Храм девы марии снежной в праге. Палач и дева мария снежная

Мы уже неоднократно рассказывали о том, что множество великолепных пражских костелов и монастырей было основано по распоряжению императора Карла IV. Основание монастыря и костела Девы Марии Снежной было так же напрямую связано с именем этого императора, причем исторические источники гласят, что основан был храм 3 сентября 1347 года, то есть день спустя после коронации Карла IV и его супруги Бланки. Монахам, которых Карел привел на поселение в монастырь, он даже подарил дерево из зала, в котором проходила торжественная коронация. Кстати, здесь не будет лишним упомянуть, что же за монахи жили в монастыре.

«Сегодня здесь располагаются монахи францисканцы, однако, первоначально монастырь был создан не для этой общины. Здесь Карл IV основал первый монастырь ордена кармелитов в Чешских землях. В Европе они также были относительно новым орденом. Монастырь кармелитов появился в Палестине, в Европу они переместились лишь в Средние века. Здесь они превратились из ордена, ведшего экономическую деятельность, в орден, живший подаяниями. То есть, монахи этого ордена часто были весьма образованными и проповедовали и вели духовную службу. Карл IV желал, чтобы Прага стала центром Европы, а потому хотел, чтобы здесь были представлены все важнейшие монашеские ордена, потому он и привел сюда кармелитов», - рассказывает Аманта Венцлова из монастыря Девы Марии Снежной.

Ввиду того, что орден существовал за счет подаяний, Карел не дал монахам при основании монастыря никакого хозяйства, с которого можно было бы получать экономическую прибыль, но даровал им обширный земельный участок. Монастырь располагался в очень выгодном месте – неподалеку от нынешней Вацлавской площади, тогдашнего Конного рынка, так что монахи, которые должны были проповедовать, как раз оказывались в самом центре событий. Помимо того, что монахи могли построить здесь большой монастырь с запланированным великолепным костелом, подаренных земель хватило и на то, чтобы со временем монахи могли продавать часть участков мещанам и, тем самым, финансировать строительство костела. Как поведала нам Аманта Венцлова, сегодняшний Франтишканский сад, скрывающийся за домами по правой строне Вацлавской площади – это всего лишь жалкие остатки роскошных владений ордена кармелитов. Ну, а что же мы можем видеть сегодня?

«Мы видим довольно высокую постройку, и если мы войдем вовнутрь, - к сожалению, сейчас мы не можем этого сделать, поскольку проведение экскурсий внутри запрещено, - итак, войдя вовнутрь, гость увидит единое высокое пространство. Перед костелом находится двор. То, что мы сегодня можем видеть, это всего лишь малая часть того, что было изначально задумано. Если мы выйдем за арку, то окажемся на площади Юнгманна, а памятник Юнгманну находится в оси костела. Археологические раскопки показали, что вся постройка должна была быть больше, чем собор Святого Вита на Пражском Граде, и что памятник Юнгманну упирается в основание и начатый западный фасад костела. Так что тот двор, в котором оказываются посетители, прежде чем попасть в костел, должен был стать огромным трехнефным пространством».

Однако, с таким размахом строительство лишь было начато. То, что сегодня является костелом, было изначально задумано как алтарь, и зритель, попавший внутрь костела, невольно ощутит диссонанс непропорционально высокого и, в то же время, короткого пространства. Если задаться вопросом, был ли костел изначально задуман таким, как мы можем предполагать, то, в том, что касается размеров – это так. Но вот в том, что касается формы, скорее всего, она не планировалась такой прогрессивной. Принималась во внимание классическая трехнефная постройка, и алтарь бы не был таким высоким. Для сравнения можно привести в пример Эмаузский монастырь, в котором мы с вами уже побывали. По всей вероятности, костел Девы Марии Снежной был бы аналогичной костелу Девы Марии и Святого Иеронима постройкой, только большей по размерам. Часть запланированной роскоши гость Праги сегодня сможет увидеть, если зайдет в садик ресторана «У Пинкасу» на кружку пива. Поскольку именно в саду можно увидеть основание постройки северного нефа.

«Изменение первоначальной концепции произошло, по всей вероятности, около 1380 года. В те времена сообщество местных монахов процветало, было известным, многие из них, например, преподавали в Университете, посему тогда и могло произойти изменение исходной концепции в сторону модернизации. Предполагают, что образцом для новой постройки мог стать знаменитый французский Сен-Шапель, в котором к минимуму сводилась каменная конструкция, а большую часть стены составляли окна. Сейчас мы пойдем в Франтишканский сад, чтобы оттуда посмотреть, какую величину окон предполагал изначальный план постройки», - продолжает Аманта Венцигова.

Итак, расположившись во Франтишканском саду, можно прекрасно увидеть, что это означало – строить по образцу Сен-Шапеля. А означало это то, что из фасада выступают лишь опорные столбы, а части стены вместо камня замещает стекло. Если же обойти костел с северной стороны, то мы заметим, что окна были не только снижены в верхней части, но и укорочены внизу. Великолепие, однако, заключается в том, что если через эти окна смотреть на костел издалека сбоку, можно увидеть сквозь постройку небо на противоположной стороне. А почему же, собственно, окна были снижены, а сам костел не был построен по запланированному плану? Здесь мы оказываемся в другой части средневековой истории чешских земель, точнее – во временах Гуситских войн.

«С самого начала своих выступлений, первое, на что нападали гуситы, были монастыри. Ввиду того, что у кармелитов гуситы столкнулись с образованными оппонентами, которые могли вести с ними аргументированные споры, кармелиты тут же впали в немилость, и их монастырь был занят гуситами одним из первых. Община была вынуждена покинуть это место и вернулась лишь после войн в сильно уменьшенном виде с надеждой восстановить поселение. Однако, времена изменились, и условия для благоприятного развития монашеских орденов также канули в Лету. В итоге кармелиты место окончательно покинули. Постройка ветшала, причем уже настолько, что в 16 столетии провалилась крыша, затем разрушилась временная стена, закрывавшая алтарь, и, в конце концов, рухнули своды».

К счастью, после того, как монастырь позднее получил барочные очертания, в нем сохранились части недостроенных готических стен, которые до сих пор можно увидеть под монастырскими крышами с заложенными камнем готическим окнами. Сегодня монастырь имеет барочные и позднеренессансные очертания, как и внутреннее пространство костела, где также можно увидеть элементы маньеризма. Эти очертания монастырь и костел приобрели после реставрационных работ, проведенных орденом францисканцев, пришедших сюда в 16 столетии. Из-за того, что они уже не отважились строить с таким размахом, как в готический период, и были уменьшены окна и своды. Как показали проведенные исследования, свод был снижен приблизительно на семь метров, и сегодня он насчитывает 33 метра 41 сантиметр, что всего немногим ниже сводов собора Святого Вита. И в заключение нашей прогулки, мы увидим еще одну вещь, которая напомнит нам о славном готическом периоде монастыря и костела Девы Марии Снежной.

«Сейчас мы обошли костел вокруг, оказались с его северной стороны, и стоим перед одной уникальной вещью. Это уже не оригинал, а копия того, что осталось, тем не менее, мы находимся перед входом на так называемое Старое кладбище. Кладбища всегда устраивались на севере, куда не светило солнце, а с южной, солнечной стороны строились монастыри. Собственно, над входом был не так давно помещен готический портал, а над ним был размещен фронтон, который украшает скульптурная композиция. Предполагается, что первоначально эти барельефы были размещены на башне костела, которая сегодня уже не существует. Оригиналы этих остатков находятся в лапидарии Национального музея, однако, и то, что мы видим, демонстрирует нам великолепно проработанную теологическую концепцию. В центре мы видим некий ствол, а также две группы фигур, расположенных одна над другой. Нижняя группа изображает Деву Марию со склоненной головой слева, а справа – Христос со скипетром, коронующий Деву Марию».

Эта скульптурная композиция тесно связана с кармелитами, во времена которых она была создана. Иконография этого барельефа выразительно Марианской направленности, поскольку кармелиты чрезвычайно почитали Деву Марию. За Девой Марией находится розовый куст и лучи Священного Сияния. Ствол, проходящий между двумя фигурами, является стволом райского Древа жизни. Наверху он достигает фигуры на троне, которая является Богом Отцом с распростертыми руками. Одной детали там не достает – распятого на кресте Христа, поскольку Древо жизни превращается в деревянный крест.

«В иконографии этот сюжет называется «Трон Божьего милосердия» - принятие христовой жертвы, в которой проявляется милосердие к людям. В верхней композиции мы можем также видеть портреты основателей монастыря – Карла Великого и его супруги Бланки. Вся композиция говорит нам о том, что вся чешская готическая скульптура имела очень глубокое теологическое основание. Это же еще раз подтверждает, что здесь жили чрезвычайно образованные люди, и на этой основе появлялись такие богатые символикой произведения», - заключает Аманта Венцлова.


1. Есть в Праге очень интересная церковь. Она находится недалеко от центра, но спрятана от глаз большими зданиями центральных улиц: проходя мимо, мы ее в первый день даже не увидели.

2. А во второй день через лабиринт небольших закоулков нас к ней вывела наш гид. Вообще, что мне бросилось в глаза в Праге, частенько сложно найти вход или подход к церкви - очень много близлежащих строений и лабиринты переулков.

3.

5. Сразу начну с красивого и необычного названия, которое, впрочем, сразу породило ассоциации, впоследствии оказавшиеся правдой. Название церковь получила с момента своего основания, в 1397 году. В IV столетии Дева Мария появилась во сне одному римскому купцу и сказала ему построить храм в том месте, где на следующий день будет лежать снег. Купец был озадачен, поскольку стояла середина жаркого лета. И все же когда он проснулся, он заметил, что холм Эсквилин покрыт снегом. Следуя просьбе, он построил церковь Санта-Мария-Маджоре на том месте. На знаменитом алтаре в церкви Девы Марии Снежной имеется картина, которая связана с легендой.

6. А на фотографии снова Ян Непомуцкий- любимый пражский святой

7. Отсюда хорошо видно, что здание церкви как бы усечено и не хватает башен с левой стороны, чтоб она выглядела по-настоящему готически. Уникальность этой незавершенки в высоте сводов - а именно она составляет 34 метра - и это вторая после собора святого Вита. Интересно было бы взглянуть на то, как церковь выглядела бы, если бы она была закончена. По изначальному плану здания, церковь должна была занимать большую часть площади, а то, что предоставляется нашему взору сейчас - всего лишь фрагмент.

8. Недалеко от самой церкви расположены францисканские сады - очень тихое, уединенное местечко в оживленной части города. Это одно из мест в центре города, в котором тишина и покой, цветут деревья и поют птицы!

9. Сегодня Церковь, как и небольшая площадь сада, принадлежит ордену францисканцев. В большей части сада, открытой для посещения, расположены деревья и кустарники роз, а также есть небольшой участок, где монахи выращивают травы и цветы для своих нужд.

10. Одного из братьев я приметил внутри самой церкви.

11. В небольшой церкви с очень высоким сводом поражает просто гигантский 29-метровый алтарь. И любой входящий непроизвольно рассматривает его снизу (именно от основания) вверх - это великолепное творение!

12. Ее центральная часть рассказывает как раз о происхождении названии церкви, видите заснеженный холм в Риме?

13. Далее пойдут детали великолепного убранства церкви, обилие скульптур, которые замерли в движении и очень напоминают римские церкви.

14. Еще более удивительна кафедра синего цвета, которая смонтирована на стене.

Храм был заложен в 1347 году. Предполагалось, что это будет самый большой по размерам храм Праги, но из-за гуситских войн план остался неосуществленным. Так, двор перед храмом должен был стать величественным трехнефным пространством. Но и построенная в итоге церковь с высотой сводов, равной почти 32 метрам, является самой высокой церковной постройкой Праги.

Изначально храм принадлежал ордену кармелитов, но в 1604 году перешел ко францисканцам, которые и отремонтировали храм, находившийся долгие годы в запустении.

В храме находится алтарь в стиле раннего барокко (создан в 1651 году), являющийся самым высоким в Праге (его высота - 29 метров). Человек, попадающий в храм, может ощутить диссонанс между высотой алтаря и сводов и небольшой длиной постройки. Но не стоит забывать, что, согласно первоначальному плану, все пространство нынешней церкви являлось лишь частью (а именно - алтарем) намного более масштабного сооружения.

Кроме главного алтаря, в храме находятся еще четыре, выполненных в стиле позднего барокко. Небольшие по размерам, они расположены друг напротив друга по сторонам нефа: первые два - это алтари св. Екатерины и св. Франциска, два других - алтарь св. Креста и «Благовещение».

С северной стороны храма Девы Марии расположено кладбище. Над входом находится готический портал, украшенный скульптурной композицией.

С южной стороны к храму примыкает монастырь ордена францисканцев. В монастыре над капеллой св. Яна Непомуцкого находится малоизвестная широкой публике библиотека. Она относится к числу ценнейших сохранившихся библиотек эпохи барокко.

Монастырский сад, заложенный еще в средневековье, был открыт для публики только в 1950 году.


В самом центре Праги, на границе Старого и Нового города, в переулках затерялась необычная церковь, в отличие от многих других, не заметная с улиц. Между тем, церковь эта уникальна. Храм Девы мари Снежной долгое время был самой высокой церковью в Праге, и именно он стал отправной точкой долгих и кровопролитных гуситских войн.

Основание церкви и монастыря

Монастырь Девы Марии Снежной был первым монастырем Ордена кармелитов в Чехии. Буллой от 29 марта 1346 года папа Климент VI позволил кармелитам построить вПраге церковь с колокольней и дом для 12 монахов. Однако решающую роль в деле основания этого монастыря сыграл император Карл IV . Краеугольный камень был заложен 3 сентября 1347 года , то есть на другой день после торжественной коронации Карла IV и его жены Бланки Валуа на чешский трон. 19 сентябрятого же года Карл IV издал грамоту, учреждавшую монастырь. В ней говорилось, что император навеки дарит кармелитам участок земли, ограниченный с одной стороны «крепостными стенами и рвом» Старого Города напротив Гавелских ворот, а с другой стороны «садом и еврейским кладбищем».

Здесь монахи себе и «своим последующим собратьям должны были построить церковь и жилую часть в честь Всевышнего и его Святейшей Богоматери». По замыслу Карла IV в Новом Городе Пражском должны были строиться церкви, которые бы указывали на связь их с важнейшими местамиСвященной Римской империи: церковь св. Карла Великого – на связь с Аахеном, местом его резиденции, св. Генрих и Кунигунда - на Германию, св. Аполлинарий – на Равенну, место его мученичества).

Название этой церкви и монастыря указывает на связь с папской базиликой, одной из четырёх главных базилик Рима, Санта-Мария-Маджоре . Поэтому в церкви Девы Марии Снежной ежегодно, 5 августа, отмечается день освящения римской базилики Санта Мария Маджоре. История о чудесном основании этой римской изображена на алтарной картине.

Чудо снега

Согласно существующему преданию, в ночь на 5 августа 358 года Пресвятая Богородица явилась сразу трём людям, проживавшим в Риме: богатому патрицию Джованни и его супруге, а также Папе Либерию. Этому явлению предшествовали горячие молитвы супругов Господу, чтобы он даровал им дитя. Долгое время супруги были бездетными и совершали щедрые приношения Церкви, чтобы Господь явил им свою милость. И вот, в ночном видении, Богородица сообщила супругам, что Господь пошлёт им сына, если они построят церковь на холме Эквилин в её честь. А чтобы они не сомневались, им будет дано знамение: утром 5 августа на том месте, где должна будет построена церковь, они найдут снег.

Супруги посетили Папу Либерия, который весьма удивился их приходу, поскольку и ему в ту же ночь было подобное видение. Утром 5 августа Папа римский вместе со священниками и церковнослужителями в сопровождении патриция и его супруги отправились на Эквилинский холм и, к своей радости, на его вершине увидели чистый яркий белый снег. Это место сразу же было освящено, и спустя немного времени здесь начали возводить церковь во имя Девы Марии, получившую название Санта-Мария-Маджоре.

15-й век и гуситские бури

В начале 15 века уже существовавший пресбитерий был продолжен трехнефной пристройкой и общая длина храма достигла 110 метров . Ближе всего к завершению приблизилось строительство северного бокового нефа, который, по-видимому, был закончен. До настоящего времени, однако, лучше сохранилась стена южного нефа с готическими окнами. На северной стороне, по направлению к Старому Городу, очевидно в 1405 году, была пристроена «высокая красивая башня». В ней был помещен большой колокол, получивший имена «Карел» и «Неутомимый». На южной стороне начали строить соответствующую ей другую башню, но почти сразу от проекта отказались.


Вид с запада

Вскоре в Праге начались волнения гуситов и дальнейшее строительство прекратилось. Уже в 1412 году монастырь подвергся нападению, в котором принимал активное участие последователь Яна Гуса Иероним Пражский . В источниках того времени имеется запись о том, что «в монастыре Девы Марии на Песке (другое название Девы Марии Снежной) в Праге он вынул из алтаря реликвии, бросил их в грязь и топтал» . Волнения снова вспыхнули в 1415 году, в результате чего 25 января 1419 года король позволил гуситам осуществлять богослужения, проповедовать, петь чешские песни и причащаться под двумя видами - вином и просвирой в церкви Девы Марии Снежной. Таким образом, этот храм стал центром наиболее радикально настроенных гуситов во главе с их ярым проповедником Яном Желивским .

В напряженное время – в воскресенье, 30 июля 1419 года – в Новом Городе должен был состояться крестный ход. После пламенной проповеди Желивский, взяв в руку дарохранительницу, повел шествие к церкви св. Стефана. К церкви Девы Марии Снежной они возвращались через Новоместский рынок, что около городской ратуши. Здесь и произошло столкновение гуситов с членами магистрата, завершившееся штурмом ратуши и ее взятием. Схваченные чиновники были выброшены из окон на площадь и убиты. Это событие, вошедшее в историю под названием «Первая пражская дефенестрация» , положило начало многолетнему тяжелому периоду гуситских войн в Чехии.

После смерти короля Вацлава IV началось массовое разграбление пражских церквей и монастырей. 20 августа было совершено нападение и на монастырь Девы Марии Снежной,некоторые монахи были взяты вплен. Подробных данных об ущербе, нанесенном монастырю в результате грабежей, мы не имеем, но, во всяком случае, это означало прекращение какого-либо строительства в монастыре. Впоследствии слишком радикальный Ян Желивский был казнен 9 марта 1422 года на Староместской площади и похоронен в храме Девы Марии Снежной под кафедрой.

Упадок

В 1434 году между Старым и Новым Городом вспыхнула война, окончившаяся победой староместской стороны. В этих боях важную роль играла северная «высокая прекрасная башня», представлявшая собой стратегическую точку для обстрела из Старого Города. С башни новоместские били тревогу в большой колокол. Поэтому башня стала целью обстрела для староместских , в результате которого колокол был сбит, а при последующей атаке была разрушена и вся башня.

После того, как монастырь был приведен в порядок в 1436 году, некоторые монахи смогли сюда вернуться. Однако во время эпидемии чумы, вспыхнувшей в период правления Владислава II, в сентябре 1483 года, начались новые волнения, и кармелиты снова бежали из Праги. Во время этих волнений толпа отбила головы на барельефе над монастырскими воротами. В 1496 году кармелиты вновь вернулись в монастырь, но и на этот раз время было неспокойное. Продолжать строительство было невозможно.

В Страстную пятницу 1542 года ветер сорвал с церкви часть крыши. Во время волнений 1543 года кармелиты вновь ушли из Праги, а потом возвращались лишь иногда. Храм и монастырь продолжали ветшать. В довершение всех бед, в 1566 году полностью обвалилась крыша и своды пресбитерия (те, что были самыми высокими в Праге) .

После этого монастырь продолжал существовать лишь на бумаге да в памяти людей, монастырская жизнь в нем прекратилась. От всего, что было построено до 1419 года, остались одни развалины, превратившиеся в свалку и прибежище нищих .

В 16 веке в окрестностях монастыря, главным образом, на месте современного Францисканского сада, поселились колокольные мастера. Наиболее известной была семья Брикци, вкладывавшая собственные средства в обновление ветшающих стен обители.

После прихода францисканцев

Когда в 1603 году , во время своего путешествия по Центральной Европе, генеральный министр ордена францисканцев Франциско де Соуза посетил Прагу и увидел разграбленный монастырь Девы Марии Снежной, вероятно, напомнивший ему римский Колизей, он обратился к императору Рудольфу II с просьбой передать этот участок Ордену с целью основания нового обители. Рудольф согласился, что подтвердил документом, датированным 1606 годом.

Время религиозных волнений перед битвой у Белой горы было тяжелым неустойчивым периодом и для монастыря. Многолетнее напряжение достигло своего апогея в феврале 1611 года. 15 февраля 1611 года, во время осады Праги имперско-баварскими войсками, произошло нападение на монастырь, при котором было убито четырнадцать монахов, а монастырь разграблен. С того времени в монастыре этим монахам поклоняются как мученикам, а их смерть была изображена на целом ряде гравюр и картин.

Церковь и монастырь были вновь освящены 4 мая 1625 года пражским архиепископом Гаррахом . Теперь для обители Девы Марии Снежной начался период восстановления и расцвета.

В 1651 году в церкви было докончено строительство главного алтаря с гербом его покровителя и жертвователя Яна Старшего из Талмберга. Это был самый большой и самый высокий алтарь не только в Праге, но и во всей Австрийской империи. В 1650-1654 годах на юго-восточной стороне церкви были построены новые монастырские крылья, окружающие второй монастырский двор. Таким образом, монастырские здания приобрели в основном современный вид.


Во второй половине 17 века западнее от церкви образовался современный внутренний двор, окруженный часовней Четырнадцати святых помощников, Девы Марии Пасовской и часовней , освященной в 18 веке. Внутренний двор образовал своего рода клуатр, в центре которого в 1698 году была построена барочная часовня Богородицы Всецарицы, называемая «Порциункульская», как и ее образец в Ассизи, в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели.

От реформ Иосифа II до наших дней

Изменения в жизнь монастыря внесли в конце 18 века реформы Иосифа II . Монастырь, хотя и не был закрыт, но был запрещен прием новых монахов, возобновленный только в 1835 году.

После закрытия в 1787 году церкви Девы Марии на Луже, место пребывания ее прихода было перенесено в храм Девы Марии Снежной. Он остался имуществом францисканцев, однако пражский магистрат, будучи патроном храма, назначал епархиальных и приходских священников. Вышеупомянутый правовой порядок сохранялся вплоть до 1932 года.

Около 1900 года художник Виктор Фёрстер создал мозаику, изображающую икону «Дева Мария спасительница римского народа» или Salus populi romani . Это самая известная римская икона, автором которой ранее считался сам евангелист Лука. Мозаика, созданная Фёрстером, опять-таки указывает на связь с римской базиликой Санта Мария Маджоре, где эта икона хранится.

С февраля 1948 года , с приходом к власти коммунистов, для большинства монастырей в Чехословакии начался весьма сложный период. Храм продолжал служить литургическим целям, а здания монастыря заняло Министерство внутренних дел. Одна часть монастыря превратилась в общежитие, а в другой разместилась административная часть. В трапезной проходили репетиции оркестра почетного караула Пражского Града.

После Бархатной революции монастырь был возвращен ордену францисканцев , что позволило им возобновить активную деятельность. Здания, долгое время использовавшиеся не по назначению, требовали ремонта. На их состоянии, особенно церкви, отрицательно отразилось строительство подземных тоннелей метро. Ремонт монастырских помещений проводится систематически. В первой половине 90-х годов 20 века была отремонтирована крыша церкви, удачно отреставрирован ее интерьер.

Барочный храм Девы Марии Снежной, возведенный на площади Республики, чем-то неуловимо напоминает церковь святого Николая в Праге. Согласно местной легенде, архитектор костела М. Клейн ориентировался на пражский храм при разработке проекта.

Церковь Девы Марии Снежной строилась как часть колледжа иезуитов. Костел, посвященный Божьей Матери, появился не на пустой площадке: до него здесь была церковь францисканцев. Ее пришлось разрушить из-за того, что она уже не подлежала ремонту.

В 1773 году иезуиты, которые финансировали строительство нового храма, были вынуждены покинуть страну по указу императора Иосифа II. Костел перешел в ведение университета, который через несколько лет переехал в Брно. Теперь новыми хозяевами костела стали военные, которые стояли тут гарнизоном.

В начале XIX века храм стали использовать как склад для боеприпасов. Так продолжалось примерно столетие. Лишь в XX столетии он вновь стал действующим. Его привели в порядок, обновили интерьер, а в конце века уделили внимание и фасаду. Теперь церковь Девы Марии Снежной считается приходским храмом.

Портал, через который можно попасть в церковь, и балкон над ним принадлежат резцу известнейшего местного скульптора В. Рендера, который работал над многими архитектурными памятниками Оломоуца.

До наших дней сохранились только два колокола церкви. Они были созданы в 1732 году и каким-то чудом уцелели во многочисленных войнах, когда церковные колокола отправлялись на переплавку. К сожалению, двум другим колоколам храма не удалось этого избежать.