Художественный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный») и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

Начинается стихотворение с анафорически построенных строк, которыми поэт призывает разглядеть окружающую действительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Эпитеты «бедные», «скудная» несвойственны природной лирике поэта, они заставляют задуматься о действительно трудной судьбе «русского народа».

Во второй строфе особо ярко нашла отражение славянофильская позиция поэта:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Красочно просматривается противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». У России свой путь, своя неповторимая судьба. Для западного взгляда это лишь отсталая и дикая страна, в которой угнетенный народ подавлен и смиряется со своей долей.

Однако Россия озарена «тайным», то есть почти невидимым, непонятным и неразличимым светом, рассмотреть и понять который не в силах иноземец, не знающий истинную русскую действительность. А свет этот представляет собой глубокую патриархальность, веру. Самая высшая красота - это религиозное чувство, а оно свойственно русским людям.

Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного «долготерпения», народного страдания. Он - единственный, на кого можно уповать и надеяться.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестные женские рифмы придают ему некую плавность, песенность и, в то же время, законченность.

Федор Иванович Тютчев не только ощущал окружающее пространство и понимал его, жил как поэт, но на такое звание никогда не претендовал. Он был скромным писателем и никогда не рвался в ряды известных людей. Свое занятие, связанное с написанием стихотворением, Тютчев называл «бумагомаранием». Он не стремился печататься во всемирно известных печатных изданиях, не желал знать оценку своим произведениям и, даже не собирал свои стихи. Они излагались в различных письмах и черновиках, которые автор время от времени отправлял своим знакомым, стихотворения можно было найти среди ценных бумаг или в забытых книгах.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Лирика Тютчева относится к философскому направлению. В то время в русской поэзии данное направление было весьма развито. Многие поэты писали философские стихотворения, излагая на бумаге свое мировоззрение и привязывая тот или иной текст к определенному событию, максимально качественно раскрывая образы лирических героев. Федор Иванович в этом непохож на своих современников.

Созданные автором произведения олицетворяли человеческую сущность, у которой присутствовали неиссякаемые вопросы перед лицом всего мира, здесь были сравнения с натуральной природой и ее особенностями. Лирику, создаваемую Тютчевым, можно смело отнести к лирике природы, а не описанию особенностей натуральных ландшафтов и образов. Каждая описываемая ситуация или тематика переносит читателя не к определенной лирической картине, а показывает весь мир, имеющий свои исключительные особенности.

Фёдор Иванович всегда имел особенное смирение, которое только усиливалось под действием жизненного опыта. Именно это олицетворяло его эстетическое освоение и осмысление вещей, происходящих в мире. Такие особенности всё больше убеждали автора в том, что без определенной веры во что-либо человек не сможет существовать в настоящем мире. Поэт всецело осознавал насколько несовершенно, противоречиво и слабо, а порой даже губительно проявление собственного «я» у каждой человеческой личности. Он открыто заявлял, что у каждого человека присутствует свое собственно самовозвеличивание.

Произведения Фёдора Ивановича Тютчева имели гражданско-философское направление. Взгляды, раскрываемые в произведениях, напоминали о мыслях славянофилов и духовном стремлении к постижению истины. Следует отметить, что в преодолении жизненных проблем автору никто не помогал, ему приходилось со всем справляться самостоятельно – в одиночку. Поэту необходимо было сделать определенный подвиг для себя, и он его сделал, совершил все максимально качественно.

Тютчев был отдалён от России еще в самом раннем молодом возрасте. Его отправили на работу в Германию, а именно город Мюнхен по достижению восемнадцатилетнего возраста. Здесь он был предоставлен только себе и все возникающие время от времени проблемы решал самостоятельно. Федор сам переживал процесс внутреннего развития, который длился с самой юности до зрелого возраста. Вернулся на свою родину автор только тогда, когда ему пошёл пятый десяток. Жизнь за границей продлилась более 22 лет и оказала огромное влияние на формирование его личности.

Автор никогда не терял связь с Россией, верил в ее лучшее будущее, и был убежден, что верховное историческое призвание поможет справиться со многими проблемами. Родина владела поэтом с особенной могущественностью, упорством, безраздельностью. Свои взгляды Фёдор Иванович не скрывал и не изменял им. Наоборот, те взгляды, которых придерживался поэт, придавали ему особую силу и мощь.

Россия – это самый высокий интерес жизненного пути Фёдора Ивановича Тютчева.

Анализ произведения «Эти бедные селенья…»


Поэтом было создано большое количество произведений. Одни описывали особенности природы, совмещенные с жизнедеятельностью человека, другие рассказывали о любви. Были и стихотворения, рассказывающие про особенности родины автора. Ярким примером является шедевр, получивший название «Эти бедные селенья…». Данное творение – своеобразное откровение автора, который обладал определенными пророческими чертами.

Федор Иванович Тютчев сострадал своему народу и в этом он не был одинок. Многие современники той эпохи также писали в данном направлении, частично осуждая русского человека и стараясь направить его на истинный путь. Автор излагал мысли благочестиво, они были наполнены особенным и осторожным любовным отношением к родине. Он старался раскрыть особенности всей России, давая читателю возможность заглянуть в её самые отдалённые уголки.

Следует отметить, что в произведении «Эти бедные селенья…» отслеживается особенное противопоставление, где присутствует как гордыня, так и исключительное смирение. Зачастую такие особенности можно понять лишь на религиозном уровне. Гордыня представляет собой определенный источник всего зла в мире, она приводит к непоправимым последствиям. В данном случае основой для спасения является именно смирение, без которого обойтись невозможно, смирение со всей окружающей обстановкой и жизненными проблемами. Если посмотреть на два этих понятия с христианской точки зрения, то гордыня способна просто-напросто застелить взор, а смирение откроет человеку истинное зрение, позволит трезво взглянуть на происходящую ситуацию.

Основная мысль шедевра

В строках Стихотворения «Эти бедные селенья…» отслеживается максимально сконцентрированное понятие мудрости. Автор показывает, что именно за скудностью скрывается само смирение, способное осветить собой покорность воле Бога, а также проявить терпение.

Автор не дает прямых высказываний, а постепенно приводит читателя к мысли, раскрывающей понятие Святой Руси. В стихотворении присутствует религиозный подтекст и особенное звучание с философскими нотами. Многие современники той эпохи отмечали, что произведение Федора Ивановича Тютчева «Эти бедные селенья…» является самым сильным, обладает максимально раскрытыми лирическими ощущениями и равных данному творению нет и не будет. Были и противники такого высказывания. Они утверждали, что не стоит сравнивать пейзажность русской природы с обездоленностью и скудностью русской земли. Такие эстетические мерки, некоторых критиков, указывали на то, что у автора в момент написания было неспокойно на душе.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» поражает читателя своей исключительной контрастностью. Здесь максимально четко описана неприглядность как внешнего, так и внутреннего величия духовного состояния человека. В строках отслеживается факт, что при написании произведения у автора присутствовало чувство тоски. Тютчев постоянно видел скудность, бедность русского народа, именно поэтому он старался перенести данные ощущения на природу. Тоскливая грусть максимально точно передает впечатления заброшенности и постоянного одиночества. Эти особенные ощущения вызывают заброшенные людьми избы и заросшие тропы, которые теряются на полях и давно никем не используются. Несмотря на всю грусть, именно эти особенности позволяют точно раскрыть долгосмиренность и терпение, присутствующее русскому человеку.

Федор Иванович Тютчев создавал по-настоящему изысканные творения, которые способны вызвать у человека и помочь осознать самые заветные мысли о родине. Читатель понимает о его высоком призвании, а также обязанности в верном служении. Именно такие шедевры прочно входят в осознание культуры всего народа.

В настоящее время многие поэты современности, а также писатели цитируют строки из шедевра «Эти бедные селенья..», их используют и исторические деятели, и священники, и политики. Произведение будто представляет собой лакмусовую бумажку, максимально качественно высвечивающую особенности душевного состояния русского народа. Строки направлены создавать достойное духовное устремление, а также поддерживать религиозные искания. Главная мысль произведения – это донесение до человека познания его жизненного пути. Духовность - вот главное достояние России.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья...» — одно из немногих произведений поэта, где философские моти-вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе-не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста-новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф. И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен-ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива-ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про-блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф. И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо-комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве-дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос-сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву-чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо-дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви-дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду-шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко-торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя-ет тайным светом.

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф. И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен-ность Ф. И. Тютчева с революционностью. Известно, напри-мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли-теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на про-тяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия». Материал с сайта

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья...» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю-щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле-ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч-ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах, на счетах и подорожных.

Лирику Ф. Тютчева обычно называют философской. Русская поэзия знает философские стихи, когда поэты прямо излагали свои воззрения, применяя их к конкретному случаю, иллюстрируя образами. Этого никак нельзя сказать о Тютчеве. Его поэзия – это человеческое «я» со своими вечными вопросами перед лицом мира, прежде всего, перед ликом природы. Но тютчевская лирика, часто называемая лирикой природы, не просто поэтизация тех или иных пейзажей. У него, даже когда речь идет о локальной картине, мы всегда оказываемся как бы перед целым миром.

Органичное, врожденное и усиленное жизненным опытом смирение Тютчева утверждалось также и в его эстетическом освоении и осмыслении мира. И все более это укрепляло поэта в убеждении, что без веры человеку невозможно подлинно существовать в этом мире. Он ясно осознавал несовершенство, противоречивость, слабость, порой и губительность волевых проявлений собственного человеческого «я», и ему становится неприкрыто явным гордое самовозвеличивание.

Гражданско-философская поэзия Тютчева во многом близка взглядам славянофилов в их духовном стремлении к Истине. Однако в жизни поэту приходилось одолевать эти проблемы собственными силами и в одиночку. От поэта потребовался истинный подвиг, и он этот подвиг совершил.

Отторгнутый от России в самой юности, когда ему было восемнадцать лет, замкнутый в дальний Мюнхен, предоставленный самому себе, Тютчев один переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития, от юности до зрелого мужества. Он возвращается в Россию, когда ему пошел уже пятый десяток. Двадцать два года лучшей поры жизни проведены поэтом за границей.

Любовь к России, вера в её будущее, убеждение в её верховном историческом призвании владели поэтом могущественно, упорно, безраздельно, с самых ранних лет и до последнего воздыхания. Они жили в нем в степени какой-то стихийной силы, более властной, чем всякое иное, личное чувство. Россия была для него высшим интересом жизни.

Одно из пророческих откровений поэта, оставленное без ответа современниками, оказалось обращенным через их головы прямо в ложе времени – откровение о России:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты Русского народа.

В сострадании своему народу Тютчев не был одинок в русской поэзии. Но именно его справедливые мысли оказались наполнены благочестивым и любовным отношением. Поэт не ограничивается лишь внешним постижением понятия «Россия»:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и только светит

В наготе твоей смиренной.

Важнейшее здесь – противопоставление гордыни и смирения. Эти понятия порой постигаемы лишь на религиозном уровне. Гордыня – источник мирового зла, смирение – основа спасения, без которой оно невозможно. В христианском значении гордыня застилает взор, смирение открывает истинное зрение.

Тютчев же дает подлинное осмысление внешней мудрости родной земли: за скудностью укрывается смирение, освещающее собою и терпение, покорность воле Христа:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Не называя прямо, поэт подводит читателя к важнейшему для него понятию – Святая Русь. Данное стихотворение имеет глубокий религиозно-философский подтекст и звучание. Уже многие современники отмечали, что по силе лирического чувства это стихотворение во всей нашей поэзии имеет очень немного равных себе. При этом многие критики отмечали, что если пейзаж «бедных селений» и может казаться живописным, то применять эстетическую мерку к таким явлениям, как обездоленность русского народа, скудность русской земли, – значит иметь черствое сердце.

В стихотворении поражает контраст между неприглядностью внешнего и внутренним величием духа народа. Постоянное чувство тоски вызывала у Тютчева скудность, бедность, которую он видел в русской жизни и переносил на русскую природу. С какой тоскливой грустью он пишет о впечатлении полной заброшенности и одиночества, которое неизменно вызывают эти серые избы и тропинки, теряющиеся в полях. Но именно такая жизнь гармонирует с долготерпением и смирением русского народа.

Поэтическое откровение Тютчева, высказавшего самые заветные мысли о России, о ее высоком призвании и верном служении, прочно вошло в культурное сознание нашего народа. Строки из стихотворения «Эти бедные селенья…» часто цитируют поэты и писатели, историки и священники, публицисты и политики. Оно, как лакмусовая бумажка, высвечивает глубины внутреннего мира человека, направление его духовных устремлений и религиозных исканий. По сути, отношение к тютчевскому откровению – это отношение к выбору жизненного пути.