Масличная гора. Иерусалим

Для верующих каждый камень Елеонской или Масличной горы напоминает о важных событиях. Согласно библейским рассказам, на этот холм любил взбираться Иисус. Здесь он вел неспешные беседы с людьми, переживал о судьбе Иерусалима, произносил молитву и столкнулся с предательством Иуды. Гора ассоциируется и с Елеонской проповедью. Именно отсюда Христос вознесся на небеса, оставив лишь след стопы на камне.

Это место покоряет также своей природой и великолепными видами. Подножие горы занимает Гефсиманский сад, где можно найти вековые экземпляры маслин. Ранним утром солнце по-особенному подсвечивает сад: кажется, будто оливы парят в воздухе. За деревьями ухаживают францисканские братья. Гефсиманский сад виднеется издалека, он расположен слева от входа в Церковь Всех Наций. Оливковая роща огорожена, чтобы сохранить деревья от паломников, которые желают увезти частичку Иерусалима.

Испытание для гостей

Путь на Елеонскую гору лежит через Старый город. По пути – восточные ворота Св. Стефана, которые также называют Львиными. При подходе к подножию гости оказываются в ущелье между Старым городом и горой. Подъем непростой, особенно в жаркую погоду. Но на каждом уровне восхождения открываются живописные виды.

Передвигаться пешком необязательно – подвезти может такси или автобус. Транспорт отправляется от арабской автобусной станции. У подножия холма всегда дежурят таксисты, предлагающие свои услуги. Можно приехать и самостоятельно, но бывают трудности с парковкой. Обязательно позаботьтесь о соответствующей одежде: вещи должны прикрывать плечи и колени. Женщинам понадобится платок.

Иерусалим как на ладони

Со смотровой площадки на Елеонской горе можно начать знакомство с Иерусалимом. С высоты видны очертания Старого города: просматриваются золотые ворота и мечети. Вдали за рекой Кедрон – старинные крепостные стены, золотистые отблески храмов, стройные вершины минаретов. На северо-западной стороне располагается Христианский квартал и его главная достопримечательность – Храм Гроба Господня. С собой стоит захватить бинокль, чтобы рассмотреть город.

Достояния Елеонской горы

На склонах и вершине располагаются церкви, мечеть, магазины и кафе. Большую часть горы занимает действующее древнее кладбище, которому более 3 тысяч лет. Оно находится перед обзорной площадкой. Путники могут увидеть гробницы Захарии и Бней-Хезир. Вокруг – примерно 150 тысяч захоронений. На надгробиях встречаются известные имена: Авессалом – сын царя Давида, политический деятель и лауреат Нобелевской премии Менахем Бегин, главный раввин Израиля Авраам Кук.

На западной и южной части холма находятся могилы пророков, Гефсимания, Церковь Всех Наций и христианские святыни. В пещере с погребальными нишами – захоронения пророков. На южной вершине расположился русский Вознесенский монастырь. На северной – кампус Еврейского университета. Во время посещения можно застать группы студентов.

Святые места

На вершине много церквей и монастырей. Путешественникам советуют заранее узнать время работы сооружений, в которых хотелось бы побывать. Они открыты не каждый день, обычно в утреннее время. К числу самых посещаемых мест относится церковь Марии Магдалены, сделанная в русском стиле, и гробница Девы Марии. Интерес представляет и католическая базилика, православный женский монастырь. На восточном склоне создан Греческий православный монастырь. Он тоже связан с преданием: на этом месте Иисус посылал одного из учеников за ослом. Теперь каждый год в Лазареву субботу отсюда проводится крестный ход с использованием пальмовых ветвей.

На самом высоком месте, где, по преданию, вознесся Спаситель, был возведен восьмиугольный храм, увенчанный куполом. Персы постройку разрушили, но конструкцию восстановили в меньших размерах, а затем преобразовали в мечеть. Теперь храм принадлежит мусульманам, которые раз в год разрешают проводить христианское богослужение – в день Вознесения Господня. Достояние часовни – оттиск стопы Христа.

На верхушке Елеонской горы, возле места Вознесения, располагается Спасо-Вознесенский женский монастырь. Основной храм – Спасо-Вознесенский собор, возле которого есть камень, где стояла Божия матерь во время вознесения. Достопримечательность обители – самое высокое церковное здание не только на горе, но и в Иерусалиме – «Русская свеча». Колокольня достигает в высоту 64 метра.

«Сокровища» Университета мормонов

Помимо церквей, туристы посещают магазины с сувенирами и ювелирными украшениями, катаются на верблюдах и любуются видом Иудейской пустыни. В зале «Университета мормонов» хранится орган, один из наилучших в мире. Туристы могут бесплатно побывать на выступлении. Из концертного зала виднеется Старый город. Стоит взглянуть и на палестинскую мозаику времен Византии. На веранде – модели Иерусалима разных периодов, а поблизости – сад библейских растений. Для групп в Университете мормонов проводятся обзорные прогулки.

«Соседкой» Елеонской горы является Храмовая, а между ними – Кедронское ущелье. Обратный путь тоже будет лежать через него. Пересекая Кедрон, можно заглянуть в церковь Святого Стефана. Он считается первым христианским мучеником. Дальше дорога вьется через Львиные ворота и возвращается в Старый город.

На вершине Масличной (Елеонской) горы стоит православная церковь Вознесения с белой колокольней, которую называют «Русской свечой» (64 м). Церковь принадлежит Русской Православной церкви за рубежом, построена в 1870-1887 гг. Со смотровой площадки, куда ведет крутая лестница (214 ступенек), открывается живописная панорама Иерусалима. В этой церкви похоронен архимандрит Антонин Капустин (1817-1894), настоятель Русской Духовной миссии в Палестине, прославившийся поиском тех легендарных древностей Святой Земли, которые не успели отыскать францисканцы.

Спускаясь вниз, попадаем на смотровую площадку. С нее открывается незабываемый вид на Иерусалим , волновавший умы и сердца многих путешественников: здесь лучше всего чувствуется вечность древнего города. Внизу на бело-желтом фоне виднеются ряды темно-зеленых деревьев, вдали поблескивает золотой Купол Скалы (мечеть халифа Омара).


Вид на Иерусалим с обзорной площадки на Масличной горе.

На склоне горы расположено Еврейское кладбище сформировавшееся еще в эпоху Первого Храма, - многочисленные ряды белых надгробий. Это кладбище, священное для евреев, неоднократно описано в художественной литературе. На нем изворачивается действие в одной из глав «Кладбищенских историй» Б. Акунина. Считается, что когда Мессия взойдет на Масличную гору, отсюда начнется воскресение мертвых. Самые престижные участки те, на которые падает тень крепостной стены.

Далее расположена Вифанская община Воскресения Христова, она же Гефсиманская обитель , с православной церковью Св. Марии Магдалины с золотыми куполами, построенной на пожертвования императора Александра III в память о его матери, императрице Марии Александровне. Здесь погребены останки Великой княгини Елизаветы Федоровны (1864-1918), причисленной РПЦ к лику святых. Елизавета Федоровна, дочь герцога Гессен-Дармштадского, внучка английской королевы Виктории, жена московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича (1857- 1905), после гибели мужа, взорванного в Кремле в 1905 г. террористом-эсером И.П. Каляевым, приняла постриг и посвятила себя благотворительности, основала в Москве на Ордынке Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Весной 1918 г. ее арестовали большевики, увезли на Урал и в ночь на 18 июля сбросили живой в глубокую шахту близ Алапаевска, где она умерла спустя сутки.


Церковь Св. Марии Магдалины в Гефсимании.

Когда белогвардейцы отступали с Урала, они переправили останки Великой княгини в Пекин, а затем Гассан-хан, князь Нахичеванский, генерал-лейтенант русской армии, выделил средства, чтобы переправить останки в Иерусалим, где Елизавета Федоровна мечтала быть похороненной (она посещала церковь Св. Марии Магдалины в 1880-х гг.). В церковном иконостасе есть иконы кисти В. Верещагина.


Храм во имя Марии Магдалины в Гефсимании.

Гефсимания - сад у подножия Масличной горы к востоку от центра Иерусалима, по дороге, ведущей от ручья Кедрон к Масличной горе. Здесь, согласно евангелистам, молился Иисус перед предательством Иуды и арестом. «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (Матф. 26:36). Здесь же Христос был схвачен (Матф. 26:36-57; Марк 14:32-53; Лука 22:39-53; Иоанн 18:1-13). Нынешний сад - лишь небольшая часть сада библейских времен, однако здесь до сих пор есть несколько старых олив (возраст около 800 лет) с узловатыми стволами. В 1681 г. Гефсиманский сад перешел в собственность францисканцев, которые в 1848 г. обнесли его стеной. Можно посетить грот, куда, по преданию, удалился Иисус для молитвы. Неподалеку находится камень, на котором сидел Христос, когда Иуда пришел Его поцеловать. В византийскую эпоху на этом месте существовала церковь, позже восстановленная крестоносцами.

В 1925 г. А. Берлуччи по заказу францисканцев возвел на руинах прежних церквей помпезную базилику Мук Христовых, или церковь Всех Наций. Она называется так потому, что деньги на строительство пожертвовали 12 католических общин мира: Германия, США, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Бельгия и Канада.

Совершим небольшой и неполный проход по одной из самых исторических гор Иерусалима, а возможно и всего мира. Она находится на возвышенности, тянущейся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима, по восточную сторону Кедронской долины. Издревле была засажена маслинами, откуда и название. Кроме гастрономического названия гору ещё называют Елеонской.
Место очень почитаемо среди религий. Например, в иудаизме Масличная гора упоминается как место, где Давид поклонялся Богу. Видимо, на южном отроге Масличной горы (Машха) Соломон построил капища для своих иноземных жён. Иезекииль в пророчестве о конце дней уделяет Масличной горе особое место: "И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города".
В христианстве она упоминается как место, где Иисус произносит елеонскую проповедь. Также Елеонcкая гора — место вознесения Иисуса Христа. На Елеонской горе он молился перед арестом.

Между Старым городом и Масличной горой находится Кедронская долина.

В Ветхом Завете упоминается Иосафатова долина, "долина, в которой Бог будет судить". Долина фигурирует в пророчествах иудейской эсхатологии, согласно которым в конце войны Гога и Магога народы будут перенесены Богом в Иосафатову долину и осуждены за зло, причинённое Израилю. Обычно считается, что под этим именем имеется в виду Кедронская долина. Согласно христианской эсхатологии, в долине будет проходить Страшный суд.

Согласно Ветхому Завету, Царь Давид убегал через долину во время восстания Авессалома. Новый Завет свидетельствует, что Христос много раз проходил по долине из Вифании в Иерусалим и обратно.


У подножья Маслянечной горы стоит Церковь всех наций или Базилика Агонии Господней — францисканский католический храм в Гефсиманском саду, построенный на той скале, где, согласно преданию, Иисус Христос совершил Моление о чаше в последнюю ночь перед арестом.

Сооружена в 1924 году на месте более ранних церквей по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци на деньги католиков из многих стран Европы, а также из Канады, в честь чего и получила своё название.

Поскольку церковь принадлежит католикам, то прочие христианские конфессии для служб в Гефсиманском саду используют открытый алтарь, расположенный около храма.






Гефсиманский сад традиционно почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста. Здесь растут восемь очень древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. В евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы.

Русская православная церковь Святой Марии Магдалины. Расположена недалеко от гробницы Богородицы, на склоне Елеонской горы. Построена в память об императрице Марии Александровне. Храм относится к РПЦЗ Московского патриархата.

Строительство храма в память императрицы Марии Александровны было предложено начальником РДМ в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Он же предложил участок для возведения церкви на склоне Елеонской горы и вскоре, к осени 1882 года, земля была куплена. Архитектор Д. А. Гримм составил проект и церковь была заложена 21 января 1885 года. Вело строительный проект Императорское православное палестинское общество под наблюдением и руководством строительства архимандрита Антонина. Сами работы по строительству храма вели известные Иерусалимские архитекторы Конрад Шик, а затем Георгий Франгия. На сооружение храма царь Александр III внёс 100 тысяч рублей, его четыре брата — по 15 тысяч; великая княжна Мария Александровна — 5 тысяч рублей. Патриарх Иерусалимский освятил храм 13 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны.




Слева православный храм, справа Ватиканское место. Такой вот контраст.

Не стоит забывать, что это Восточный Иерусалим, а значит может случиться всё что угодно.

На западных и южных склонах южной оконечности Масличной горы расположено еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к долине Кедрон. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых.

В настоящее время на горе насчитывается не менее 150 000 могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам (напр., Авессалому).

Тут похоронен бывший Премьер-министр Израиля Менахем Бегин.





Вид с кладбища на Кедронскую долину, Храмовую гору, Старый город и Западный (современный) Иерусалим.

На смотровой площадке местные аниматоры зарабатывают копеечку.


Мечеть Аль-Акса.

Наскальный купол, а на заднем плане израильская часть современного Иерусалима с небоскрёбами и новостройками.



Куполы Храма Гроба Годподня.


Ну как-то так кратенько...

Название Гефсимании - местности у подножия Елеонской горы - происходит от древнееврейского слова, обозначавшего давильный пресс для изготовления оливкового масла. На Елеонской горе в изобилии росли оливковые деревья и здесь делали оливковое масло.

Гробница Божией Матери расположена в погребальной пещере, находившейся на древнейшем кладбище, которое простирается в Кедронской долине и по склону Елеонской горы. Здесь были погребены родители Пресвятой Девы Марии - праведные Иоаким и Анна, а также святой Иосиф Обручник. Здесь же пожелала быть погребенной и Она Сама.

Успение Божией Матери произошло, как полагают, в 57 году по Р.Х. Многие чудесные события сопровождали его. Чудесным образом все апостолы были собраны в Иерусалим к одру Пресвятой Девы. Но святой апостол Фома, по Промыслу Божию, отсутствовал при погребении. Он смог прибыть в Гефсиманию только на третий день. Апостол Фома так скорбел, что не смог проститься с Божией Материю, так горевал, что не удостоился Ее последнего благословения, что для него открыли гробницу. Однако, тела Пресвятой Богородицы уже не оказалось в ней, ибо Господь вознес Ее в Небесные обители. А на гранитном ложе остался лишь букет живых цветов, и повсюду было разлито благоухание. Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица явилась ему в небесной славе и оставила в дар и благословение свой пояс, который, по преданию, упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре святой Марии Магдалины.

Уже в IV веке над гробницей Божией Матери был воздвигнут храм, имевший в плане форму креста. Эта церковь сильно пострадала при персидском нашествии, была перестроена крестоносцами, затем вновь разрушена мусульманами. Нынешний храм сохранил первоначальный крестообразный план. Войдя в него, мы спускаемся глубоко вниз. Примерно посередине лестницы в нише справа расположены гробницы праведных Иоакима и Анны, а слева - праведного Иосифа Обручника. Спустившись в храм, справа мы видим небольшую часовню, потроенную на месте погребения Божией Матери. Внутри часовни находится каменное ложе, на котором покоилось тело Пресвятой Богородицы. За часовней - еще одна святыня Гефсимании - чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная русской монахиней Горненского монастыря. Храм в настоящее время принадлежит православным и армянам.

"Радуйся, Обрадованная, во Успении нас не оставляющая!"
Среди кипарисов и оливковых деревьев на склоне Елеонской горы выделяется пятиглавый храм, построенный в характерном русском стиле. Этот храм, посвященный святой равноапостольной Марии Магдалине, был построен здесь Российским Императором Александром III с братьями в память их матери Императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II, чьей небесной покровительницей была святая Мария Магдалина. Участок для строительства был приобретен на средства Императорской семьи. Освящение храма состоялось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября 1888 года. На торжествах присутствовал Великий Князь Сергий Александрович (возглавлявший Императорское Православное Палестинское Общество) с супругой, Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Это паломничество произвело глубочайшее впечатление на Великую Княгиню. "Как бы я хотела быть погребенной здесь", - сказала она тогда.

Великая Княгиня Елизавета Феодоровна после убийства ее мужа террористом, удалилась от мира и устроила в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. "Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим мимо чужих скорбей, не понимая, что делить свое горе - это его уменьшить, а делить свою радость - это ее увеличить. Откроем наши души, чтобы Божественное солнце милосердия их согрело," - говорила Великая Княгиня.

В 1918 году Великая Матушка - как именовали ее в России за ее великую любовь к людям и самоотверженное служение делам милосердия - была арестована большевиками и вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой приняла мученическую кончину в Алапаевске, на Урале. 18 июля 1918 года преподобномученицы Елизавета и Варвара были живыми сброшены в старую шахту. После чего шахту забросали гранатами. Вместе с ними пребывали в заключении и были замучены Великий Князь Сергей Михайлович со своим верным помощником Федором Семеновичем Ремезом, добровольно последовавшим за ним в ссылку, молодой Князь Владимир Павлович Палей и трое сыновей Великого Князя Константина (К.Р.) - Великие Князья Иоанн, Константин и Игорь. Мученики скончались не сразу, они умирали в мучениях от голода, жажды и ранений. Несколько дней окрестные жители слышали из шахты пение Херувимской. Когда Алапаевск был занят Белой Армией, тела мучеников были извлечены из шахты. Елизавета Федоровна упала на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней упал Великий Князь Иоанн, голова которого была перевязана ее апостольником. Тело Великой Матушки было найдено совершенно нетленным, пальцы ее правой руки были сложены для крестного знамения. "Я чувствую себя недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая окружала меня в России... Что даже минуты скорби освящены таким утешением свыше... что я могу сказать одно: «Слава Богу за все»", - говорила она.

Отступая с Урала, части Белой Армии вывезли тела Алапаевских мучеников в Читу, затем в Китай. Тела же преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары были в 1921 году перевезены в Иерусалим и были погребены в крипте Гефсиманского храма святой Марии Магдалины. В 1981 году Русской Православной Зарубежной Церковью Алапаевские мученики были причислены к лику святых. Тогда мощи преподобномучениц были торжественно перенесены в храм равноапостольной Марии Магдалины. В 1992 году преподобномученица Великая Княгиня Елизавета и инокиня Варвара были прославлены Русской Православной Церковью. День их памяти празднуется 18 июля. Мощи Великой Княгини почивают в мраморной раке справа от алтаря, а мощи инокини Варвары - в такой же раке слева. "Ныне трудно найти правду на земле, затопляемой все сильнее греховными волнами, чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас" (Великая Княгиня Елисавета).

Обитель при храме равноапостольной Марии Магдалины возникла в 30-е годы XX века. Ее основали сестры Вифанской женской общины во главе с игуменией Марией (Робинсон). Подробнее об этой общине рассказано в связи с Вифанией.

В храме у солеи справа находится чудотворный образ Божией Матери Гефсиманская Одигитрия . Эту икону в 1939 году подарил первой игумении обители Марии митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), объяснив, что такова воля Царицы Небесной. Позднее он рассказал, что ему трижды являлись святые великомученицы Екатерина и Варвара и говорили, что Пресвятая Матерь Божия просит отдать Ее святую икону игумении Марии в Палестину и что там она должна оставаться. Митрополит Илия дал вместе с иконой и удостоверение, в котором указывалось, что образ передается в собственность Гефсиманской обители и что эта икона называется Одигитрия, Неопалимая Купина, Исцелительница, Скоропомощница. В Ливане икона прославилась многими чудесами. Во время пожара, когда сгорело все село и церковь, в которой находилась икона, огонь не тронул только Святые Дары и этот образ.

Икона была совершенно черной, потемневшей от времени, ни изображения, ни красок на ней разглядеть было практически невозможно. Образ прибыл в Гефсиманию на Страстной седмице. Тотчас перед ним отслужили молебен, во время которого исцелился смертельно больной священник обители (у него был рак желудка, батюшка очень страдал и не был уверен, что доживет до Пасхи). А на следующий день икона чудесным образом обновилась, ее краски просветлели и образ стал чистым и ясным. От иконы стали истекать многочисленные исцеления. А однажды, во время чтения Акафиста, из глаз Пречистой потекли слезы, чему были свидетелями многие.

На территории обители расположено несколько почитаемых святых мест. Это камень, на который упал пояс Божией Матери, сброшенный Ею в утешение апостолу Фоме, опоздавшему к Ее погребению. Лестница, являющаяся частью древней дороги через Елеон в Иерусалим, по которой, очевидно, ходил Спаситель с учениками и по которой Он совершал Свой торжественный Вход в Иерусалим перед Крестными страданиями. Пещера, в которой отдыхали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя и в которой, возможно, неоднократно ночевал и Сам Господь с учениками, поскольку Он любил удаляться для ночного отдыха в Гефсиманию.

Место побиения камнями первомученика архидиакона Стефана
Святой архидиакон Стефан был первым, кто принял мученическую кончину за Христа. В Кедронской долине рядом с Гефсиманией находится место, на котором, по преданию, был побит камнями первомученик. В V веке здесь была воздвигнута православная базилика. Современный греческий храм был построен в XX веке. Мощи святого апостола были обретены в 415 году и вскоре перенесены в Константинополь.

Елеон. Место Вознесения Господня

Елеонская гора - по-русски масличная, оливковая, - получила свое название от множества оливковых деревьев, растущих на ней.

На вершине Елеонской горы находится место, откуда Спаситель вознесся на Небо в сороковой день после Воскресения. Это место свидетельства, что Господь всегда с нами, что Его благословение всегда пребывает в Церкви и хранит ее. Христос вознесся с простертыми в благословении руками и со словами: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20).

В 387 году здесь был построен большой восьмиугольный храм с открытым куполом, чтобы молящиеся могли видеть над собой небо, куда вознесся Господь. Храм этот был разрушен персами, после чего восстановлен уже в меньших размерах. В 1187 году христианский храм был превращен в мечеть и перестроен. В частности, был закрыт купол. Сейчас здесь небольшая часовня, внутри которой находится камень, на котором, по преданию, в момент Вознесения остался отпечаток стопы Спасителя. До нынешнего времени это место принадлежит мусульманам, которые даже взимают плату за вход. Христианское богослужение здесь дозволено совершать только раз в году - на праздник Вознесения Господня.

"Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон" (Деян.1:9-12).

Елеон. Малая Галилея

Местность на одной из вершин Елеонской горы (слева, если смотреть со стороны старого города на Елеон) именуется Малая Галилея, т.к., там останавливались жители Галилеи, приходившие в Иерусалим на праздники. Именно здесь несколько раз являлся Спаситель ученикам по Воскресении. Сейчас в Малой Галилее находится греческий православный храм и летняя резиденция Иерусалимского Патриарха.

На месте одного из явлений апостолам Воскресшего Спасителя в саду построена часовня (это явление описано в шестом воскресном Евангелии). В ней за престолом находятся фрагменты 2 столпов, возведенных в древности на месте Вознесения Господня в память двух ангелов, явившихся апостолам тотчас после Вознесения. Эти столпы были перенесены в Малую Галилею, когда место Вознесения Христова стало принадлежать мусульманам. В большом двухэтажном храме на первом этаже под престолом - еще одно место явления Воскресшего Спасителя (явление, описанное в первом воскресном Евангелии), а в верхнем храме - большой Крест, который до пожара 1808 года стоял на Голгофе в храме Гроба Господня. Тогда произошло чудо: когда огонь достиг этого Креста, изображение Спасителя абсолютно не пострадало, огонь не причинил ему никакого вреда. В храме много русских икон. Также, в этом большом храме находится усыпальница Иерусалимских патриархов.

В конце аллеи, ведущей на юг, находится небольшой храм, возведенный на том месте, где молилась Пречистая Матерь Божия после Вознесения Сына и где архангел Гавриил с райской ветвью в руках возвестил Ей о предстоящем Успении. Под престолом этой церкви - камень, на котором стояла Пресвятая Богородица. Иконостаса в этом храме нет. В этой церкви была погребена святая мироносица Сусанна. А на улице слева - могила преподобных Феогена и Илария.

За этим храмом похоронен игумен Серафим (Кузнецов) – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского монастыря, сопровождавший тела Алапаевских мучеников в Читу, а затем в Китай. Он же перевез потом мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары в Иерусалим. Иерусалимский Патриарх Дамиан выделил игумену Серафиму кусочек земли, где тот построил себе келью и прожил в ней оставшуюся жизнь.

Елеон. Спасо-Вознесенский женский монастырь

Эта обитель находится на самой вершине Елеонской горы рядом с местом Вознесения Господня. Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870-е годы архимандритом Антонином (Капустиным). Первоначально здесь планировалось устроить мужскую обитель, но этот замысел не осуществился, и в начале XX века на Елеоне образовалась женская монашеская община. В настоящее время монастырь находится в ведении Русской Зарубежной Церкви.

Главный храм обители - Спасо-Вознесенский собор. Справа от входа в храм почитается камень с того места, на котором, по преданию, стояла Божия Матерь во время Вознесения Христова. В соборе справа от алтаря у солеи находятся мощевики с мощами многих святых и две чтимые иконы Божией Матери: чудотворная икона Елеонская Скоропослушница и образ Взыскание погибших, написанный русскими паломниками в благодарность за спасение при кораблекрушении. Слева - могила архимандрита Антонина (Капустина) - самого выдающегося начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за всю ее историю, внесшего огромный вклад в развитие Русской Палестины. Он сделал поразительно много: приобрел для России множество земельных участков, построил множество храмов, создал несколько монашеских обителей, устроил приюты для паломников. Именно благодаря ему многие святые места на этой благословенной земле принадлежат православным христианам. Причем, вся эта деятельность крайне осложнялась из-за турецкого мусульманского владычества, бывшего тогда в Палестине.

За алтарем Вознесенского храма - часовня, построенная на месте древней церкви. Внутри часовни - место 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи. В часовне сохранился мозаичный пол IV века из древнего византийского храма.

Одной из достопримечательностей обители является высокая колокольня, именуемая "Русская свеча". До сих пор это самое высокое сооружение в Иерусалиме. Ее высота 64 метра. Колокола для Елеонского монастыря отливались в России на народные пожертвования. Главный Елеонский колокол весом в 308 пудов был заказан благочестивым Соликамским купцом Александром Рязанцевым. Но когда пароход с колоколом причалил к берегу в порту Яффы, турецкие власти спохватились, что колокольный звон они не дозволяют, и запретили везти колокол в Иерусалим. Тогда русские паломники, преимущественно, женщины, тащили колокол в Иерусалим волоком.

Елеон. Место подвигов преподобной Пелагии Антиохийской

Недалеко от места Вознесения Господня находится пещера, в которой подвизалась преподобная Пелагия и где почивают мощи этой святой подвижницы. Пещера принадлежит мусульманам и находится на территории мечети в небольшом здании. Для православных это место открывают в день памяти преподобной - 8/21 октября. Преподобная Пелагия родилась в Антиохии, была очень красива собой и вела распутную жизнь. Услышав проповедь епископа Нонна о Страшном Суде, Пелагия ужаснулась своей грешной жизни, принесла покаяние и приняла крещение. После этого она, переодевшись в мужскую одежду и назвавшись иноком Пелагием, удалилась в Иерусалим на Елеонскую гору, где затворилась в пещере и достигла высоких духовных дарований.

В виде маленького греческого храмика, не до конца вытесанного из каменного куба, сделана гробница другого Захарии, забитого камнями за свои пророчества.

Гробница Авессалома.

А рядом с ним — «Рука Авессалома», склеп якобы того самого непокорного сына Давидова, воздвигнутый им еще при жизни. Очень уж он хотел оставить о себе память, а сыновей не имел. В нее до сих пор традиционно кидают камни, стращая детишек: «Вот Авессалом - он плохо себя вел. Не будешь отца и маму слушаться - и твою могилку камнями закидают!»

Живые: в служении Богу

Если турист или паломник выразит желание посетить монастырь на Елеонской горе в Иерусалиме, ему придется уточнить, какой именно. Здесь служат Господу много и разнообразно.

  • Возле дороги от Пещеры пророков вниз, в Гефсиманию, стоит монастырь францисканцев Dominus Flevit (Господь плачет). Здесь Сын Человеческий, входя в Иерусалим, заплакал о будущей судьбе города;
  • Рядом с часовней Вознесения находится обитель сестер-кармелиток Pater Noster (Отче наш) . Археологи-католики полагают, что она стоит на месте разрушенной базилики Елеона, где некогда была часовня крестоносцев XII века, посвященная Господней Молитве, которой Иисус где-то здесь научил своих учеников. Хоть монастырь и католический, в нем находится прямое доказательство, что Господу служат не только на латыни. И монастырская церковь, и гробница основательницы обители княгини де ля Тур д’Овернь украшены белыми панелями с текстом Молитвы на разных языках. В 1872 г. здесь были тексты на 36 языках. Сейчас - на 140. Русский текст «Отче наш» тоже там.
  • Монастырь прп. Пелагии - напротив часовни Вознесения.
  • Спасо-Вознесенский женский православный монастырь на Елеоне основан в 1905 г., и уже к началу Первой мировой войны в нем жило более 100 сестер. До его заложения, в 1870-х гг., Русская духовная миссия инициировала здесь раскопки - обнаружены были мозаичные полы церквей византийского времени, пещеры для захоронений и даже бюст Ирода Великого. Важнейшей находкой стали остатки часовни Обретения главы Иоанна Крестителя IV века - теперь это монастырская святыня.
  • При обители построен был храм Вознесения - автор проекта, глава Русской духовной миссии архимандрит Антонин назвал его «маленькой Св. Софией».
  • Колокольня Вознесенского собора — «Русская свеча », построенная итальянцем Антонио Лангодорки - самое высокое церковное здание Иерусалима. В ней 64 м.
  • Есть и лютеранский храм Вознесения на Елеонской горе, построенный в романском стиле, с роскошным убранством, органной музыкой и высокой колокольней. Здесь место служения Господу - больница Августа Виктория, названная в честь супруги германского кайзера Вильгельма II, которая покровительствовала Елеонской горе и занималась благотворительностью.

Гефсимания: последние дни Иисуса

Гефсиманский сад Евангелие называет местом, где пребывал Сын Человеческий между жизнью, смертью - и Вечной жизнью.

    • Здесь сохранился Гефсиманский грот, где Он встречался с учениками на Тайной вечере - и где предал Его Иуда. На полу грота - след кровавого пота, растопившего камень. Сейчас в Гефсиманском гроте - действующая подземная церковь.
    • В Гефсиманском саду в 1924 г. францисканцы построили Базилику агонии Господней, которую еще называют Храм Всех Наций - так как сооружена она была на средства католиков 12 стран мира, в честь них у церкви 12 куполов. Главная святыня Храма Всех Наций - расположенный в алтаре и огороженный коваными терновыми венцами камень, на котором Иисус совершал Моление о чаше . Так как церковь католическая, другие христианские конфессии, желающие провести свои службы в Гефсиманском саду, делают это на открытом алтаре возле храма.
    • Гробница Богородицы и Церковь Успения находятся у подножия западного склона Елеона.
      Считается, что Богоматерь скончалась в Иерусалиме в 57 г., и ученики Христа захоронили ее в семейной гробнице, рядом с родителями и мужем. А незадачливый Фома (тот самый, по прозвищу Неверующий) как-то умудрился опоздать на погребение и явился проститься с Марией спустя три дня. Попросил открыть гроб… а прощаться оказалось не с кем. Тело отсутствовало - Мать ушла к Сыну. После такого вряд ли останешься неверующим.Нашла эту погребальную пещеру св. царица Елена, она же построила над ней первую церковь Успения Богородицы в 326 г. Далее церковь перестраивалась и неоднократно разрушалась, но Гробницу мусульмане не трогали никогда: для них в ней покоится мать пророка Исы. Да и пророк Мухаммад в своем чудесном полете из Мекки в Иерусалим видел в ночной тьме свет, который лился из Гробницы. После поражения крестоносцев в 1187 г. султан Саладин разрушил церковь, но не тронул Гробницу. С тех пор за ней ухаживали братья ордена св. Франциска. А сейчас она - в совместном ведении Греческой, Армянской, Сирийской и Коптской православных церквей - и мусульман, у которых здесь даже есть своя молельня.
  • Неподалеку от места упокоения Богоматери стоит православная церковь св. Марии Магдалины, первой увидевшей воскресшего Сына Человеческого. Этот храм выглядит родным для глаз русского человека: московский стиль, колокольня шатром и золотые луковицы куполов. Все иконы и фрески здесь - русского письма, к ним приложил руку даже художник В. Верещагин. Храм был освящен в 1888 г., во время празднования Крещения Руси.
  • Часовня Последнего Чуда — Храм Вознесения на Елеонской горе, небольшая, с круглым куполом - все, что осталось от храма, называемого еще Имвомон и построенного в IV в. римлянкой-христианкой Пименией на месте самого последнего чуда воскресшего Сына Человеческого на земле - Вознесения на небеса. Крест Имвомона виден был из долины Кедрона, свет фонарей, освещавших его террасу - в Иерусалиме. Но время не пощадило древний храм. Внутри часовни - камень с отпечатком ступни Сына Человеческого. Считается, что камень этот невозможно сдвинуть с места. И он не стирается от прикосновений рук - ну, раз уж не стерся до сих пор, а ведь здесь перебывало несметное множество паломников.
    Русские паломники, глядя на отпечаток стопы, направленной на север, горячо верили, что Иисус при Вознесении обратился лицом к России и даже благословил ее.

Возле часовни Вознесения нужно пройти около 200 м, чтоб попасть на смотровую площадку. Вид с горы открывается потрясающий: на востоке можно увидеть , Мертвое море, вершины гор Моав; на западе - Иерусалим во всем его великолепии. Именно отсюда можно сделать отличные фото горы Елеонской - во всяком случае, двух других ее вершин.

Глядя на юго-восток, вы увидите гору Искушений (ту самую, где строили свои языческие храмы жены Моисеевы), глядя на север - гору Скопус. На иврите и арабском она называется по-другому, дословно — «гора обзора» или «гора наблюдателей». А вот «Скопус» — слово греческое, впоследствии латинизированное. И означает оно «цель, мишень». Скорее всего, это прозвище горы пошло от римлян, чьи легионы всегда располагались на этой удобной стратегически высоте. А «целью и мишенью» был, разумеется, Иерусалим. К сожалению, не так уж давно вооруженные силы Иордании считали точно так же, как некогда римские легионы. Сейчас Скопус находится в пределах муниципальных границ Иерусалима.