чтобы все было предельно гладко и не имелось зазубрин. Каждый узкий и тонкий край нужно закруглить, так можно придать конструкции немного элегантности, ее аэродинамические свойства также улучшатся. Нервюры можно создать из простых щепок, только тщательно обточить и придать им нужную форму заранее. После всех этих манипуляций нужно аккуратно приклеить деревяшку к середине крыла таким образом, чтобы она не выходила за края. Основная часть уже почти готова.

Теперь нужно взяться за приготовление тела планера, эта конструкция довольно простая и состоит из тоненькой палочки и небольших стабилизаторов. Скругленные квадратики необходимо склеить вместе, чтобы вышло некое подобие буквы "т" в трехмерном измерении. Она прикрепляется к хвостовой части. При помощи таких манипуляций вы сделаете каркас, останется все прикрепить при помощи обычных канцелярских резинок. На помощь начинающему конструктору придет чертеж планера, опираясь на который, все можно качественно сделать.

Сложная модель летательного аппарата

Создать детский планер не составит труда и для новичков. А вот более серьезные модели требуют особых усилий и гораздо больше времени на конструирование. Поэтому людям, которые задаются вопросом о том, как сделать планерсамостоятельно, стоит изучить процесс построения летательного аппарата более детально. Это поможет создать надежную конструкцию. Имея готовую модель, новички смогут на практике оценить, что такое планер, какими преимуществами он обладает.

Игрушечная модель с небольшим мотором

Фюзеляж этой модели производится из тонко оструганных спичек и оклеивается обычной бумагой для папирос. Кусочек пластилина для регулировки укладывается в нос модели. Крылья, стабилизатор и киль вырезают из плотной картонной бумаги. Каждого, кто знает, что такое планер, может охватить сомнение, когда в его руках окажется эта "загогулина". Однако работа еще не завершена.

Теперь остается только расправить картонные крылья и закрепить на носу немного пластилина. После этого можно на практике проверить, как эта модель совершает полеты.

Возможности этой спичечной конструкции весьма ограничены, она совершает полеты со снижением, в воздухе может требовать постоянной корректировки. Гораздо интереснее запускать в воздух планеры, способные самостоятельно парить в воздухе, поэтому к ним можно дополнительно сделать резиномотор. На изготовление этой важной детали уходит не больше получаса. Для этого нужно аккуратно проделать в фюзеляже из спичек небольшие углубления, куда будут вставляться передний подшипник винта и задний крючок. Обе указанные детали создаются из обычной мягкой проволоки. Последнюю нужно аккуратно промотать нитью исключительно в местах ее стыка с фюзеляжем. Эти соединения тщательно промазываются клеем.

После этого нужно выстругать ножичком из рейки моторный винт, длина которого - 45 мм, ширина - 6 мм, а толщина - 4 мм. По центру винта нужно пропустить проволочную ось, конец которой загнуть крючком для будущего резиномотора. Две нити, вытянутые из бельевой веревки, можно использовать для резиномотора, накрутить их надо на 100-120 оборотов. Аппарат с таким простым двигателем будет взмывать в воздух очень быстро.

После того как новичок смастерит планер своими руками, чертежи посложнее ему уже не покажутся такими сложными. Успехов!

Планеры в зависимости от назначения делятся на учебные, спортивные, десантно-транспортные. Ознакомимся с устройством планера на примере наиболее простого по конструкции учебного планера «Синица»

(рис. 69)

Созданного литовским авиаконструктором Б. Ошкинисом. Он очень прост и надежен в эксплуатации и поэтому завоевал широкие симпатии начинающих планеристов. Планер состоит из следующих основных частей: крыла с органами поперечного управления-элеронами, фюзеляжа (фермы), оперения и посадочного устройства - щаси. Крыло - важнейшая часть планера, создающая подъемную силу, необходимую для удержания его в воздухе. Крыло планера имеет простую конструкцию: оно состоит из двух симметричных половин, которые крепятся к ферме фюзеляжа за корневую часть лонжерона. Лонжерон - это мощный продольный элемент набора крыла (оперения, фюзеляжа), предназначенный в основном для работы на изгиб и частично на кручение.

Каждое полукрыло фиксируется подкосом, прикрепленным верхним концом к средней части лонжерона, а нижним - к ферме фюзеляжа. Силовой набор полукрыла состоит из лонжерона, 17 нервюр, переднего и заднего стрингеров, концевой дуги и,фанерной обшивки. Нервюры - это основные элементы поперечного набора крыла (или оперения), которые обеспечивают заданную форму и жесткость профиля крыла, а стрингеры - элементы продольного набора, связывающие между собой нервюры. Лонжерон крыла в поперечном сечении представляет собой коробку и состоит из двух сплошных сосновых полок, оклеенных фанерой толщиной 1 мм. Все нервюры имеют одинаковый профиль и хорду, но неодинаковы по конструкции. Так, у корневых нервюр в месте крепления подкоса конструкция усилена.

Элероны подвесного типа, т. е. не врезаны в крыло, как обычно, а подвешены за крылом в трех точках. Один шарнир расположен на ферме фюзеляжа, а два других на нервюрах в середине и в конце полукрыла. Каркас элерона подобно крылу состоит из лонжерона, набора нервюр, переднего и заднего стрингеров. Крыло и элероны обтянуты специальной тканью и покрыты нитролаком. Фюзеляж - это корпус планера, соединяющий в одно целое все его части. Планер «Синица» имеет фюзеляж в виде плоской силовой фермы из сосновых брусков, к которой присоединена гондола. Гондола представляет собой коробку обтекаемой формы, имеющую каркас из сосновых брусков.

В передней части гондолы расположено сиденье пилота, а снизу находится буксировочный крючок. Центральная стойка фермы фюзеляжа сварная из стальных труб. Хвостовая ферма собрана из сосновых реек. Оперение разделяется на горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное состоит из стабилизатора и руля высоты, вертикальное - из киля и руля направления. Оперение служит для уравновешивания сил, действующих на планер в полете, для обеспечения его устойчивости и управляемости. Стабилизатор и киль закреплены на планере неподвижно.

Они придают ему продольную и путевую устойчивость, автоматически восстанавливая режим полета в случае его нарушения, например, при порыве ветра. Руль высоты, руль направления, а также элероны на крыле служат для изменения траектории полета планера, т. е. являются органами управления. Система управления

(рис. 70)


Состоит из ручного и ножного управления. Ручное (ручка) связано с элеронами и рулем высоты, ножное (педали),с рулем направления. Система управления работает так. Ручка управления укреплена шарнирно на продольной трубе и может свободно отклоняться вперед и назад на кронштейне трубы и вправо и влево вместе с трубой. От трубы через рычаги и закрепленные на ней трубчатые тяги движение ручки «вправо-влево» передается на элероны, а через тягу внутри трубы, качалки и тросы движение ручки «вперед-назад» передается на рули высоты.

При движении ручки «на себя» руль высоты поднимается вверх, воздушный поток начинает давить на его верхнюю поверхность; при этом хвост планера опускается, а нос поднимается, т. е. угол атаки увеличивается.При движении ручки «от себя» руль отклоняется вниз, планер начинает снижаться и угол атаки уменьшается. При отклонении ручки влево левый элерон поднимается и подъемная сила на левой половине крыла уменьшается, а на правой половине (где элерон опущен), наоборот, увеличивается Вследствие этого планер начинает крениться влево. Таким образом, при помощи элеронов летчик может накренять планер в ту или другую сторону, что необходимо при разворотах и на виражах.

Если планер сам накренится, например, при сильном порыве ветра, то при помощи элеронов летчик может устранить возникший крен. >Теперь рассмотрим, как летчик управляет рулем направления. Педаль ножного управления вращаются на вертикальной оси. Они соединены тросом с рулем направления. Если летчик нажмет правую педаль, руль направления отклонится вправо и нос планера начнет поворачиваться вправо, а если нажмёт левую педаль, то руль отклонится влево и, соответственно, нос начнет поворачиваться влево.

«Тихие самолеты » - так горожане Серпухова называли эти летающие машины - планеры . Безмоторные самолеты начали летать в серпуховском небе в двадцатые годы. Тогда, в 1926 году, в «Стрельбом» был назначен инструктором Владислав Константинович Грибовский. В свободное время, после стрельб и бомбометаний, он постоянно находился в школьных мастерских, - строил свои тихие самолеты. Будет много всяких опытных вариантов, будут многолетние поиски наиболее оптимальных образцов. Наступит время, когда его машины будут востребованы. Этого потребует само время, в котором жила страна.
«Планер самое яркое воплощение красоты в авиационной технике, - утверждал авиаконструктор О. К. Антонов. - Это чистая аэродинамика, чистые линии, гармоничное единство красоты и целесообразности… Мой первый планер был типа «рекордного парителя», но, конечно, никаких рекордов он не ставил, сделал еле-еле маленький прыжок».
Свидетель этого «прыжка» Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда, В. С. Гризодубова:
«Впервые я увидела Олега Константиновича в 1924 году в Коктебеле на 2-х Всесоюзных планерных испытаниях… Олег выглядел моложе своих восемнадцати лет, и никого не удивило, что его планер не показал высоких летных данных. Мальчик! Однако за оригинальность конструкции «Голубь» (так назывался планер) был отмечен дипломом техкома. Поразило другое. Оказалось, что Олег написал брошюру «Зачем нам нужен планер ?» и сам ее проиллюстрировал оригинальными рисунками…»
Зачем нам нужен планер?.. Действительно, зачем, если уже есть машины-самолеты, и кажется небо уже покорено. Но мечта познать воздушную стихию, ощутить ее как полет, издавна, со времен Леонардо да Винчи, всегда, манила загадочной высотой, звала человека к действию. Планер - копия самолета. Планер летает по законам аэродинамики, которые должен умело применять пилот. И этот «Голубь» полетит тогда, когда ты все знаешь о своей молчаливой машине-птице. Эта тайна покорения воздушной стихии манила многих, кто занимался планеризмом. Летчик-испытатель К. К. Арцеулов рассказывал, что «авиацией он по-настоящему увлекся совсем мальчиком - в двенадцать или тринадцать лет. Он наблюдал за птицами, пытался постичь тайны их полета и самостоятельно построить аппарат для летания…»
Удивительно, но факт: подросток построил планер. Это было в 1904 году.

Прошло несколько десятилетий, и авиация стала обычным явлением технического прогресса XX века. Она стала военной, пассажирской, транспортной. И тогда повсеместно появилось увлечение планерами - безмоторными самолетами.
«Планер делает небольшой разбег по склону горы и легко отрывается от земли, - вспоминает Сергей Анохин, инструктор-испытатель планерной школы. - Восходящий поток поднимает его все выше и выше. Из пилотской кабины я вижу, как синяя черта горизонта будто отступает, открывая передо мной широкую панораму. Внизу, у моря, живописно раскинулся Коктебель с правильными рядами белых домиков Высшей планерной школы Осоавиахима, дальше расстилается бурая, выжженная крымским солнцем северная долина, а справа - море, синее и безбрежное. Однако на эту красивую панораму я бросаю лишь мимолетный взгляд. Все мое внимание сосредоточено на пилотировании. Чтобы выполнить задание - не менее 15 минут парения и посадка точно у «Т» - я должен летать вдоль гребня горы, туда и обратно, не теряя высоты.
Парящий полет на прекрасном, послушном аппарате наполняет меня восторгом, и я чувствую себя почти властелином воздушной стихии.
С того памятного дня прошло более двадцати пяти лет. С планера я перешел на самолет, стал летчиком-испытателем. Теперь, пилотируя и тяжелые многодвигательные корабли, и сверхзвуковые истребители, я по-прежнему увлекаюсь планеризмом и всегда с благодарностью вспоминаю школу Осоавиахима, которая привила мне первые летные навыки, научила хладнокровию и мужеству. По себе знаю, что планеризм это лучшая подготовка для летчика…»
Первые планерные кружки в Серпухове появились после создания аэроклуба. «Комсомолка счетовод Зинаида Константиновна Седова окончила в 1937 году без отрыва от производства планерное дело и получила звание летчика-планериста первой ступени. Зинаида Константиновна является слушательницей летных курсов при Серпуховском аэроклубе, учится также без отрыва от производства…» Такая информация, опубликованная в газете ситценабивной фабрики 29 октября 1938 года, в те времена была нередкой. Освоив планер, юноши и девушки стремились сделать новый шаг в небо - стать летчиками.
В предвоенные годы интерес к освоению планерного дела был очень велик. Курсанты понимали, что путь от планера к самолету естествен, более эффективен. Практический опыт планериста - надежная основа искусства пилотирования самолета. Поэтому многие твердо делали свой выбор: вначале освоить «птичий» полет безмоторной машины, почувствовать небесную стихию. И неудивительно, что заявлений от желающих стать планеристами всегда было больше, чем на другие отделения.


Прошло три года. Учебный процесс в аэроклубе был отлажен, выпуски курсантов происходили своевременно. Но мирная учеба была прервана: началась Великая Отечественная война. Планеры стали боевой техникой. Многие планеристы были направлены в военные авиационные училища, потом были летчиками - истребителями, штурмовиками, бомбардировщиками. Другие планеристы по-прежнему летали на разных планерах - больших и малых десантных кораблях, выполняли важные боевые задания.
«В героической летописи советской авиации времени Великой Отечественной войны, - писал исследователь истории авиации и космонавтики Я. Голованов, - есть одна, не то чтобы забытая, но все-таки меньше других известная страница. Страница о планеристах на войне. Казалось бы, что могли делать эти легкие и беззащитные аппараты в небе войны? А, оказывается, делали…
«Все предвоенные годы я занимался только одним делом - подготовкой кадров бурно развивающихся военно-воздушных сил, - рассказывал автору авиаконструктор П. В. Цыбин. - Перед самой войной учился в Академии имени Жуковского. Вот тогда мы с инженером Дмитрием Николаевичем Колесниковым получили от командующего ВВС Рычагова задание создать тяжелый планер для десантников. Одновременно были созданы еще несколько десантных планеров, в том числе планеры: «А-7» О. К. Антонова - на семь бойцов или 2000 кг груза, «Г-11» В. К. Грибовского на 11 бойцов или 1300 кг. А наш «КЦ-20» поднимал 20 бойцов или 2200 кг. Всю войну они неплохо работали. Вы спросите Сергея Анохина, за что он свой первый боевой орден получил?..
Накануне наступления под Сталинградом сильные морозы потребовали срочной переброски большого количества антифриза для танков. Это сделали тяжелые планеры. На Калининском фронте на планерах за линию фронта перебрасывались подразделения саперов-подрывников. При форсировании Днепра планеры доставили большой воздушный десант под Черкассы. Но более всего потрудились планеры, помогая партизанским отрядам. Иногда до 15 тяжелых планеров сразу отправлялись ночью за линию фронта на партизанские аэродромы. Обратно не возвращались - партизаны их сжигали. Но однажды надо было срочно вывезти на Большую землю двух тяжелораненых партизанских командиров. В самолет носилки не помещались. Тогда вызвали самолет-буксировщик, и летчик - впоследствии наш знаменитый ас - Сергей Николаевич Анохин, уложил раненых в планер, сумел взлететь с крошечного лесного аэродрома. За этот полет вместе с пилотом буксировщика Желютовым Анохин был награжден орденом Красного Знамени…
Интересно, что фашисты так ни одного планера и не подбили, ни один человек на них не погиб…»
Скупые строки этой хроники Великой Отечественной войны не отражают прямой связи с Серпуховым-планерным. Но планер «Г-11», как и все другие конструкции, Грибовский конструировал здесь, в Серпухове, когда работал инструктором «Стрельбома» и строил свои первые аппараты. Планер был надежным. Все полеты в далекий тыл с доставкой грузов партизанам, десантированием разведгрупп, были успешными.
«В Саратове была создана специальная военная планерная школа, где аэроклубовцы проходили ускоренный курс обучения. В те годы были приняты на вооружение десантные планеры «Г-11» (В. Грибовского), «А-7» (О. Антонова) и «КЦ-20» (Д. Колесникова и П. Цыбина). Молодых сем-надцати-восемнадцатилетних ребят учили летать опытные асы Сергей Анохин, Виктор Ильченко, Леонид Петрянов, Павел Савцов и другие. Саратовская планерная школа направила на фронт сотни прекрасно обученных планеристов, смелых и дерзких.
Интересна судьба преподавателей планерной школы. Виктор Михайлович Ильченко не расстался с планеризмом и после разгрома врага. С десантной машины он снова пересел на спортивный планер и добился немалых успехов…
Планеристы-десантники участвовали во многих боевых операциях. Они летали в осажденный Ленинград, перевозили пушки, минометы и боеприпасы на правый берег при форсировании Днепра, оказывали помощь танкистам под Сталинградом…»
Эта газетная публикация связана с послевоенным развитием планеризма в Серпухове. Здесь преподаватель планерной школы В. М. Ильченко пересел с десантной машины на спортивный планер.
«… Виктор Михайлович Ильченко, - говорится в историческом исследовании «Боевые аэросцепки», - заместитель начальника школы, непосредственно с курсантами занимался редко, но был примером для них как человек - всегда элегантно одетый, выдержанный, спокойный - и как летчик-виртуоз, один из первых пилотов нашей страны. Вся его жизнь в авиации, любовь к небу служили примером для молодежи.
Имя Виктора Михайловича Ильченко - одно из главных и в списке лучших военных летчиков страны. Еще в 1940 году он успешно освоил истребитель И-16, затем И-153 и МиГ-3. В Северной Буковине встретил первый час войны. После контузии и излечения в госпитале его направили в Саратов. Здесь он работал сначала летчиком-испытателем, затем стал заместителем начальника СВАПШ (Саратовской авиационной планерной школы).
Высокое звание «Учитель» Виктор Михайлович до сих пор сохранил в памяти сотен летчиков и ветеранов авиации нашей страны. Он поднимал в небо более 100 летательных аппаратов разных систем, владел и иностранной техникой. Так, например, он освоил трофейные немецкие самолеты и по приказанию штаба ПриВО вылетал в боевые авиадивизии, где молодым летчикам-истребителям демонстрировал полеты на Ю-87, знакомил с расположением огневых точек вражеского самолета и определял позиции и ракурсы, с которых можно атаковать и успешно сбивать немецких стервятников.
Имя Виктора Ильченко высоко стоит и в славном ряду летчи-ков-испытателей нашей страны. Он испытывал летательные аппараты авиаконструкторов О. Антонова, Г. Грошева, Е. Емельянова, В. Грибовского и других. По просьбе С. Королева принимал участие в облете его тяжелого планера СК-9. Лишь узкий круг лиц знал, что этому планеру суждено стать советским ракетопланом РН-318-1, прообразом реактивных самолетов и ракетных лабораторий для полетов в стратосферу…»
Послевоенное возрождение планеризма, как и все другие направления деятельности аэроклуба, шло с большими трудностями. Реорганизация аэроклуба внесла коррективы в работу всех отделений. Планерному звену была поставлена задача: готовить только спортсменов, — обучение планеристов другого профиля было исключено из программы. Несмотря на это серпуховские планеристы оставались на высоте. У них был опытный учитель - В. М. Ильченко, знаменитый планерист 30-х годов, заслуженный мастер спорта, неоднократный рекордсмен. Под руководством умелого наставника и мудрого воспитателя вначале была сформирована команда планеристов Московской области, затем - сборная планеристов РСФСР.
На опыте сильнейших спортсменов быстро растут молодые кадры. Это - мастера планерного спорта В. И. Чувиков, А. Н. Ларин, О. С. Суслов, Н. С. Фетисов, В. А. Лякин, П. П. Журавлев. Двое из них - В. И. Чувиков и О. С. Суслов стали членами сборной команды СССР, длительное время успешно выступали в нашей стране и за рубежом.