Любование тщетой. Главное здание гмии – viii

Голландский натюрморт — это любование вещным миром. Даже когда на полотне изображены не роскошная снедь и кубки с вином, а символы смерти и бренности земной жизни

После долгих войн с испанскими Габсбургами Северные Нидерланды в конце XVI столетия обрели независимость (де-юре она была закреплена лишь в 1648-м). В Европе образовалась первая республика с демократической конституцией и победившим кальвинизмом. Эта политическая революция послужила причиной столь же кардинальных изменений в изобразительном искусстве. Кальвинизм осуждал всякую пышность и запрещал изображения в церквях. Если раньше художники занимались в основном украшением храмов и дворцовых интерьеров, то теперь они этих заказов лишились. Зато возник массовый спрос на станковую живопись — картины сравнительно небольшого формата, которые в бюргерских и даже крестьянских домах служили одновременно и украшением, и своего рода рассказчиком, как у нас сейчас телевизор. Живописный бум породил целую плеяду выдающихся художников: в маленькой Голландии (главной провинции Северных Нидерландов) одновременно творили два универсальных гения — Ян Вермеер и Харменс Рембрандт, изумительный портретист Франс Хальс, а вообще живописцев было более двух тысяч.

Популярными сделались пейзаж, сцены частной жизни, натюрморт, который в Голландии назывался stilleven — «тихая, застывшая жизнь». Натюрморты у «малых голландцев» (так позже стали называть голландских художников, работавших в этих «малых» жанрах) отличались удивительным тематическим разнообразием: завтраки (стол со снедью и винами), цветы — с насекомыми, улитками и ящерицами (изображенными с точностью, достойной ботанико-зоологического атласа), атрибуты курильщика — трубки, табакерки и прочее, рыбные натюрморты, охотничьи — с оружием и трофеями, ученые — с книгами, глобусами, музыкальными инструментами... Особый разряд составляли аллегорические натюрморты vanitas — «суета сует», говорящие о быстротечности жизни, тщете всего сущего и неотвратимости смерти. Название отсылает к библейскому стиху Vanitas vanitatum omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!», Еккл. 1:2). Жанр отчасти ведет свою родословную от изображений черепов и цветов, которые иногда писали на оборотах портретов художники Возрождения. Эти знаки, судя по всему, служили своего рода оберегами для живой модели, изображенной на портрете (для суеверно-магического сознания портрет — вещь опасная, поскольку он похищает душу изображенного на нем человека). Натюрморты vanitas появились около 1550 года. Самые ранние из них — почти монохромные, строгие и мрачные, обычно фронтально изображенный череп (чаще всего в нише со свечой). В XVII веке композиция их в соответствии со вкусами эпохи становится преимущественно барочной, с резкими цветовыми контрастами, нагромождением предметов — атрибутов роскоши, тщеславия и суеты, как на картине Юриана ван Стрека Vanitas vanitatis, представленной в номере. Натюрморты эти сделались модными в 1620-х годах. Особенно ими славился город учености Лейден. Сюжетная их основа восходит к средневековым аллегорическим картинам: «триумфам» и «пляскам Смерти» — на них Смерть уводит в хороводе людей всех возрастов, званий и сословий в мир иной. Только «пляшут» на vanitas не люди, а вещи. Словом, для любителя выискивать скрытые в картине коды любой голландский натюрморт — находка: даже дым от трубки там не просто дым, а символ эфемерности наших надежд.

Книга — трагедия Софокла «Электра» — в данном случае символ многозначный. Поместив ее в композицию, художник напоминает о неотвратимости воздаяния за всякое преступление не на земле, так на небе, поскольку именно этой мыслью пронизана трагедия. Античный мотив в таких натюрмортах часто символизировал преемственность искусства. На титульном листе стоит имя переводчика, знаменитого голландского поэта Йоста ван ден Вондела, произведения которого на античные и библейские сюжеты были столь злободневными, что он даже подвергся преследованиям. Вряд ли художник поместил Вондела случайно — не исключено, что, говоря о суетности мира, он решил упомянуть и о суетности власти.
Меч и шлем — эмблема преходящей воинской славы.
Белый с красным плюмаж — композиционный центр картины. Перья всегда означают тщеславие и суету. По шлему с плюмажем картину датируют. Лодевейк ван дер Хельст в 1670 году изобразил в таком шлеме на посмертном портрете адмирала Стерлингверфа. Адмиральский шлем присутствует еще на нескольких натюрмортах ван Стрека.
Портрет сангиной . В отличие от масла сангина очень плохо сохраняется, как и бумага по контрасту с холстом. Этот лист говорит о тщете усилий художника, потертые и надорванные края призваны усилить эту мысль.
Золотая бахрома — тщета роскоши. Эту бахрому ван Стрек написал еще раз в натюрморте с апельсинами и лимоном, который тоже выставлен в ГМИИ.

Череп — в античной культуре атрибут Кроноса (Сатурна), то есть символ времени. Колесо Фортуны также изображали с черепом. Для христиан он знак мирской тщеты, мысленного созерцания смерти, атрибут отшельнической жизни. С ним изображали святого Франциска Ассизского, святого Иеронима, Марию Магдалину, апостола Павла. Череп также символ вечной жизни Христа, распятого на Голгофе, где, по преданию, был закопан череп Адама.
Колос
, обвивающий череп, — символ бессмертия души («Я есмь хлеб жизни» — Ин. 6:48), надежды на жизнь вечную.

Стопка ветхих бумаг — тщета знаний.
Пороховой рог на цепочке — очень характерный предмет для голландского натюрморта. Здесь его, по всей видимости, следует трактовать как нечто, несущее смерть, в отличие от рога изобилия.

Судьба полотна

Картина написана маслом на холсте довольно большого формата (98 × 84 см) около 1670 года. Князь Дмитрий Голицын приобрел ее в 1766-м для Эрмитажа на аукционе, где распродавалась коллекция французского художника Жака Аведа. В 1854-м Николай I распорядился продать ее вместе со многими другими картинами для пополнения истощенной военными расходами казны. С 1928 года натюрморт хранится в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие, бренность» ) — жанровая разновидность натюрморта, представляющая атрибуты "бренности земного бытия ": песочные часы, череп, глобус, погашенная свеча, старинный фолиант...

Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.

Жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI иXVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690)

Грустный вид этих предметов нейтрализуется окружающими их дарами земли: цветами, плодами, корзинами с фруктами и играющими этими вещами детьми — путти. Эстетика жанра, полного смысловых контрастов и "пониженной " трагичности на грани ироничного гротеска, типична для искусства стиля Барокко.

Натюрморты типа "ванитас " стали появляться во фламандской живописи XVII в., а затем получили распространение в искусстве Голландии, Италии и Испании. Наиболее известные мастера П. фан дер Виллиге, М. Витхос, Ю. фан Стрек любили писать натюрморты-ребусы с таинственными предметами и надписями. Эти картины стали загадкой эпохи Барокко.

S.Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)

Испанские художники склонялись к более оптимистичным "бодегонес", а итальянцы, и прежде всего венецианцы, предпочитали натюрморты в качестве аксесуара, фона для изображения прекрасных женщин за туалетом перед зеркалом. Один из самых интересных натюрмортов швейцарца Й. Хайнца (ок. 1600 ) находится в Пинакотеке Брера в Милане, Италия.В жанре "ванитас" работали фламандские живописцы во Франции: Филипп де Шампень, Ж. Буйон. Характерно, что "ванитас " остались в истории искусства преимущественно фламандским и голландским явлением.

Антонио де Переда (1608-1678) Джентльмен и смерть

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение », он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Гнилые фрукты — символ старения.
  • Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.
  • Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами , помидорами , цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие ) ; роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

Адриан ван Утрехт

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко ) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености.Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Бутылка — символ греха пьянства.
  • Красные сургучные печати, медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь ».

Симон - Ренар де Сен - Андре

▪ Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

Антонио де Переда (1608–1678), Сон рыцаря.1655

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

Якоб де Гейн

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы.
  • Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности.

  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.

Ф. де Шампань

  • Музыкальные инструменты , ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
М. Харнетт
  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо — символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

Pieter Claesz

  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным ▪грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи
    — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Бартоломеус Брейн Старший 1-я пол. XVI в

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например: Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

    Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas, 1651


Культурный код

Екатерина Яшанина

Голландский натюрморт — это любование вещным миром. Даже когда на полотне изображены не роскошная снедь и кубки с вином, а символы смерти и бренности земной жизни.

Суета сует. Юриан ван Стрек, ок. 1670

После долгих войн с испанскими Габсбургами Северные Нидерланды в конце XVI столетия обрели независимость (де-юре она была закреплена лишь в 1648-м). В Европе образовалась первая республика с демократической конституцией и победившим кальвинизмом. Эта политическая революция послужила причиной столь же кардинальных изменений в изобразительном искусстве. Кальвинизм осуждал всякую пышность и запрещал изображения в церквях. Если раньше художники занимались в основном украшением храмов и дворцовых интерьеров, то теперь они этих заказов лишились. Зато возник массовый спрос на станковую живопись — картины сравнительно небольшого формата, которые в бюргерских и даже крестьянских домах служили одновременно и украшением, и своего рода рассказчиком, как у нас сейчас телевизор. Живописный бум породил целую плеяду выдающихся художников: в маленькой Голландии (главной провинции Северных Нидерландов) одновременно творили два универсальных гения — Ян Вермеер и Харменс Рембрандт, изумительный портретист Франс Хальс, а вообще живописцев было более двух тысяч.

Популярными сделались пейзаж, сцены частной жизни, натюрморт, который в Голландии назывался stilleven — «тихая, застывшая жизнь». Натюрморты у «малых голландцев» (так позже стали называть голландских художников, работавших в этих «малых» жанрах) отличались удивительным тематическим разнообразием: завтраки (стол со снедью и винами), цветы — с насекомыми, улитками и ящерицами (изображенными с точностью, достойной ботанико-зоологического атласа), атрибуты курильщика — трубки, табакерки и прочее, рыбные натюрморты, охотничьи — с оружием и трофеями, ученые — с книгами, глобусами, музыкальными инструментами... Особый разряд составляли аллегорические натюрморты vanitas — «суета сует», говорящие о быстротечности жизни, тщете всего сущего и неотвратимости смерти. Название отсылает к библейскому стиху Vanitas vanitatum omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!», Еккл. 1:2). Жанр отчасти ведет свою родословную от изображений черепов и цветов, которые иногда писали на оборотах портретов художники Возрождения. Эти знаки, судя по всему, служили своего рода оберегами для живой модели, изображенной на портрете (для суеверно-магического сознания портрет — вещь опасная, поскольку он похищает душу изображенного на нем человека). Натюрморты vanitas появились около 1550 года. Самые ранние из них — почти монохромные, строгие и мрачные, обычно фронтально изображенный череп (чаще всего в нише со свечой). В XVII веке композиция их в соответствии со вкусами эпохи становится преимущественно барочной, с резкими цветовыми контрастами, нагромождением предметов — атрибутов роскоши, тщеславия и суеты, как на картине Юриана ван Стрека Vanitas vanitatis. Натюрморты эти сделались модными в 1620-х годах. Особенно ими славился город учености Лейден. Сюжетная их основа восходит к средневековым аллегорическим картинам: «триумфам» и «пляскам Смерти» — на них Смерть уводит в хороводе людей всех возрастов, званий и сословий в мир иной. Только «пляшут» на vanitas не люди, а вещи. Словом, для любителя выискивать скрытые в картине коды любой голландский натюрморт — находка: даже дым от трубки там не просто дым, а символ эфемерности наших надежд.

Книга — трагедия Софокла «Электра» — в данном случае символ многозначный. Поместив ее в композицию, художник напоминает о неотвратимости воздаяния за всякое преступление не на земле, так на небе, поскольку именно этой мыслью пронизана трагедия. Античный мотив в таких натюрмортах часто символизировал преемственность искусства. На титульном листе стоит имя переводчика, знаменитого голландского поэта Йоста ван ден Вондела, произведения которого на античные и библейские сюжеты были столь злободневными, что он даже подвергся преследованиям. Вряд ли художник поместил Вондела случайно — не исключено, что, говоря о суетности мира, он решил упомянуть и о суетности власти.

Меч и шлем — эмблема преходящей воинской славы.

Белый с красным плюмаж — композиционный центр картины. Перья всегда означают тщеславие и суету. По шлему с плюмажем картину датируют. Лодевейк ван дер Хельст в 1670 году изобразил в таком шлеме на посмертном портрете адмирала Стерлингверфа. Адмиральский шлем присутствует еще на нескольких натюрмортах ван Стрека.

Портрет сангиной . В отличие от масла сангина очень плохо сохраняется, как и бумага по контрасту с холстом. Этот лист говорит о тщете усилий художника, потертые и надорванные края призваны усилить эту мысль.

Золотая бахрома — тщета роскоши. Эту бахрому ван Стрек написал еще раз в натюрморте с апельсинами и лимоном, который тоже выставлен в ГМИИ.

Череп — в античной культуре атрибут Кроноса (Сатурна), то есть символ времени. Колесо Фортуны также изображали с черепом. Для христиан он знак мирской тщеты, мысленного созерцания смерти, атрибут отшельнической жизни. С ним изображали святого Франциска Ассизского, святого Иеронима, Марию Магдалину, апостола Павла. Череп также символ вечной жизни Христа, распятого на Голгофе, где, по преданию, был закопан череп Адама.

Колос , обвивающий череп, — символ бессмертия души («Я есмь хлеб жизни» — Ин. 6:48), надежды на жизнь вечную.

Стопка ветхих бумаг — тщета знаний.

Пороховой рог на цепочке — очень характерный предмет для голландского натюрморта. Здесь его, по всей видимости, следует трактовать как нечто, несущее смерть, в отличие от рога изобилия.

Судьба полотна

Картина написана маслом на холсте довольно большого формата (98 × 84 см) около 1670 года. Князь Дмитрий Голицын приобрел ее в 1766-м для Эрмитажа на аукционе, где распродавалась коллекция французского художника Жака Аведа. В 1854-м Николай I распорядился продать ее вместе со многими другими картинами для пополнения истощенной военными расходами казны. С 1928 года натюрморт хранится в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.

Портреты в гравюре Johan Hendrik Roos and Juriaan van Streek (нижний портрет), by Jakob Campo Weyerman, 1729

Юриан ван Стрек (1632-1687) и Хендрик ван Стрек (1659-1713)

Биографических сведений о семье художников ван Стрек сохранилось немного, но их восхитительные натюрморты-«завтраки» и «десерты», создающие у зрителя ощущение праздника, являются украшением самых знаменитых музеев мира. Роскошные южные фрукты, чудесные цветы — вот главные мотивы работ отца и сына ван Стрек.

Голландский живописец Юриан ван Стрек родился в Амстердаме. В этом городе он и работал до последних дней своей жизни. Большую известность художнику принесли виртуозно выполненные натюрморты с фруктами и цветами.

Аллегорический натюрморт

Ванитас (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие, бренность» ) - жанровая разновидность натюрморта, представляющая атрибуты "бренности земного бытия ": песочные часы, череп, глобус, погашенная свеча, старинный фолиант...

Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.

Жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI иXVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл . 1:2 ) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!» ).

Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690)

Грустный вид этих предметов нейтрализуется окружающими их дарами земли: цветами, плодами, корзинами с фруктами и играющими этими вещами детьми - путти. Эстетика жанра, полного смысловых контрастов и "пониженной " трагичности на грани ироничного гротеска, типична для искусства стиля Барокко.

Натюрморты типа "ванитас " стали появляться во фламандской живописи XVII в., а затем получили распространение в искусстве Голландии, Италии и Испании. Наиболее известные мастера П. фан дер Виллиге, М. Витхос, Ю. фан Стрек любили писать натюрморты-ребусы с таинственными предметами и надписями. Эти картины стали загадкой эпохи Барокко.

S.Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)

Испанские художники склонялись к более оптимистичным "бодегонес", а итальянцы, и прежде всего венецианцы, предпочитали натюрморты в качестве аксесуара, фона для изображения прекрасных женщин за туалетом перед зеркалом. Один из самых интересных натюрмортов швейцарца Й. Хайнца (ок. 1600 ) находится в Пинакотеке Брера в Милане, Италия.В жанре "ванитас" работали фламандские живописцы во Франции: Филипп де Шампень, Ж. Буйон. Характерно, что "ванитас " остались в истории искусства преимущественно фламандским и голландским явлением.

Антонио де Переда (1608-1678) Джентльмен и смерть

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп - напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение », он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Гнилые фрукты - символ старения.
  • Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.
  • Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами , помидорами , цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие ) ; роза - цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак - успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан - объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

Адриан ван Утрехт

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко ) - символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености.Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Бутылка - символ греха пьянства.
  • Красные сургучные печати, медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь ».

Симон - Ренар де Сен - Андре

▪ Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

  • Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

  • Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

Антонио де Переда (1608–1678), Сон рыцаря.1655

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

Якоб де Гейн

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы.
  • Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности.
  • Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы - быстротечность времени.

Ф. де Шампань

  • Музыкальные инструменты , ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

М. Харнетт

  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо - символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

Pieter Claesz

  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным ▪грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи
    - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Бартоломеус Брейн Старший 1-я пол. XVI в

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например: Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть - последняя граница всех вещей); Nil omne (всё - это ничего)

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали » его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas

А.Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.

Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas, 1651

Vanitas. (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! »).

Атрибуты Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
    Ян Госсарта, Череп. дерево. 1517. Лувр, Париж


    Bartholomaus Bruyn Старший (1493-1555) Череп в нише,1530/45.
    Эрмитаж, Санкт-Петербург


    Поль Сезанн: Пирамида из Черепов. 1898-1900.


    Поль Сезанн - Натюрморт с черепом (1895-1900)

  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики
    Джованна Garzoni (1600-1670) Блюдо с жасмином, сливы орехи

    Джованна Garzoni (1600-1670) Натюрморт с яблоками и ящериц

    Джованна Garzoni (1600-1670) Китайский шар с инжир, вишни и щеглы

  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености.Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
    Абрахам Миньон (1640-1679), Природа как символ Vanitas, 1665-79
    Гессе Национальный музей, Дармштадт, Германия


    Адриан ван Утрехт: Vanitas - Натюрморт с букетом и Череп (1642)

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

    ROESTRAETEN, Питер Gerritsz. Vanitas Натюрморт - XVII век
  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

    Harmen Steenwijck: Vanitas Натюрморт. 1640/50. Лондон, Национальная галерея
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
    Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650 Vanitas
    Музей изобразительных искусств в Лионе, Франция.
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

    Питер Claeszoon , Vanitas,


    Бартоломеус Брейн Старший (1493-1555): 1-я пол. XVI в.- Vanitas
    - Креллер-Мюллер музей (Оттерло - Нидерланды)


    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Финская национальная галерея

  • Кубки, игральные картыили кости, шахматы(редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

    Anoniem (Frankrijk)Vanitas . около 1650. Лувр, Париж


    Питер Moninckx: L’Amour endormi sur un crane. 17-го века.
    Музей изящных искусств Бордо, Франция


    Себастьян Stoskopff, Vanitas Натюрморт (1630)
    Художественные собрания, Kunstmuseum Базель, Швейцария


    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.

  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

    Harmen Steenwijck, Vanitas (1640)
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

    Антонио де Переда (1608-1678), Сон рыцаря.1655. Академия изящных искусств Сан-Фернандо,Мадрид
  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
    Трофима Биго, Аллегория Vanitas,1650.Galleria ди Палаццо Барберини в Риме


    Жорж де Ла Тур, Мария Магдалина, кающегося, (ок. 1640).
    Sammlung Wrightsman, Нью-Йорк

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

    Себастьян Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)Музей de l"Oeuvre Нотр-Дам
  • Нож— напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символи скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочныеи механические часы — быстротечность времени.

    Филипп де Шампень: натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа
    бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами) 2-я пол. XVII в.
    Музей Tesse Ле-Ман


    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas - Музей изящных искусств, Saragossa

  • Музыкальные инструменты, — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
    Корнелис де Хем,Vanitas Натюрморт с музыкальными инструментами.1661.
    Государственный музей Амстердама
  • Книги и географические карты ( mappa mundi ), писчее перо — символ наук.

    Anonimo (Francia)Vanitas with Sun Dial.между 1626 и 1656. Лувр,Париж


    Питера ван Steenwyck - Vanitas


    Питер Клас. (1597/1598-1660) Натюрморт с черепом

  • Глобус, как земли, так и звездного неба.

    Антонио де Переда (1608-1678), Аллегория тщеславия. 1634.
    Художественно-исторический музей, Gemaldegalerie,Вена
  • Палитра с кистями, лавровый венок(обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
    Ян Miense Molenaer(1610-1668), Автопортрет.Художник в своей мастерской. 1650. Музей Bredius
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати.
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
    Николя Ренье (1590-1667)Аллегория бренности,1626


    Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. - Vanitas


    Питер Клас. (1597/1598-1660) - Vanitas (1628)

  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
    Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas
    Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина, Москва


    Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669

  • Короныи папские тиары, скипетры и державы, венки из листье — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

    Эверт Кольер (1630/50 -1708). Vanitas Натюрморт 1705


    Питер Боэль, Натюрморт с гробом и символы власти и богатства (1663)

  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

    Питер Клас. Vanitas натюрморт.1630.
    Королевская картинная галерея Маурицхейс, музей в Гааге
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
    Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.



Антонио де Переда (1608-1678)Джентльмен и смерть.Больница де ла Каридад, Севилья.


Джон Souch (1593 - 1645) Сэр Томас Aston, 1-й баронет (1600-1646)
у смертного ложа его жены, 1635


Галс "Франс: Молодой человек с черепом (Vanitas).1626-1628.
Национальная галерея Лондон


Антуан Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен


Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas
Натюрморт, 1684, Гонолулу Академии художеств


Эдвард Кольер (1673-1706), Автопортрет


Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas Символы, 1651


Варфоломея Гопфер(1628-1698), Меланхолия (после 1643)
Музей изобразительных искусств в Страсбурге


Хуан Вальдес Леаль, In ictu oculi.1672


Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690), Finis Mundi Gloriae


Караваджо (1571-1610) Св. Иероним, 1605-1606, Галерея Боргезе, Рим.

Современная

Jeylina Ever. Vanitas символизирующий детскую болезнь, культуру, время прохождения
и смерть. 2009 год. Развитие жанра
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Якоб де Гейн, 1603.
Над аркой изображены рельеф Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года. Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.



Бальтазар ван дер Аст (ок. 1593 - после 1656)"Корзина с фруктами",1632.
Государственный музей, Берлин
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке».
Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori . Источник