Влияние сми на поведение избирателя. Влияние сми на общественное мнение

Развитие цивилизации на современном этапе характеризуется тем, что ни одна сфера общественной жизни не может развиваться должным образом без целенаправленной организации информационных процессов, без полного и своевременного обеспечения информацией. Информация всегда оказывала влияние на формирование личности, ее мировоззрения, стереотипов поведения и степени общественной активности. Естественно, что неотъемлемой составной частью политики являются коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами.

Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ, которые представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Средства массовой информации являются важнейшими атрибутами политической жизни вообще и электорального процесса в частности. Выборы уже стали неотъемлемой частью российской политической жизни. Апеллируя к демократическим принципам ведения предвыборной борьбы, свобода слова доходит до своего апогея в период выборов.

СМИ демонстрируют свое мастерство и умение, манипулируя сознанием населения, используя всевозможные техники и приемы. И они берут на себя не просто функцию некоего фиксатора и транслятора происходящего или происходившего, а создают образ, образную картину мира. Одним из средств выражения и фиксации политической реальности является политический язык, или язык политики, нашедший свою эффективность через средства массовой информации. СМИ призваны заполнить «белые пятна», существующие в голове избирателей относительно картины мира, сделать этот образ мира более ясным и четко обрисованным.

Методом анализа роли СМИ в предвыборной кампании может стать контент-анализ прессы за определенный период. Этот метод в данной работе мы используем для анализа участия масс-медиа в предвыборной компании Президента РФ в 2004 году.

1. Средства массовой информации в электоральном процессе: основные теоретико-методологические подходы

На протяжении всей истории исследований по данной проблематике можно проследить развитие двух основополагающих подходов к изучению способов воздействия средств массовой информации на электоральное поведение, установки избирателей и той роли, которую играют СМИ в политическом процессе.

В рамках первого подхода ученые и исследователи утверждают, что средства массовой информации оказывают значительное воздействие на аудиторию, формирование политических ориентации и установок избирателей. Основой для данной концепции послужили работы У.Липманна. В рамках второго подхода роль средств массовой информации в этом процессе сводится к минимуму, их воздействие определяется рядом опосредованных факторов. Исследования Д.Лернера, К. Ховланда показали, что аудитория так же активна, как и сами средства массовой коммуникации. Н еобходимо также выделить крупного исследователя П. Лазарсфельда, который пришел к выводу, что средства массовой информации не являются единственным источником политического информирования, межличностное общение здесь не менее важно. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Они активно влияют не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований. В последнее время в наиболее развитых странах особой популярностью пользуются глобальные компьютерные сети. Интернет из узкоспециализированной компьютерной среды развился в мощное информационное пространство, охватывающее в той или иной степени все аспекты общественной жизни страны. Одно из отличий российского Интернета от западного заключается в том, что в России онлайновые технологии в значительно большей степени востребованы в политической и медиасреде. С каждым годом число пользователей

увеличивается, что неизбежно влечет за собой и постепенное увеличение влияния сети на политическую жизнь страны.

Наиболее наглядно влияние СМИ на электоральное поведение граждан проявляется в ходе предвыборных кампаний. В связи с этим наблюдается обострение отношений «пресса - власть». Увеличение конфликтов в информационной сфере следует рассматривать не как чрезвычайную ситуацию, а периодически возникающую реальность. Она характеризуется обострением политической борьбы, возрастанием ответственности всех участников процесса - избирателей, кандидатов, СМИ. Предвыборная кампания позволяет сделать выбор, и здесь роль СМИ переоценить невозможно.

Следует отметить, что именно телевидение играет доминирующую роль в избирательных кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для формирования содержания кампании и управления ею. Необходимым условием для создания такой ситуации является доминирующая позиция того или иного канала и эксплуатация этого СМИ для политических целей. Влияние СМИ имеет многоаспектный характер. Люди в большинстве своем подвержены влиянию всего информационного поля, а не только одного конкретного СМИ. И чем более согласованными оказываются сообщения, получаемые индивидом из различных источников, тем большего эффекта достигает воздействие. Восприятие индивидом того или иного политического персонажа определяется не только последней полученной информацией, но всей суммой ранее воспринятой и усвоенной информации. Исследователи влияния средств массовой информации на электоральное поведение выделяют 3 модели реагирования избирателей на воздействие масс-медиа:

Модель максимальной информационной чувствительности, При которой электоральные предпочтения аудиторей конкретного СМИ напрямую связаны с соответствующим представлением политической партии или политика в этом СМИ.

Модель минимальной информационной чувствительности, когда связь между предпочтениями избирателей и информацией, поступающей от средств массовой информации, отсутствует или не является значимой.

Модель обратной чувствительности, то есть реакция аудитории конкретного СМИ обратная представлению политика в этом СМИ.

Значимость СМИ заключается не только в самой возможности эффективного информационного влияния на электоральные ориентации активных избирателей, но и в том, каким образом распределяются голоса этой части электората под влиянием СМИ. Так, согласно опросам, в большей степени склонны доверять средствам массовой информации следующие категории респондентов: люди с высшим образованием - почти в два раза чаще, чем имеющие более низкий уровень образования, респонденты с высоким уровнем душевого дохода - почти в два раза чаще, чем люди с более низким доходом, жители крупных городов - в полтора раза чаще, чем жители других населенных пунктов, а также руководители различного уровня, предприниматели и студенты. Можно предположить, что именно эти категории избирателей в наибольшей степени подвержены влиянию СМИ. Лишь треть активного электората может быть признана объектом эффективного пропагандистского воздействия в преддверии выборов. Остальные избиратели, по всей видимости, более устойчивы в своих предпочтениях и принимают решение исходя из более глубоких пристрастий, не столь подверженных прямому информационному насилию.

2. Манипулятивные методы СМИ в период выборов

Манипуляция имеет два смысловых уровня: один - явный, другой - скрытый. Наличие двойного воздействия можно считать главным признаком манипулятивного воздействия. Для успеха манипуляции существенно, чтобы объект манипуляций не догадывался о скрытом смысле. Именно поэтому «искусство» манипулирования во многом заключается в организации сообщения, в умении правильно сформулировать явный смысл и завуалировать в нем скрытый, который и вынуждает человека, в данном контексте, голосовать за того или иного кандидата.

Представляет интерес определение причин, обусловливающих манипулятивный характер средств массовой информации. Во-первых, это причины, вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой коммуникации. То есть те искажения, которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями и т.п. Во- вторых, это причины, вызванные политическими, социально- экономическими и организационными условиями, в которых осуществляет свою деятельность пресса. В основном - это зависимость СМИ от конкретных социальных субъектов. Она может проявляться в двух основных формах - экономической и административной. Экономическая форма зависимости проявляется в том, что пресса в рыночных условиях работает на определенных клиентов - например, корпорации, финансово-промышленные группы - и других заказчиков из числа представителей крупного капитала. Административная форма зависимости проявляется в том, что СМИ подчиняются своим хозяевам и учредителям. В-третьих, это причины, обусловленные самим процессом функционирования средств массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию, средства массовой информации при подаче информации и подготовке сообщений, различных программ руководствуются определенными общими правилами или принципами, среди которых, например, можно выделить приоритетность и привлекательность темы, неординарность фактов, новизну фактов, информацию об успехе того или иного деятеля, высокий общественный статус источника информации.

Ряд американских психологов сформулировали "технологические" требования по осуществлению внушающего воздействия через СМИ, таким образом, чтобы эффект внушающего воздействия регулярно возрастал, если предоставление информации будет подкрепляться логическим доводом в его пользу.

Подражание - еще один из способов воздействия на людей. Оно непроизвольно и может быть рассмотрено как «род гипноза». Помимо вышеупомянутых механизмов существуют другие методы манипуляции посредством СМИ. Это скорее приемы ведения выборов, которые часто называют «черными» или «грязными» технологиями.

Практически любая крупная избирательная кампания сопровождается сообщениями о том, что в ее ходе широко были использованы «грязные политтехнологии», «черный PR » и тому подобные приемы. При этом обычно умалчивается, в чем, собственно, состоит суть упомянутых приемов.

3. Репрезентация имиджа политиков в СМИ

СМИ выступают посредником в формировании имиджа кандидата. Массовая аудитория узнает о политике и о конкретных политиках из газет, теле- и радиопередач, писем, листовок и плакатов. Лишь очень незначительная часть населения приходит на личные встречи с политиками, но зачастую политик взаимодействует с массами с помощью средств массовой коммуникации. В результате у членов различных групп населения складывается определенное представление о политике.

Внедрение имиджа средствами массовой информации связано не только с показом определенного набора характеристик, но и с техникой их представления. Печатные издания располагают данный материал в наиболее выгодном, читаемом месте. Психологи установили, что это правый верхний угол листа. В процессе создания имиджа политического лидера определяющую роль играют способы подбора и интерпретации фактов, которые диктуются определенной концепцией. СМИ - это своего рода фильтр, через который проходит информация прежде чем дойти до аудитории.

СМИ - как электронные, так и печатные - используют опросы общественного мнения и рейтинги политиков. В наше время наибольшую популярность приобрела новая технология в построении имиджа политика - «использование астрологических прогнозов». Астрологические прогнозы наиболее активно воздействуют на избирателя в переходные периоды, поскольку в это время высок уровень мистических настроений.

4. Участие масс-медиа в предвыборной компании Президента РФ в 2004 году

В предвыборной компании Президента РФ в 2004 году ЦИК распреде лил эфирное время между 7 кандидатами и приступил к изготовлению 111 млн. бюллетеней для голосования за них. А. Вешняков сообщил о том, что в РФ приедут около 1000 международных наблюдателей, 450 из них – от ОБСЕ.

Первые теледебаты состоялись на Первом канале между четырьмя кандидатами – Глазьевым, Харитоновым, Хакамадой и Малышкиным. Хакамада предложила из 49 министерств оставить 9 и переориентировать их в основном на решение социальных проблем, а за счет экономии средств на зарплату чиновникам повысить детское пособие до 3000 руб., что даст минимальные гарантии любой семье.

Харитонов высказался за выделение средств на господдержку медицины – за счет национализации природных ресурсов. Малышкин считал необходимым вывести средства из теневой экономики, а также перекрыть каналы реализации на рынке «левой продукции». Глазьев пропагандировал собственную программу – удвоить бюджет за счет сверхприбылей от природных ресурсов, прекратить нелегальный вывоз капитала за рубеж, а один из рычагов повышения производительности он видит во внедрении добросовестной конкуренции.

Отмечено, что несмотря на отказ от предвыборной агитации, штаб Путина все же открыл «кандидатский сайт» в Интернете.

Иностранные СМИ представили Путина в виде марионетки, надежды на наведение им порядка не оправдались, он допустил ряд серьезных «проколов» (в частности, ЧП с «Курском» и во время теракта с захватом зрителей «Норд-Оста»). На новый президентский срок Путину предстоит выбрать один из вариантов своего поведения: либо сохранить существующую авторитарную систему либо реформировать ту систему, что вознесла его к высшей власти.

Первые трансляции предвыборных роликов показали, что у С. Миронова фактически нет своей программы – он пользуется заимствованными из программы Глазьева тезисами. Ролик Харитонова носит обвинительный характер: нынешней российской власти не нужна научная и творческая интеллигенция. Возродить страну, по его словам, может только президент, ведущий Россию к социализму.

О. Малышкин в своем ролике выступил за развитие массового спорта, здорового образа жизни, не сопровождаемых увеличением финансирования, а также против произвольных отключений электроэнергии без решения суда. Ролик Глазьева был весьма лаконичен, главный лозунг был – «Вернем себе Россию!»

Заключение

В данной работе на основе анализа предвыборных компаний В.В.Путина 2004 года отражена вся важность СМИ в обеспечении формирования общественных отношений.

Очевиден тот факт, что «социальный портрет» современного российского политика, часто подаваемый средствами массовой информации и входящий в нашу жизнь со страниц прессы, необычайно противоречив, иногда надуман, а порой и вовсе не соответствует действительности. Вот почему изучение ценностных ориентаций электоральных групп и образов политиков, созданных СМИ, представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и настроения, социальное самочувствие политических деятелей в современной России, а также очистить общественное сознание населения от мифов, созданных прессой.

Методы избирательных технологий постоянно совершенствуются, их роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, - уже результат воздействия избирательных технологий, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

Средства избирательных технологий неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой - это диктуется бурным научно-техническим прогрессом.


Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

1. Анохина Н.В. Влияние средств массовой информации на электоральное поведение: Основные подходы // Социологии. - 2000. - №1.

7. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.

Шкуровой Аллы, 4 МЖ, 3 ак. группа

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность не мыслима без независимой печати. СМИ в данном случае являются таковыми же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независящий трибунал. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью.

Это образное выражение показывает на своеобразный, специфичный характер данной власти, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную. В чём это своеобразие? Информационная власть - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, завлекать к ответственности. Единственное орудие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение либо осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, публичных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя.

Поэтому в ситуации выборов все большую актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, продолжающих, несмотря на все переживаемые ими сложности, играть достаточно существенную роль в определении населением России своих политических симпатий и антипатий. Не случайно многие участники предвыборного марафона уповают на СМИ как на гарантирующее победу чудодейственное средство и используют все мыслимые средства, чтобы сделать СМИ послушным инструментом политиков. К сожалению, и сами российские СМИ успели выработать традицию тесных, доходящих до уровня идеального симбиоза связей с политиками и их окружением. Несмотря на то, что на поверхностный взгляд журналисты и политики выглядят как естественные противники, схватившиеся в нескончаемой борьбе, на деле они нуждаются друг в друге. Политикам нужна аудитория, журналистам - ньюсмейкеры. Политики хорошо понимают, что журналисты слетятся на любое мероприятие, которое может стать предметом обывательского интереса, сколь бы тривиальным оно ни было.

Известно, насколько велики возможности средств массовой информации и пропаганды в воздействии на огромные аудитории. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его новыми фактами.

Телевидение является главным источником информации о кандидатах любого ранга: их политических, экономических взглядах и намерениях, общественном статусе, личностных особенностях, внешнем облике, а также дает возможность ознакомиться с методами ведения предвыборной агитации. Недаром современные выборы часто называют телевыборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов.

Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс-секретарей, режиссеров, их искусство владения «телевизионным окружением», позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства, вложенные в телевидение. Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред ничего не подозревающему кандидату. На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление.

Кроме того, иногда правящая в округе элита не допускает своих оппонентов к нормальному и достаточному использованию телевидения. В этом случае необходимо заранее договориться о платных выступлениях на независимых телеканалах, либо эффективно использовать подобные запреты в свою пользу и грамотно заменить их другими формами агитации.

В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления о нем влиятельных лиц. Теледебаты, прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие.

Радио после телевидения является также эффективным средством информационного воздействия на избирателей. Особенно хороши радиоматериалы, направленные на пенсионеров и домохозяек, а также вахтеров и представителей других профессий, которые во время работы не выключают радио. Как и телевидение, радиопропаганда имеет свои существенные специфические особенности, которые обязан знать каждый профессиональный менеджер и имиджмейкер.

Газеты все еще остаются источником информации для многих слоев населения. Появление статьи кандидата или статьи о кандидате в газете является дополнительным средством в борьбе за голоса избирателей.

В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые, “вперед смотрящие” политики, заранее обзаводятся такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно “выстреливают” в нужных направлениях. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных “предвыборных газет”.

Вместе с тем, необходимо помнить, что надо не только появиться в газете, или издать ее, но и во время доставить эту газету до каждого избирателя. Важную роль в этом играют хорошо отлаженные избирательные технологии.

Роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д. Но если от всего этого абстрагироваться, если представить, что все мы не более чем субъекты права, существующие в стерильной атмосфере правовых отношений, то можно ясно увидеть те правила электоральной игры, которыми законодательно определена роль СМИ в избирательной кампании. Прежде всего, это федеральные избирательные законы - “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19 сентября 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г.), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1 999 г. и "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г., - а также Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.

Но если взглянуть на все эти законы в их взаимодействии и проанализировать правоприменительную практику, то оказывается, что электоральная игра идет по совершенно иным правилам. Реальная жизнь стирает границы "игрового поля" и политический выбор уже становится неотличим от выбора товара в супермаркете, журналистика - от рекламы, или, пользуясь языком имиджмейкеров, от "public relations", а политическая деятельность - от бизнеса. Так нарождающаяся рыночная экономика, проникая в несвойственный ей социальный ландшафт, порождает "рыночное общество".

В сфере формирования представительных и других выборных органов власти роль СМИ многогранна. При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором - как самостоятельный институт демократии. Причем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой - ее участие в политическом процессе, в конечном счете, является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ: а) избирательными комиссиями, б) органами местного самоуправления, в) кандидатами, избирательными объединениями и блоками, и т.д.

По содержанию формы использования СМИ можно подразделить на следующие группы: а) информирование, б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты, как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.

Согласно инструкциям Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

Региональные государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатные площади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и региональным группам кандидатов.

Муниципальные организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в Государственную Думу муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату.

Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).

Таким образом, законодательство предусматривает различные формы участия СМИ в избирательном процессе. При этом, эффективность этого участия определяется не только возможными формами, но и уровнем культуры как общества в целом, так и представителей СМИ, в частности.

Хотя избирательные законы гарантируют равные условия доступа к СМИ, вопрос реального обеспечения равных условий, имеющий отношение как к “оплачиваемым”, так и к “уполномоченным” средствам массовой информации, далеко не так прост. Следует подчеркнуть, что законодатель не счел нужным определять понятия эфирного времени и печатной площади, в результате чего правоприменитель вынужден довольствоваться их обыденным смыслом. Вот почему нельзя исключить возможность возникновения споров, например, в отношении кабельного телевидения и проводного радио, к которым указанные термины вообще не применимы.

Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не относящиеся к регулируемым СМИ, вправе на договорной основе предоставить за плату эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. При этом порядок такого предоставления регламентируется соответствующими законами о выборах.

В чем состоит участие СМИ в избирательной кампании? В осуществлении гражданского контроля на всех этапах подготовки и проведения выборов. Но это с одно стороны, с другой это возможность конкуренции политических программ, возможность убедить избирателей голосовать за того или иного кандидата.

Основная задача предвыборной агитации - этом привлечение максимального числа сторонников и в итоге получение наибольшего количества голосов за своего кандидата. Поэтому каждая партия, кандидат, осознанно стремясь к власти, использует различные способы привлечения внимания избирателей и воздействия на электорат:

"Только в политике применяются все мыслимые и немыслимые средства из арсеналов всех наук для осуществления влияния, внушения, убеждения, доказательства, принуждения человека".

Но где же тогда различия между предвыборной агитацией и политической рекламой?

Избирательное законодательство упоминает о политической рекламе единственный раз и то вскользь, просто как об одном из возможных способов проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Очевидно, что назвать это упоминание достаточным нельзя.

Не может решить проблему правового регулирования политической рекламы и Закон “О рекламе”. Последние четыре года этот Закон успешно выполняет роль базового нормативного акта для всего рекламного законодательства, однако первая же его статья делает оговорку: “настоящий закон на политическую рекламу не распространяется”. А это означает, что все, предусмотренные им меры по защите граждан от недобросовестной, недостоверной, неэтичной и скрытой рекламы, распространяются только коммерческую, но не на политическую рекламу.

В стороне от наказания за ненадлежащую политическую рекламу остается и уголовное право. Статья 182 (“Заведомо ложная реклама”) Уголовного кодекса устанавливает достаточно жесткое наказание (до трех лет лишения свободы), но назначаться оно может только за “использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов)”. Деятельность же политических партий ни товаром, ни услугой не является.

Сегодня СМИ, прежде всего, представляют интерес именно как оружие «информационной войны» - с точки зрения стратегии и тактики его использования, тактико-технических характеристик и поражающих факторов и т.п. Исследовать этот вопрос необходимо не только для того, чтобы, скажем, увеличить эффективность применения информационного оружия - такая задача не исключена, однако она носит ограниченно-прикладной характер. Существует и чисто академический интерес к этому новому для нас феномену массовых информационных отношений эпохи «свободы».

Масс-медиа сыграли особую роль в российской политике конца ХХ века. В эпоху перестройки СМИ одновременно были и инструментом преобразований, и зеркальным отражением состояния общества. В 1990-е годы российские СМИ фактически стали «четвертой властью» - институтом, претендующим на монопольное обладание функцией политической коммуникации в стране. Политическая жизнь переместилась в символическое пространство средств массовой информации и во многом напоминала политический спектакль, транслируемый массовой аудитории. Эффект «установления пунктов повестки дня» - то есть картины политической реальности, формируемой СМИ, - был сформулирован американским исследователем Б. Коэном еще в 1963 году. В России 1990-х - начала 2000х годов этот эффект заменил отсутствующие или слабые политические институты, оказался решающим в парламентских и президентских выборах и в целом стал одной из основных черт российской политики десятилетия.

Резким толчком для формирования медиаполитической системы и пробой сил для ее основных игроков стали президентские выборы 1996 года. В начале года, когда опросы общественного мнения фиксировали ничтожно низкий рейтинг Ельцина, помимо всерьез обсуждавшегося сценария отмены выборов возникла идея аккумулировать медийные ресурсы и победить на выборах за счет современных политических технологий. Идеологи кампании Ельцина понимали, что на уровне содержательных сообщений коммуникация с избирателями невозможна - на тот момент существовали огромные задолженности по выплате зарплат и пенсий, в числе постоянных проблемных тем на телевидении - слабое здоровье президента и война в Чечне. В результате возник сценарий избирательной кампании, в котором основной упор делался на внедрение в сознание зрителя легко запоминающихся идеологом, усваиваемых скорее на уровне чувств, нежели смыслов.

Еще из предвыборной кампании 1996 года политиками и владельцами СМИ было вынесено убеждение в том, что политика имеет смысл, а политик - будущее только постольку, поскольку это отражено в информационном поле средств массовой информации. Наконец, сразу после выборов объединившиеся во имя общей цели медиа-магнаты и политики рассорились между собой и у них появились мишени для применения своего информационного оружия».

И сегодня в ситуации выборов значительную актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, которые играют значительную роль в определении населением России своих политических настроений. В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ не редко проливают свет на скрытые причины политики властей, обращают внимание общественности на наиболее важные стороны их деятельности и тем самым могут способствовать ограничению и оздоровлению власти.

Влияние средств массовой информации на население имеет кумулятивный характер, т.е. со временем эффект накапливается, респонденты постепенно изменяют свое мнение по мере накопления определенного количества информации. Региональные СМИ, в основном, влияют на отношение к местным лидерам, в то время как на оценку лидеров федерального масштаба региональные СМИ оказывают гораздо меньшее влияние.

Согласно проводившимся исследованиям, по степени влияния на избирателей первое место занимают все-таки публикации в прессе (50% опрошенных). Исследования показывают, что стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризует почти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собирается идти голосовать. Пресса, таким образом, является лидером среди предпочитаемых источников информации по избирательной кампании.

Второе место по степени важности для избирателей занимает телевидение как источник информирования, предпочтение при этом отдается телепередачам, теледебатам и телерепортажам.

Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий.

Спецификой телевидения обусловлен процесс персонификации политики. Оно многократно усиливает роль тех черт характера, способностей, внешности кандидата, которые могут привлечь симпатии потенциального избирателя, и в то же время снимает, сглаживает роль его партийной принадлежности. Телевидение обладает неограниченными возможностями для создания имиджа.

Эффективность использования СМИ в избирательном процессе определяется, с одной стороны, умением использовать политические технологии в правовых рамках, а с другой стороны, потенциальной возможностью воздействия СМИ на избирателей.

Список использованных источников

избирательный кандидат телевидение газетный

  • 1. Анникова В.А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект: Автореф. дис. канд. полит. наук. - М., 2001. - 12 с.
  • 2. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб., 2001. - 253 с.
  • 3. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полит. исслед. - 2004. - №3. - С. 154-161.
  • 4. Забузов О.Н. Связи с общественностью - средства массовой коммуникации: системный фактор политического управления обществом. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007, №1
  • 5. Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М., 1999. - 272 с.
  • 6. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003. - 541 с.
  • 7. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М., 1999. - 240 с.
  • 8. Романович Н.А. Влияние СМИ на политическое сознание избирателей // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - СПб., 2000. - С. 99-100.
  • 9. http://www.support17.com
  • 10. http://www.vybory.ru
  • 11. http://www.indem.ru
  • 12. http://www.ladno.ru

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи­тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру­гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы­борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара­стает еще до начала избирательной кампании. А политичес­кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан­дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча­ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион­ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг­лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер­ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проника­ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре­тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа­ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни­кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче­ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ­на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну­шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст­вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот­несения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому совре­менная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви­деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси­хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами­лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото­графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про­грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби­рателя идеи. Следующий вид — негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид — «ударный» клип, призыва­ющий голосовать за кандидата («Мы — за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще­ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та­ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще­ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель­ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти­руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото­рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес­кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се­бя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандида­та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело­века одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его по­литическая культура, способность различать объективную ин­формацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо­го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со­временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо­му определить собственную политическую позицию.




Информация, передаваемая по каналам СМИ, характери­зуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также другие стороны политической жизни.
Сообщения СМИ могут представлять информацию мест­ную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.
Политическая информация охватывает не только теку­щие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политичес­кой истории и образы политических деятелей нашей стра­ны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных про­цессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.
Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритет­ность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катаст­рофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рам­ки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решени­ях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах по­литиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярно­сти. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и прави-
тельств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церков­ной или иных структурах.
Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в ос­новном позволяет узнать, что случилось. Телевидение пока­зывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наи­более полный ответ дает пресса.
Возможность «приходить в каждый дом», наличие на те­левидении видеоряда («картинки»), который создает «эф­фект присутствия», а также сочетание зрительных и слухо­вых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздей­ствия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представля­ется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смыс­ловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимаю­щий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.
Значительное место в программах телевидения занимает изображение официальных встреч, дипломатических ритуа­лов, а также необычные действия известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущности и значения происходящего в политике.
Стремление создать противовес «скучным» жанрам, по­высить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов — все это привлекло к подобным телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печат­ные средства массовой информации не утратили своего зна­чения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные пробле­мы политики. Обращение к таким статьям и другим публи­кациям позволяет продвинуться от поверхностного представ ления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты: если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение— «для всех», то га­зета исключительно «для умных» или желающих быть та­ковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ мо­гут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть ис­пользованы и для политического манипулирования. Так на­зывают процесс воздействия на общественное мнение и по­литическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с не­популярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается по­луправда, а также в зависимости от характера политичес­кой организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация. Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио по­требовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16, телевидению — 13, а Интернету — 4 года. Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, при­ходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ос­лаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть лю­дей в наше время не готова к самостоятельному анализу по­литики, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они не­редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по­литиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.
Попытки тех или иных политических сил, применяя но­вые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити­чески оценивать информацию, отличать объективную ин­формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити­ку и роль СМИ.


«Средства массовой информации» - Какое влияние оказывают СМИ на подрастающее поколение? Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. В военном деле, в освоении космоса. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

«Гражданское общество» - Каково современное состояние гражданского общества в России? Отсутствие гражданского образования. Сектора гражданского общества. Законодательная власть. Проблемы, точки роста и перспективы развития. Органы местного самоуправления. Некоммерческий сектор. Коммерческий сектор, бизнес. Демократическое федеративное правовое государство.

«Роль СМИ» - Теоретическая часть. Дезинформационная роль. Заключение. Роль интернет-технологий в событиях декабря 2010 года. Участники событий. Введение. Углублённое описание опыта. История событий. Провокационная роль. Предупредительная роль Информационная роль Провокационная роль Дезинформационная роль. Главная версия.

«Общественные организации» - Указ Екатерины II об организации Вольного экономического общества - первого общественного объединения в России. В 1989 г. было зарегистрировано более 60 тыс. общественных организаций. 2. Структура, состояние и тенденции развития общественных объединений (организаций). Лекция 8. Общественные объединения как индикатор многообразия политического поведения.

«Взаимодействие гражданского общества и государства» - Что нужно для решения проблемы. Предложите критерии для анализа текста. Принципы функционирования гражданского общества. Создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования. Определите основную проблему. Появление государства. Функции государства. Гражданское общество – вражда людей друг с другом.

«Правовое государство и гражданское общество» - Демократическое государство, деятельность которого подчинена праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. 3. Социально-политические отношения: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профсоюзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление) 2. Социокультурные отношения: семейно-родственные связи, воспитание детей, образовоние, духовное совершенствование, здоровье, творчество, общение, информация. 1. Фундамент – рыночное хозяйство (экономика) – свободные собственники, конкуренция, негосударственные объединения граждан.

О начале избирательной кампании и действиях участников избирательного процесса мы, граждане, узнаем, как правило, с помощью газет, телевидения и радио. По сути дела о выборах граждане знают только то, что расскажут им журналисты. Так было всегда, со времен самых первых избирательных кампаний в Англии. Но с тех пор влияние СМИ многократно усилилось. Периодическая печать потеснилась, уступив место телевидению.

В этом, безусловно, состоит одна из тенденций развития информационного общества.

СМИ поставляют нам не только последние новости избирательной кампании, не только сухую информацию: за последние годы мы убедились, что СМИ обладают возможностью создавать и изменять образы политиков, оказывать определяющее влияние на политические пристрастия или антипатии избирателей. После проведения телевизионных дебатов между Кеннеди и Никсоном выяснилось, что электронные СМИ могут оказать и решающее влияние на исход выборов. Тогда, в 1960 году, решающую роль сыграла внешность одного из кандидатов. Сегодня, кроме субъективных факторов, важное значение имеют такие объективные факторы, как количество эфирного времени, используемого для агитационных целей, больший или меньший набор информационных поводов для появления кандидата на экране и т.д.

У североамериканцев, когда они вступили в эру телевидения, за плечами был уже 150-летний опыт проведения всевозможных избирательных кампаний. К этому времени на политической арене сложилось относительное равновесие сил и средств, сформировалась некая устойчивая конфигурация политического противостояния.

Кроме того, как известно, сегодня в США функционируют сотни телевизионных и радиоканалов, осуществляющих вещание практически на всю территорию страны. В этих условиях, а также с учётом сложившихся (и выполняемых гражданами!) этических правил поведения в ходе избирательных кампаний, обычаев и традиций, требующих учитывать общественное мнение, сурово осуждающего нарушителей закона и морально-этических норм, наличия отлаженных рычагов рыночной экономики, детальная регламентация предвыборной агитации через СМИ не имеет смысла. Поэтому законодательство США регулирует лишь связанные с выборами денежные потоки.

Наш опыт демократии охватывает три федеральных избирательных цикла. Главная особенность большинства наших избирательных кампаний – громадная несоразмерность сил и средств, противостоящих друг другу на выборах. Принадлежность к правящей элите, группировке, клану, связь с могущественными финансово-промышленными группами - это факторы, определяющие явное преимущество одних участников кампании над другими, которые легко конвертируются в оглушительные победы на выборах. (Естественно мы не рассматриваем тут редчайшие случаи выдвижения харизматических кандидатов. Мы говорим об избирательной рутине).

Мы полагаем в связи с этим, что в современных условиях, учитывая положения ст.ст. 17 и 19 Конституции РФ, гарантирующих равенство прав граждан независимо от их имущественного положения и других особенностей, российское законодательство о выборах должно всемерно выравнивать информационные возможности кандидатов.

Тем самым осуществляется попытка создать более или менее объективную картину перед глазами избирателя, дающую ему возможность самостоятельно сделать выбор между различными кандидатами, обеспечить реализацию принципа равенства гражданских, в частности, избирательных прав участников избирательного процесса, осуществляющих своё пассивное и активное избирательное право.

Избирательный процесс – это своего рода публичная встреча общества и государства, гражданина и власти, когда стороны обязаны информировать друг друга о своих действительных, а не мнимых намерениях и ресурсах. Значение достоверной информации, ее влияние на электоральные предпочтения граждан очевидно.

Практика выборов за период с 1989 года обнаружила широкий спектр различных проблемных ситуаций и коллизий, в том числе связанных с участием СМИ. На наш взгляд, можно условно выделить три основные фазы участия СМИ в избирательном процессе.

1989-1993 годы – начальная идеалистическая фаза, характеризуемая достаточно наивным пониманием роли СМИ в политических процессах, а по существу, привитым идеологами доверием россиян к СМИ как к институту гражданского общества. Показательно, что при максимальном общественном доверии к СМИ правовая регламентация информационных отношений была минимальной.

1993-1999 годы – рациональная, можно сказать, прагматическая фаза, отличающаяся формальным пониманием роли СМИ в избирательном процессе. Основные ее задачи – информационная и организационная, то есть, вовлечение граждан, особенно молодежи, в избирательный процесс. В этот период началась целенаправленная работа по определению юридического статуса СМИ как одного из элементов механизма проведения предвыборной агитации.

1999 - 2003 годы характеризуются заметным усилением коммерциализации участия СМИ в выборах. Нередко они обеспечивают целенаправленную рекламу политического товара в лице определенных кандидатов или списков.

Итак, часть СМИ из источника формирования активной гражданской политической позиции и электоральной культуры постепенно трансформируется в институт производства информационного политического товара. Ожесточенная агитационная борьба претендентов на депутатские мандаты или выборные должности, с лёгкой руки отдельных журналистов стала называться “информационной войной”.

Мы имеем множество примеров, когда в ходе избирательных кампаний СМИ руководствуются исключительно экономическими соображениями, забывая о требованиях законодательства о выборах. Следует подчеркнуть, что именно в период избирательных кампаний происходит необычайная концентрация финансовых и информационных ресурсов. При этом нередко стремление принять незаконное участие в агитации на стороне одного из претендентов маскируется заявлениями о якобы имеющем место ущемлении свободы слова, свободы выражать своё мнение и т.д.

Несмотря на наметившуюся в СМИ тенденцию квалифицировать каждые новые выборы как “более грязные, чем предыдущие”, конечно далеко не все региональные избирательные кампании были отмечены серьезными нарушениями предвыборной агитации.

Однако, к сожалению, было немало фактов серьезных и сознательных нарушений установленных законом порядка и правил её проведения.

Анализ региональных избирательных кампаний последних лет позволяет прийти к выводу о том, что наиболее распространенными нарушениями избирательного законодательства со стороны СМИ, либо осуществляемыми иными участниками избирательного процесса с использованием возможностей СМИ, являются:

Проведение агитации через СМИ лицами, замещающими высокие государственные (муниципальные) должности либо государственными или муниципальными служащими с использованием преимуществ служебного или должностного положения;

Участие в избирательной кампании юридических лиц из числа СМИ, не являющихся, в том числе по собственному усмотрению, субъектами избирательного процесса;

Распространение через СМИ представителями различных кандидатов анонимных агитационных материалов;

Проведение предвыборной агитации через СМИ в сроки, когда ее проведение запрещено, включая обнародование через СМИ агитационных материалов под видом информационных, не оплачиваемых из избирательного фонда;

Невыполнение редакциями в срок и в полном объеме условий, на которых СМИ разрешается предоставление услуг кандидатам;

Неуказание редакциями информации о том, на каком основании опубликован агитационный материал;

Нарушение запрета на субъективное комментирование избирательных действий конкретных кандидатов в информационных программах;

Самостоятельное, без согласия конкретного кандидата, ведение предвыборной агитации через СМИ общественными объединениями;

Самостоятельное ведение СМИ предвыборной агитации в пользу одного или нескольких “полюбившихся им” кандидатов и в ущерб всем остальным кандидатам;

Публикация под видом опросов общественного мнения материалов, содержащих недостоверную информацию, и фактически являющихся агитационными;

Распространение сведений клеветнического и оскорбительного характера в отношении конкретных кандидатов.

Сегодня у нас нет сомнений в том, что если регулирование деятельности СМИ не будет осуществляться, уродливые перекосы в процессе распространения информации в период избирательной кампании, по сути дела превращающие СМИ в инструмент манипуляции волеизъявлением избирателей, будут неизбежны.

Мы имеем множество примеров, когда в ходе избирательных кампаний журналисты и руководители СМИ руководствуются исключительно экономическими соображениями, забывая о требованиях законодательства о выборах либо просто игнорируя их. Фактически, присваивая себе не принадлежащие им по закону права и нарушая тем самым права других граждан. Другие делают то же самое в пользу тех кандидатов, которые могут оказать им покровительство. Третьи, наконец, в пользу тех, кто может заставить их делать это, или запугать. Последнее, конечно, самое худшее.

Но в результате превращения СМИ в орудие манипуляции общественным мнением на выборах неожиданно может выясниться, что демократические институты в стране существуют лишь формально. Что эти институты являются только прикрытием для нарождающихся авторитаризмов - регионального или какого-то другого масштабов.

Набор правовых средств для регулирования деятельности СМИ или распространения информации в период избирательной кампании с целью выравнивания информационных возможностей кандидатов не слишком велик.

Уважаемым читателям хорошо известен закон “О средствах массовой информации”. Его принятие стало в свое время серьезным достижением процесса демократизации. По сути дела этот закон создал основу для существования специфической сферы - сферы информационных правоотношений. Однако сегодня закон нуждается в модернизации.

Одной из характерных черт идущих бесконечной чередой избирательных кампаний стала ожесточенная, ведущаяся через СМИ, агитационная борьба претендентов на депутатские мандаты или выборные должности, с лёгкой руки журналистов называемая “информационными войнами”.

Следует подчеркнуть, что именно в период избирательных кампаний происходит необычайная концентрация финансовых и информационных ресурсов. В это время осуществляется концентрированное воздействие на избирателя с помощью политически насыщенной информации. СМИ нередко оказываются в этот период - в наиболее явной форме - орудием определенных политических групп. При этом нередко стремление принять незаконное участие в агитации на стороне одного из претендентов маскируется заявлениями о якобы имеющем место ущемлении свободы слова, свободы выражать своё мнение и т.д.

СМИ, особенно центральные, не ощущая всех перипетий политической борьбы в регионах, склонны любые события трактовать как противоборство группировок федеральных и региональных властей, оставляя в стороне интересы избирателей в информационной сфере и формируя их особое настроение по отношению к выборам. Фактически отсутствует обсуждение кандидатур кандидатов, их практических достижений или программ. Заказная информация преобладает; ее характеризуют агрессивность, предвзятость, недостоверность. Ажиотаж, нагнетаемый в СМИ, приводит к "перегреву" электората и нежеланию участвовать в такого рода борьбе.

Одновременно объективные информационные источники маломощны, избирательные комиссии представляют только предписанный минимум информации, а суды не всегда открыты для освещения судебных процессов и также не озабочены проблемой гласности. Незащищенность избирателей (отсутствие аналитических материалов из достоверных источников, практическая безнаказанность “лжеинформаторов”) порождает недоверие к любому информационному воздействию.

В обобщенном плане можно констатировать, что созрела настоятельность необходимость дальнейшего совершенствования федерального законодательства о выборах и СМИ, целью которого должно быть обеспечение:

Прозрачности и полноты финансирования предвыборной агитации через СМИ из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,

Достоверности информации о кандидатах, избирательных объединений, избирательных блоков, получаемой гражданами из средств массовой информации,

Увеличения объёма информации о кандидатах, публикуемой через СМИ избирательными комиссиями,

Реализации прав кандидатов на ответ в средствах массовой информации на публикации, способные нанести ущерб их чести, достоинству и деловой репутации,

Невозможности публикации (обнародования) результатов недостоверных опросов общественного мнения, издания газет-однодневок и так далее.

В целом задача, на наш взгляд, состоит в том, чтобы пресечь опасную тенденцию развития негативных явлений, проявляющихся в процессе поведения предвыборной агитации через СМИ.

Для этого, представляется, необходимо как минимум:

Во-первых, создать в обществе атмосферу общественного осуждения как непосредственных исполнителей правонарушающих избирательных технологий, так и их заказчиков;

Во-вторых, включить в законодательство о выборах и СМИ правовые нормы, призванные пресечь или сделать невыгодным применение участниками избирательного процесса таких технологий;

В-третьих, мобилизовать на полное, а не частичное, как иногда бывает, выполнение своих функциональных обязанностей избирательные комиссии, правоохранительные, контрольно-надзорные и иные, имеющие полномочия в соответствии с законами о выборах, государственные органы, в том числе те, которые осуществляют государственную политику в области распространения информации через СМИ;

И, наконец, в-четвёртых, организовать широкомасштабную работу по разъяснению требований законодательства о выборах и повышению правовой культуры избирателей и всех остальных участников избирательного процесса, включая СМИ.

Совершенствуя законодательство, нужно сосредоточить усилия, в процессе которого следует последовательно на:

Обеспечении прозрачности и полноты финансирования предвыборной агитации из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и блоков,

Обеспечении достоверности информации о кандидатах, избирательных объединениях и блоках, получаемой гражданами из средств массовой информации,

Увеличении доли информации о кандидатах, публикуемой избирательными комиссиями,

Обеспечении реализации прав кандидатов на ответ в средствах массовой информации на публикации, способные нанести ущерб их чести, достоинству и деловой репутации,

Исключении из практики избирательных кампаний негативных избирательных технологий, в том числе публикации недостоверных опросов общественного мнения, издания в обход закона газет-однодневок, различных форм подкупа избирателей.

В целом задача, на наш взгляд, состоит в том, чтобы остановить развитие проявляющихся в процессе поведения предвыборной агитации негативных явлений, с которыми следует бороться как законодателю, так и всему обществу в целом, создавая атмосферу неприятия нарушителей закона и тех, ради кого эти нарушители работают.