Боккаччо, Джованни – краткая биография. Краткая биография джованни боккаччо Биография боккаччо

Джованни Боккаччо — итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист.

Джованни Боккаччо родился в 1313 г., в июне или июле во Флоренции в семье местного купца и француженки. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо — по названию местности, откуда происходила его семья.

Где-то в 1330 году переезжает в Неаполь, учится купцовским премудростям (по желанию отца), но, не проявив к ним способностей, начинает заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.

Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.

В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, — с Франческо Петраркой. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.

В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, — «Декамерон» — сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.

В 1363 году Джованни покидает Флоренцию и поселяется в небольшом имении в Чертальдо, полностью погрузившись в творчество. Пока его не подкосил тяжелый недуг, читает публичные лекции посвященные «Божественной комедии».

Большим потрясением для Бокаччо стало извещение о смерти его друга Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года.

21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.


Оказал существенное влияние на развитие всей европейской культуры.

Джованни Боккаччо родился 16 июня 1313 года в городе Чертальдо, Италия. Мальчик вырос в семье флорентийского купца и француженки. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо, по названию местности, откуда происходила его семья.

Примерно в 1330 году Боккаччо переселился в Неаполь. Несмотря на заметную литературную одаренность мальчика, отец видел его в будущем только купцом, поэтому отправил обучаться коммерции. Однако молодой человек не проявлял ни способностей, ни интереса к торговле.

Отец в конце концов потерял надежду на то, что сын продолжит его дело, и разрешил заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью оказалась поэзия, которой получил возможность посвятить всего себя лишь после смерти отца.

Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями являлись ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире.

Именно с Неаполем связан большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, Джованни написал большое количество стихотворений. Кроме того, созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.

В 1341 году в его жизни появилась дружба с Франческо Петраркой, которую пронес через всю жизнь. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.

В период с 1350 по 1353 год Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках «Декамерон»: сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах.

Через десять лет Джованни покинул Флоренцию и снова вернулся в родной город Чертальдо, где полностью погрузился в свои книги, жил, довольствуясь малым. Чем ближе маячила старость, тем более суеверным становился Боккаччо, серьезнее относился к вере и церкви, однако говорить о том, что в его мировоззрении произошел перелом, было бы большим преувеличением.

Сильнейшее впечатление на Боккаччо произвела смерть Петрарки, которого сам пережил чуть меньше чем на полтора года. Сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени остановилось 21 декабря 1375 года.

Библиография Джованни Боккаччо

Неаполитанский период:

1334, эротическая поэма «Дом Дианы» (La caccia di Diana)
ок. 1336-38, роман «Филоколо» (Filocolo)
ок. 1335-40, поэма «Филострато» (Filostrato)
ок. 1339-41, поэма «Тезеида» (Teseida delle nozze di Emilia)

флорентийский период:

1341-42, пасторальный роман «Амето» (Comedia delle ninfe fiorentine; Ninfale d’Ameto; Ameto)
начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» (Amorosa visione)
1343-44, повесть «Фьяметта» (Elegia di Madonna Fiammetta; Fiammetta)
1345, поэма «Фьезоланские нимфы» (Ninfale fiesolano)
1350-е: «Декамерон» (Decameron)
1354-1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» («Il corbaccio о labirinto d’amore»)
ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте», «Trattatello in laude di Dante»; точное название - «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция - 1352, третья - до 1372)
Цикл лекций о «Божественной Комедии» (Argomenti in terza rima alla Divina Commedia), незавершен
Трактат «О горах, лесах, источниках, озерах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355-1357, лат. яз.
«Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (De genealogia deorum gentilium, первая редакция около 1360, лат. яз.
«О несчастиях знаменитых людей» (De casibus virorum et feminarum illustrium, первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз.
«О знаменитых женщинах» (De claris mulieribus, начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий
Буколические песни (Bucolicum carmen)
Сонеты
Письма

Его новеллы называют предтечей европейского эротического романа. Многие авторы современных скандальных произведений считают его своим духовным отцом. Имя Боккаччо осталось в истории благодаря одному произведению, внесенному в список книг, запрещенных католической церковью.

Биография Джованни Боккаччо

Внебрачный сын француженки и флорентийского купца Джованни Боккаччо родился в 1313 году в Париже. Вскоре отец, уладив во Франции торговые дела, перевез семью во Флоренцию. 17-летнего Джованни отправили в Неаполь изучать право и естественные науки. Юноше хватало времени не только на посещение Большой королевской библиотеки, но и на куртуазные беседы с дамами на берегу Неаполитанского залива.

Благодаря особому положению флорентийца в Неаполе Джованни был принят при дворе короля Роберта Анжуйского. Самая красивая легенда из жизни Боккаччо гласит, что он влюбился в побочную дочь короля – красавицу Марию Таквино – и слагал для нее стихи. А затем, на могиле римского поэта Вергилия, пылкий юноша поклялся посвятить свою жизнь служению изящной словесности.

Вернувшись во Флоренцию, 23-хлетний Боккаччо не спешит приступать к судебной практике. Сыну богатого купца не нужно заботиться о хлебе насущном, и он может заняться литературой. Он настолько глубоко изучает творчество , что вскоре, по поручению флорентийских властей, читает горожанам лекции о жизни и произведениях своего великого земляка.

Боккаччо создает свои первые поэмы, основанные на сюжетах древнегреческих мифов. Затем он переходит к прозе. В 1343 году он пишет повесть «Фьяметта». Любвеобильный Джованни, прекрасно изучивший женскую душу, впервые в Европе делает женщину главной героиней романа и показывает ее переживания.

В 1348 году опустошительная эпидемия чумы, охватившая всю Западную Европу, добирается и до Флоренции. Боккаччо спасается от «черной смерти» в загородном имении. Вероятно, именно там ему приходит идея романа, состоящего из десяти рассказов благородных молодых людей, которые, также спасаясь за городом от чумы, в течение десяти дней коротают время за веселыми историями. «Декамерон» переводится на русский как десятидневный цикл. Книга была окончена автором в 1353 году.

Его знаменитому другу – Франческо Петрарке – так понравилась новелла о Гризельде, что он даже перевел ее на латынь. В «Декамероне», на основе фольклорных произведений, анекдотов, застольных разговоров и побасенок Боккаччо создал портрет итальянской жизни эпохи Возрождения. В героях Боккаччо угадывались реальные люди, современники поэта. Взяв за основу классический римский слог, Боккаччо смело ввел в каждую из ста новелл романа итальянскую народную речь с ее сочным юмором.

Многие новеллы полны насмешек над монахами – скрягами, обжорами и развратниками. Но наиболее прочно за книгой закрепилась слава эротического романа. Причем даже в самых скабрезных эпизодах «Декамерона» эротика не превращается в порнографию. Спасают дело юмор, ирония и жизнерадостность самого автора.

Джованни Боккаччо никогда не стремился публиковать свои сочинения. Не пристало солидному, 43-хлетнему горожанину признаваться в авторстве легкого любовного чтива. Тем более, что долгое время Боккаччо исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики и пользовался большим уважением среди сограждан.

Боккаччо решает полностью посвятить себя серьезной публицистике. Но по иронии судьбы латиноязычный трактат о знаменитых женщинах, многотомная генеалогия богов, над которой он упорно работал двадцать лет, не стали популярны. Знатоками больше ценится биографическая повесть «Жизнь Данте Алигьери» и комментарии к «Божественной комедии» Данте.

Последние годы жизни Боккаччо словно подменили. Одни биографы полагают, что он занялся религиозными исканиями, другие считают, что всему виной – многочисленные любовные неудачи и переживания. Говорят, что последней каплей стала любовная связь с одной флорентийской вдовой легкого поведения. С годами Боккаччо стал женоненавистником и ярым противником брака. Он даже принял духовный сан, словно забыв свои едкие насмешки над церковниками. Он дожил до 62-х лет и умер в собственном имении близ Флоренции в декабре 1375 году.

  • «Декамерон» увидел свет только спустя столетие после смерти автора. На основе историй, рассказанных в нем, создавали собственные произведения , Лопе де Вега, и многие другие авторы.

БОККАЧЧО, ДЖОВАННИ (Boccaccio, Giovanni) (1313–1375), итальянский прозаик, поэт, гуманист. Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой.

Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провел в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, он изучал «грамматику» (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с «арифметикой» – искусством вести счета.

В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание.

Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309–1343), он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д"Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе.

В 1339 дом Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. После смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, он вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.

Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды – к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio , 1355) – шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за «греховный» тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.

В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 31 декабря 1375.

Творческое наследие Боккаччо обширно и разнообразно. Помимо романа в новеллах Декамерон (Decamerone , 1348–1351), он написал четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте Амето (L"Ameto , 1342), сатиру Ворон , биографическую книгу Жизнь Данте Алигьери (Vita di Dante , 1360–1363) и комментарии к 17 песням его Божественной комедии , четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги.

Некоторые сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Так, поэма Филострато (Filostrato , 1338) вдохновила Чосера на создание Троила и Хризеиды , около 2700 строк которой – почти дословный перевод из Боккаччо. Другая большая поэма Боккаччо, Тезеида (Teseida , 1339), написанная октавами, дала тому же Чосеру сюжет для истории рыцаря в Кентерберийских рассказах . В 1344–1346 Боккаччо написал поэму Фьезоланские нимфы (Ninfale Fiesolano ), изысканную идиллию, не превзойденную даже в пору расцвета литературы Возрождения.

Романы Филоколо (Filocolo , 1336) и Элегия мадонны Фьямметты (L"Elegia di madonna Fiammetta , 1343), несмотря на некоторое многословие, дают яркие и правдивые картины жизни Неаполя и представление о роли в ней Боккаччо. Первый является пересказом старинной французской легенды Флуар и Бланшефлор . Второй глубоко автобиографичен и считается первым психологическим романом. Из научных трудов Боккаччо лишь Жизнь Данте Алигьери и приложенные к ней Комментарии к Божественной комедии (Commento alla Commedia ) сохраняют научную ценность. Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, возможно, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берет начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо О злоключениях знаменитых мужей (De casibus virorum illustribus ), О знаменитых женщинах (De claris mulieribus ), О генеалогии богов (De genealogia deorum gentilium ) и О горах, лесах, источниках... (De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc. ), многое теряя из-за традиционного для Cредневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое значение как образцы предгуманистической литературы.

Примечательны события, послужившие толчком к созданию Декамерона. В 1348 в Европе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Болезнь не обошла и Италию, включая Флоренцию. Чума затронула и нравы. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это стало причиной мощного всплеска религиозности. Другие – их было большинство – сделали жизненным принципом «carpe diem» – «лови мгновенье». К ним относился и Боккаччо.

Задолго до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Источники были самые разные: восточные сказки и французские фаблио, Римские деяния (Gesta Romanorum ) и ранние сборники новелл, такие, как Новеллино (Cento Novelle Antiche ) и Похождения сицилийца (L"Avventuroso Ciciliano ), дворцовые и уличные сплетни и, наконец, реальные события того времени. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями, в расцвете творческих сил, Боккаччо был готов приступить к их обработке. Сделав рассказчиками трех юношей (каждый из них, возможно, представляет какую-то сторону личности автора) и семь молодых женщин (вероятно, его возлюбленных), которые, спасаясь от чумы, покидают Флоренцию, Боккаччо свел все новеллы в единое, цельное произведение.

Несмотря на очевидное влияние цицероновского маньеризма, язык Декамерона живой, красочный, богатый, изысканный и мелодичный. Боккаччо галантен, уравновешен, более искушен, порой циничен, но неизменно человеколюбив. Он оставил нам картину блестящей и бурной эпохи – осени Средневековья. Из Декамерона черпали образы и идеи Чосер, У.Шекспир, Мольер, мадам де Севинье, Дж.Свифт, Ж.Лафонтен, И.В.Гёте, Д.Китс, Дж.Г.Байрон и Г.У.Лонгфелло.

2126

16.06.14 14:22

Статуя Боккаччо занимает свое почетное место у флорентийского дворца Уффици, а его творчество стало источником вдохновения для многих знаменитых писателей, среди которых Уильям Шекспир.

Долгий путь к литературе

Джованни Боккаччо родился 701 год назад в Париже: его мать была француженкой. Она родила мальчика от купца Боккачино да Челлино.

Солидный зажиточный флорентиец принял сына к себе еще когда тот был совсем малышом. А уже в десятилетнем возрасте торговец, желая научить отпрыска основам коммерческого ремесла, отослал Джованни к знакомому купцу. Мальчишка отчаянно сопротивлялся и не желал постигать азы коммерции (он рано начал писать стихи и видел своей призвание именно в этом). Так что учитель, бившийся с ним более пяти лет, отправил питомца назад в отчий дом.

Но строгого отца не так легко было сбить с толку. Чуть не десяток лет он продержал сына в Неаполе, где тот грыз гранит ненавистной ему науки. В этот период им написаны поэма «Филострато» и роман «Филоколо» (по мотивам средневековых произведений). Потом папенька смилостивился и позволил наследнику перейти к изучению канонического права.

Однако будущему гуманисту пришлось еще подождать, прежде чем отдаться любимому делу. Случилось это лишь в 35 лет, когда отошел в мир иной его отец.

Влияние Петрарки

Среди знакомых Боккаччо было много знатных особ и ученых. Он вел достаточно разгульную жизнь, предавался любовным утехам и черпал в них вдохновение. Особую благосклонность он питал к некой Марии, позже он вывел этот дорогой ему образ в повести «Фьяметта».

Когда в 1341-м году Джованни познакомился в Риме с Франческо Петраркой, он решил положить конец своим затянувшимся молодеческим забавам, стал серьезнее. Талантливый друг очень хорошо влиял на своего младшего товарища. Именно тогда родились «Фьезоланские нимфы» (поэт черпал мотивы в овидиевских «Метаморфозах»).

Спустя 8 лет Боккаччо обосновался во Флоренции. Именно он был делегирован, чтобы сообщить Петрарке об окончании его изгнания (поэта приглашали возглавить кафедру Флорентийского университета).

Боккаччо занимался творчеством, но вместе тем выполнял различные поручения сильных мира сего, выступал дипломатом и послом в урегулировании конфликтов.

Лучшие работы Джованни Боккаччо

Вклад в науку и литературу

В семейном имении, находящемся в Чертальдо, поэт и ученый провел много времени, изучая древние трактаты, переписывая бесценные рукописи. Он приложил много усилий, чтобы восстановить славу библиотеки монастыря Монте-Кассино (там хранились записки, сделанные руками самого Гомера и Платона), был одним из основателей во Флоренции кафедры греческого языка.

Ему принадлежит фундаментальный (в 15 томах) труд, написанный на латыни, «Генеалогия языческих богов» и сборник «О знаменитых женщинах» (106 жизнеописаний великих представительниц прекрасного пола, начиная от прародительницы Евы, заканчивая правящей тогда в Неаполе Иоанной, с которой писатель был лично знаком).

Потомкам же великий итальянец известен, прежде всего, искрометным «Декамероном». Сюжет строится на рассказах десяти «беженцев от чумы», которые, поселясь в сельской местности, развлекали друг друга веселыми и поучительными историями. Персонажи-повествователи (трое молодых людей и семеро дам) весьма красноречивы: сборник состоит из 100 эпизодов - от откровенно-эротических до трагических. Написана книга в 1352-1354-х годах.

Всего два года успел Боккаччо поруководить кафедрой, посвященной поэме Данте в университете Флоренции. В 1974 году умер Петрарка, лучший друг пережил его меньше, чем на полтора года. Поэта-жизнелюба и ученого не стало 21 декабря 1375-го года.