Подгрупповые логопедические занятия в подготовительной группе. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы в детском саду

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

ПО ТЕМЕ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Тема занятия: Дикие животные наших лесов.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в образовании существительных именительного падежа единственного и множественного числа, существительных в родительном падеже множественного числа (много чего);

Согласование существительного с числительными 2 и 5;

Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (образование названий детёнышей животных);

Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

Развивающие:

Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;

Способствовать развитию просодической стороны речи;

Способствовать развитию фонематического восприятия;

Развитие навыка связной речи;

Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Коробка-сундучок, домик, Пальчиковые куклы, предметные карточки «Дикие животные», «Детёныши животных».

Ход занятия:

Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.)

Логопед: Сегодня необычный день, друзья, а потому что Маша к нам пришла, загадки принесла и попросила, чтоб мы их разгадали и сказочных героев из сундучка достали. (Логопед показывает детям пальчиковую куклу Машу, затем достаёт из коробки конверты с загадками.)

Кто ломает бурелом,

Подкрепляется медком?

Очень просто мне ответь –

Кто зимою спит? ...

(Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный!

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Сестрица волка, хитрая, ловкая,

В рыжей шубке-обновке,

Охотница за зайцами, курами, яйцами,

Проделки её сплетены небылицами.

Зимой беленький,

А летом серенький,

Никого не обижает,

А сам всех боится.

До ушей зеленый рот.

В камышах она живет.

И в болоте хохотушка

Громко квакает....

(Лягушка)

Сама с вершок!

Влезла ночью на мешок.

Позвала к себе детей.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали…

Логопед: Теперь, когда загадки отгадали, зверюшек в руки взяли, пришёл черёд дрессировать лесной народ.

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«- Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Здравствуй, рыжая лисичка!

Здравствуй, зелёная квакушка!

Здравствуй, мышка-норушка!»

Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое с левой рукой.

Логопед: Ну вот, друзья, зверюшки наши все готовы, послушаем мы Машу снова:

В день рожденья Маша всех друзей к себе позвала, пригласила и сказала: «Приходите в дом ко мне, постучите в дверь извне. Кошка выйдет на порожки, подскажите ей немножко, как ответить на вопросы, на загадки, на стихи, что оставил гномик Пи. Если мы узнаем, все ответы отгадаем, значит праздник мы справляем и сюрпризы получаем.

Логопед: В путь-дорогу мы идём в дверь стучимся, ждём.

1-ый ребёнок (Мышка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Возле дверей логопед ставит кошку.

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте дом лисы, волка, медведя, зайца, мышки и лягушки. Где живут в лесу зверушки?

Дети отвечают (поочерёдно каждый за своего зверька): Лиса живёт в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, мышка – под полом, лягушка – на болоте.

2-ой ребёнок (Лягушка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если скажете зверь один и звери, много зверей мне стучатся в двери.

Дети: лиса – лисы – много лисиц, волк – волки – много волков, медведь – медведи – много медведей, заяц – зайцы – много зайцев, мышка – мышки – много мышей, лягушка – лягушки – много лягушек.

3-ий ребёнок (Заяц): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте 2 ежа и 5 ежей, каждый всех своих зверей.

Дети: 2 мыши, 5 мышей, 2 лягушки, 5 лягушек, 2 зайца, 5 зайцев, 2 лисы, 5 лисиц, 2 волка, 5 волков, 2 медведя, 5 медведей.

4-ый ребёнок (Лиса): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте ласково зверят – мышку и лягушку, зайку и волка, медведя, лису и всю у зверят детвору.

Дети: Мышь - мышка, лягушка - лягушечка, заяц - зайчик, лиса- лисичка, волк - волчонок, медведь – мишка.

У мышки – мышонок, у лягушки – лягушонок, у зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок.

5-ый ребёнок (Волк): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: Л: В дом пущу тогда, если угадаете, чьи это лапы, уши, хвосты, скажу вам одно они не мои.

Дети: Лапы мыши – мышиные, лягушки – лягушачьи, уши зайца – заячьи, хвост лисы – лисий, волка – волчий, уши медведя – медвежьи.

6-ой ребёнок (Медведь): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте вы эти сложные слова.

Дети: Если у мыши хвост тонкий, то она – тонкохвостая,

У лягушки брюхо жёлтое – желтобрюхая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У лисы хвост рыжий– рыжехвостая,

У волка зубы острые – острозубый,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

Если у мыши – хвост, хвостище, у мышонка – хвостик,

то у лягушки – лапы, у жабы – лапищи, у лягушонка – лапки.

у зайчихи – уши, у зайца – ушищи, у зайчонка – ушки.

у лисицы - хвост, хвостище, у лисёнка – хвостик.

у волчицы - усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики.

у медведицы - лапы, у медведя – лапищи, у медвежонка – лапки.

Логопед: Ну вот и открылись нам двери, достигли мы нашей цели. День Рождения пришёл вот и Машин дом. Звери весело гуляли, пели, ели, танцевали. Много радости, ребята, получили все зверята. Потому благодарят и спасибо говорят.

Разделы: Логопедия

Вид занятия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Цель : Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера, обогащать и активизировать словарный запас в названии этих животных, особенностях их места обитания.

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

  • Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять рассказы о животных.
  • Активизировать и совершенствовать словарный запас по лексической теме занятия.
  • Формировать грамматический строй речи, упражнять в употреблении сложных составных прилагательных.
  • Формировать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слов.
  • Автоматизировать правильное произношение звуков.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связной речи.
  • Развивать зрительно восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.
  • Развивать логическое мышление, памяти, воображения, эмоций.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности.
  • Воспитывать умения адекватно оценить свою работу на занятии.
  • Воспитывать любовь и уважение к природе и животным.

Предварительная работа: проведение занятий по развитию речи по темам “Животные жарких стран”, “Животные Севера”, чтение дополнительной обучающей и художественной литературы по данной лексической теме, просмотр презентаций по теме “Животные жарких стран и животные Севера”, прослушивание записей с голосами животных.

Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с изображением животных, значки команд (снежинка и солнышко), “волшебный” мешочек с фишками для подразделения на команды, фишки для оценки деятельности детей, картинки для разделения животных на группы (север, юг, хищники, травоядные), карточки с перепутанными словами (блюд – вер), звуковые схемы слова и карточки с названием животных, конверты с изображением слона и моржа, схемы слова – признак (для подбора прилагательных), шаблоны для штриховки, карандаши, тарелочки и манка, картинки для самооценки. ноутбук.

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
1.Орг.момент Здравствуйте, дети!

Послушайте внимательно и скажите, кто сегодня к нам пришел в гости? Прослушивание голосов животных жарких стран и Севера (тигр, обезьяна, зебра, слон, белый медведь, кит).

Дети слушают и называют животных, голоса которых слышат.
2. Мотивация и целеполагание Мы прослушали с вами голоса животных, и сегодня у нас будет викторина знатоков. Кто сможет сказать, какую тему будут обсуждать знатоки?

Это тема “Животные жарких стран и Севера”. Мы повторим и закрепим названия этих животных, их место обитания, что они едят. Поиграем, порисуем.

Но нужно подготовиться к нашему занятию.

Послушайте правила поведения:

На занятие не стоит вам кривляться и кричать,
Надо слушать всех внимательно,
Ну и руку поднимать!
Спинки ровно, ножки вместе,
Головой не крутить!
И тогда мы крутить
И тогда мы с вами вместе сможем новое открыть!

Начнем мы занятие с загадки.

Отгадайте загадку:

Дом высокий у неё.
Развесёлое житьё.
Хвост - как пятая рука,
Волосатая слегка.
Ну, а может быть нога,
Чтоб спасаться от врага?
Кто проказницу узнает?
Кто загадку отгадает?

Сделаем артикуляционную гимнастику: “Улыбка” - “Трубочка”, “Толстячки” - “Худышки”, “Лопаточка” - “Часики”.

Дети слушают педагога.

Называют тему занятия.

Отгадывают загадку.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

3. “Отправь животное домой” А так как животные у нас из разных мест, давайте поможем им вернуться в родные края. Но нам нужно разделиться на две команды. Каждый подойдет и вытащит из “Волшебного мешочка” предмет (дети вытаскивают из мешочка карточки с изображением снежинки и солнца).

Теперь у нас есть две команды знатоков!

Присаживайтесь за столы со своим изображением.

А вот теперь помогите животным вернуться домой. По одному человеку подходите к доске и помещаете животных туда, где их место обитание.

Дети делятся на команды, рассаживаются за столы с логотипами “Снежинки” и “Солнышка”.

По очереди каждый знаток выходит и определяет животное на родину.

4. “Почемучка”.

Ответы на вопросы. Подбор слов – признаков

А скажите мне, пожалуйста, юные знатоки:

Почему животные жарких стран не могут жить на Севере?

А почему животные Севера не живут в жарких странах?

А какие они, эти забавные животные:

  • У медведя толстые лапы – толстолапый
  • У жирафа длинная шея – длинношеий
  • У слона большие уши – большеухий
  • У тюленя толстая кожа - толстокожий
Дети отвечают на вопросы, получая фишки за правильные ответы.
5. “Мама и детеныш”. У всех есть мамочки, а у наших животных есть? Правильно! Давайте назовем и маму и детеныша:
  • У слонихи – слоненок
  • У тигрицы – тигренок
  • У медведицы – медвежонок
  • У кенгуру – кенгуренок
  • У оленихи – олененок
  • У пингвина - пингвиненок
Дети называют детенышей животных.
6. “Кто быстрее!”.

Штриховка

Я попрошу вас выйти из-за столов и подойти ко мне. У вас каждого лежит на столе простой карандаш. Задание для команд – кто быстрее заштрихует линиями сверху – вниз изображения животных. По команде начали – вы подбегаете к своим местам, и начинает штриховать. Кто заканчивает – поднимает руку вверх! Дети подходят к педагогу, слушают задания и начинают штриховать по команде.
7. “Хищники и травоядные” Молодцы! Вы отлично размяли и пальчики и ножки! Теперь нам предстоит вспомнить, чем же питаются животные Жарких стран и Севера.

Какие две большие группы мы знаем?

Хищники и травоядные. Давайте распределим животных на две группы. Можно назвать также, что именно они любят есть.

Дети отвечают на вопрос педагога. Распределяют животных по двум группам, на доске с изображением “Мясо” и “Трава”.
8. Физминутка Выходите на наш любимый ковер- немножко передохнем и вспомним физимнутку “Черепаха”.

До моря идти далеко,
До моря идти нелегко.
Вот камень лежит у дороги
Присядем и вытянем ноги.
И на камень лягушки кладут узелок,
Хорошо бы на камень прилечь на часок!
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
Это – че! Это – ре” - это – паха!

Дети выполняют физминутку.
9. “Запутанные слова” Это было в воскресенье,
У слона на дне рождения,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись!
1,2,3,4,5 –
Помоги гостей собрать!

У вас на столах лежит листочек с запутанными словами. Попробуйте разгадать, кто же пришел на день рождения к слону.

Дети разгадывают слова.

Называют животных, которые пришли в гости к слону.

10. “Угадай кто. Давайте вспомним:
  • Какие звуки обозначаются красным цветом? – гласные
  • Какие звуки обозначаются синим цветом? – согласные твердые
  • Какие звуки обозначаются зеленым цветом? – согласные мягкие
Дети отвечают на вопросы педагога.
Каждой команде я даю конверт. В нем лежит картинка с животным. Вы должны составить звуковую схему слова и загадать команде противника. А команда противников – отгадать.

Два слова: морж и слон.
Морж -сксс, слон – сскс.

Дети открывают конверты и составляют звуковые схемы слов морж и слон. Затем загадывают слова команде противника.
11. Итог. Рефлексия Вот и подошло наша викторина к концу. Скажите, как вы чувствовали себя на занятии?

И я попрошу вас оценить и занятие, и свою работу.

Перед вами стоят тарелочки – нарисуйте, пожалуйста, одну из рожиц (радостную или печальную).

Сегодня мы говорили о животных жарких стран и Севера, мы вспомнили и уточнили из названия, что они едят и как называются их детеныши. Мы повторили звуковые схемы и загадали слова из них. Мы поиграли и порисовали. Спасибо, вам, знатоки!

Дети отвечают на вопросы.

Рисуют рожицы на манке.

Тема: Звук З.

Цель: формирование фонетико- фонематического восприятия звука З.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет любой слог.

2. Введение в тему.

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Выдели первый звук в слове.

З-замок.

Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить?

Сегодня мы будем учиться слышать и правильно говорить звук З.

3. Изучение нового.

А) Постановка звука З.

Взяли зеркала. Когда мы говорим звук З, то кончик языка у нас упирается в нижние зубы, губы улыбаются. Попробуем сказать вместе- З-З-З.

Когда мы говорим звук З, то у нас дрожит горлышко. Поставьте руку к горлышку, скажите З-З-З, а теперь С-С-С. Чем отличаются эти звуки?.

З- дрожит горлышко, С- не дрожит горлышко.

Попробуй ты скажи, ты скажи и т.д.

А теперь повтори за мной слоги:

ЗЫ- ЗЫ- ЗЫ

Скажет тот, кому я на стол поставлю игрушку.

ЗА- ЗА- ЗА, АЗНА, АЗМА и т.д.

Б) Упражнение в слуховом восприятии звука З.

На доске картинки: зайка, коза.

Давайте послушаем, где прячется звук З в слове ЗАЙКА?

В начале слова.

А в слове КОЗА?

В середине слова.

На доске карточки.

В правую колонку будем ставить те картинки, на которых слова со звуком З в начале слова, в левую- в середине слова.

Слова: змея, телевизор, звонок, зал, вокзал, зарядка, коза, ваза, мимоза.

Дети выходят по одному и ставят картинку в левую или в правую колонку, проговаривая при этом слово с выделением звука З.

На доске картинка «Роза».

Ребята, «Роза»- это слово, оно состоит из частей. Давайте посчитаем части этого слова

Ро- за (Дети отхлопывают).

Сколько частей?

Что мы сейчас делали?

Делили слово на слоги.

Что такое слог?

Слог – это часть слова.

Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ЗАЛ?

Один. (Дети отхлопывают).

Ми- мо- за.

Три. (Отхлопывают).

Зво- нок.

Два. (Отхлопывают).

Ребята, слово мы будем обозначать длинной зеленой полоской, а слоги- маленькими желтыми полосочками.



На фланелеграфе схема слова «ми- мо- за». Сколько слогов?

Сколько надо желтых полосок?

Аналогично разбираются слова: «змея», «коза», береза».

Отложили полоски на край стола.

На доске картинка, изображающая один предмет.

Что это?

Это ваза.

На столе стоит ваза, а если мы скажем: На столе стоят… Что?

Вазы. (выставляется картинка).

Аналогично: коза- козы, роза- розы, мимоза- мимозы.

5. Физминутка.

Мы расправили все спину

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

6. На доске картинки: ваза, мимоза.

Составьте с этими словами предложения.

Мимоза стоит в вазе. Мама купила мимозу и поставила ее в вазу. Папа подарил маме мимозу и вазу.

Сегодня на занятии мы учились слышать и произносить звук З.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание данного занятия соответствуют перспективному плану работы. Наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Логопед подготовила дошкольников к предстоящей работе, на доступном для детей языке рассказала о цели занятия и привлекла их внимание с помощью интересного упражнения. На занятии использовалась наглядность. Были соблюдены все этапы проведения занятия. Логопед умело сочетает различные приемы, которые представляют собой занимательные для детей упражнения и в то же время имеют коррекционно-речевую ценность для педагога. На занятии присутствовало сочетание индивидуальной и подгрупповой форм работы. Логопед легко устанавливает контакт с ребятами и поддерживает интерес к занятию на всем его протяжении. Речь логопеда характеризуется доступностью, эмоциональностью, выразительностью. В ходе работы педагог постоянно контролирует речь детей, дает им образец для подражания, учит правильно строить предложение при ответе. При выявлении ошибок и трудностей оказывает необходимую помощь. План занятия выполнен, цели занятия достигнуты, дети усвоили материал занятия.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.

Тема: Звук З.

Цель: закрепление правильного произношения звука З. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда.

Ребята, сегодня мы пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.

Логопед звонит по телефону и имитирует диалог.

В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».

Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам – клеткам. Все звери оставили нам письма.

Логопед достает из конверта листок с загадкой.

А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (зайка).

Пестрой лентой притворяясь,

В зелени травы скользя,

Извиваясь, изгибаясь

По земле ползет… (змея)

Он в заповеднике пасется,

Как вихрь по прерии несется.

Могуч, отважен, грозен он,

Зовется этот зверь… (бизон)

Рогатая, а не олень.

Дает молоко, а не корова. (коза).

По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.

Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (зайка, коза, бизон, змея).

Интонационно логопед выделяет в словах звук З.

Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук З пришел сегодня к нам на занятие.

2. Основная часть. Знакомство со звуком З.

1).- Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите там побывать?

(Включается тихая музыка «Лесной ручей и шумы леса», а логопед вместе с детьми садится на ковер).

Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто- то. Послушайте: З- З- З. Кто это звенит?.. (комарик).

Логопед держит в руках картинку с изображением комара.

Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?

Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук З.

2)- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки». Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.

Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков:

Ребята, теперь вы не просто дети, а дети- символы. Оля, какой звук изображает этот символ?

Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.

А Сережа будет новым звуком. Каким?

Ребята, звук З встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги: ЗА, ЗО,ЗУ,ЗЫ.

3) – Отгадайте загадку:

От дождя спасает, а сам намокает.

Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)

А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу. (ЗА, ЗО, ЗУ).

4) – Теперь давайте вспомним потешки со звуком З.

За- за- за, за- за- за- здесь стоит коза.

Зы- зы- зы, зы- зы-зы- мало сена у козы.

Зу- зу- зу, зу- зу- зу- отвязали мы козу.

Логопед повторяет потешки вмксте с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук З.

(Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов).

5) – А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом. Паша, твой- на столе. Катя, возьми конверт, который лежит под столом. Витя, твой конверт лежит около стула. Дима, твой- под стулом. Оля, твой конверт- на стуле.

Игра «Четвертый лишний».

Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным:

1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.

2 конверт: слон, медведь, белка, зонт.

3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея.

4 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда.

5 конверт: кошка, собака, корова, ваза.

6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика.

Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук З.

Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску.

Дети выставляют свои лишние картинки, предварительно называя их.

У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках.

6) Физминутка «Зайчики».

(Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения).

Поднимайте плечики, прыгайте как зайчики.

Прыг- скок, прыг- скок, на травку присядем.

Тишину послушаем, морковку покушаем.

Тише, тише, прыгай высоко, на носках легко!

7) Логопед вместе с детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.

Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках… (козы).

Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет.

8) – К нам в гости хотели прийти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет? Ее имя начинается на звук З.

Логопед ставит на стол куклу Зою.

Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка). У Зои зайка какой? (Забавный)

Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы.

9) – Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей… А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете.

История Зои.

Зое подарили…

Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы.

На улицу Зоя пошла без…

Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим…

От дождя Зоя укрылась под…

Красивую ленточку Зоя привязала к…

Вот такая история про Зою.

3. Итог занятия.

Ребята, какой звук был сегодня у нас в гостях? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком З, которые вы запомнили.

Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает к себе в тетрадь.

Анализ занятия.

Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Материал занятия подобран в соответствии с коррекционно-развивающей программой. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту ребенка. В занятии прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач, т.е. логопед работает не только над устранением недостатка звукопроизношения, но и дает учащемуся новые знания, и воспитывает у него положительные качества характера. На занятии дошкольники сосредоточены, внимательно слушают педагога и выполняют все его инструкции. Педагог соблюдает санитарно-гигиенические требования при проведении занятия, широко использует наглядность. В занятии сохранены все структурные компоненты. Логопед часто поощряет детей, ободряет их, и, тем самым, сохраняет положительный настрой в течение всего занятия. Во время занятия педагог постоянно контролирует речь детей (показывает удивление, если ребенок допустил ошибку в высказывании). Логопед оказывает дозированную помощь дошкольнику при затруднении, предъявляет требования с учетом личности ребенка. В занятие включает психогимнастику. Весь материал педагог дает от простого к сложному, учитывая при этом принципы логопедической работы. План выполнен полностью, цель занятия достигнута.

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе

Давидюк О.Н. Учитель-логопед МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственичный

На тему: "На помощь к Дяде Мише"


(Дети по гимнастической наклонной лестнице поднимаются на кораблик, построенный из мягких модулей)
Учитель-логопед: Будьте осторожны, трап раскачивается и слышен звук: л-л-л. Какой звук слышен? (ответы детей: л-л-л).
4. Закрепление артикуляции и характеристики звука
Учитель-логопед: Все пассажиры на борту, пора познакомиться с капитаном. Оказывается, капитан, большой любитель ребусов, вот и свое имя зашифровал. Попробуем разгадать?
(дети по схеме артикуляции определяют имя капитана)


Учитель-логопед: Конечно, имя капитана звук Л, тогда вы наверняка знаете, как его фамилия? (ответы детей:Согласный) , какой характер у нашего капитана?(ответы детей: твердый) , а голос?(ответы детей:Звонкий)
Учитель-логопед: Итак, сегодня Согласный звук Л с твердым характером и звонким голосом будет нашим капитаном и будет сопровождать нас в нашем путешествии.
5. Автоматизация звука на уровне слога
Все пассажиры на борту, занимайте свои места, выходим в открытое море.

Учитель-логопед: Посмотрите, как красиво! За бортом плещутся волны!
(на экран проецируется слайд с изображением чаек над морем)

Учитель-логопед: Посмотрите, кто это? (ответы детей:чайки).
Учитель-логопед: Вы слышите они нам что-то кричат: кла-клы-кло; плу-пло-плы; сла-слу-сло. Наверное они желают нам счастливого пути. Давайте поблагодарим чаек на их языке: клу-кла-клы, кла-кло клу. И скажем им до скорой встречи пла-плы-пло, сло-сла-слу. (Дети повторяют слоги)
(на экран проецируется слайд с изображением весны)

Учитель-логопед: Посмотрите, мы подплываем к какому-то берегу. Какое здесь царствует время года? (Ответы детей:Весна)
- Пора нам выходить? (ответ детей: Нет)
- Значит, плывем дальше.
(на экран проецируется слайд с изображением моря)
6. Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Учитель-логопед: Посмотри скорей мой друг, рыбки плавают вокруг.
(на экран проецируется слайд с изображением рыбок)

А мы с вами знаем игру про рыбок, сыграем? Покажите своих рыбок. (пальчиковая гимнастика)
Рыбки плавают в водице
Рыбкам весело играть
Рыбки, рыбки, озорницы,
Ты попробуй их поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную поймав
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(на экран проецируется слайд с изображением лета)

Учитель-логопед: Посмотрите, по курсу земля, какое время года здесь поселилось и ждет свой черед, Вы его узнали? (ответы детей:Лето).
- А мы плывем искать? (ответы детей: Осень).
Учитель-логопед: Продолжаем наше путешествие.
(на экран проецируется слайд с изображением дельфинов)

7. Упражнение на развитие словаря антонимов
Учитель-логопед: Посмотрите, кто это? (ответы детей: дельфины) .
- Что они делают? (ответы детей:Они играют в мяч) .
Учитель-логопед: Правильно, дельфины играют в мяч. Один дельфин кидает, а другой наоборот … (ответы детей: Ловит).
Учитель-логопед: Давайте и мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот»: лето теплое – а зима …., лимон кислый – а сахар…, перышко легкое – а камень …, чай горячий – а мороженное …..
(на экран проецируется изображение осени)

Учитель-логопед: А вот и осень! Причаливаем к берегу. Выходим на берег осторожно, потому что трап под ногами раскачивается.
(на экран проецируется слайд с изображением мышонка)

Учитель-логопед: Кто это нас встречает? (ответы детей: Мышонок) .
Учитель-логопед: Наверное это тот самый мышонок, что отправил нам телеграмму. Давайте покажем ему как мы плыли по морю и кого видели.
8. Физминутка «Море волнуется» .
9. Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
Учитель-логопед: Мне кажется он нам что-то показывает, рассмотрим поближе.
Учитель-логопед: Вы догадались что это? (ответы детей: может это карта).
Учитель-логопед: Конечно, это карта по которой нам нужно идти. Кого мы должны найти сначала?(Зайчика ), затем пойдем к кому …. (к ежику) . Дальше мы пойдем искать…. (белочку) . А потом … (кота) . Посмотрите и запомните. Запомнили? Что же, по дорожке вы идите и зайчонка отыщите. Не забудьте поздороваться. (дети в зале ищут зайчика)
Учитель-логопед: Здравствуй Зайчик! Ты не поделишься с нами овощами?
Учитель-логопед: Зайчик разрешил нам собрать только те овощи, в названии которых есть звук Л (дети выбирают овощи со звуком л: лук, баклажан, свекла).

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая.
Учитель-логопед: Ну что же овощи собрали, грибов набрали, орехов нарвали, рыбки наловили, давайте отнесем запасы дяде Мише. Он, наверное, нас уже заждался, а вот кстати и он.
(на экран проецируется слайд с изображением дяди Миши)

г.Екатеринбург, Верх-Исетский район,

МБДОУ – детский сад

Компенсирующего вида № 356

Учитель-логопед 1 категории

Зяблова Елена Олеговна

Конспект подгруппового логопедического занятия,

проведенного в подготовительной к школе группе

для детей с ОНР Ш уровня

Тема: З в у к Д.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и автоматизировать движения артикуляционного аппарата для звука Д. Автоматизировать звук Д в слогах, словах, предложениях. Познакомить с буквой Д. Закрепить знания об органах артикуляции.

Коррекционные: Развивать общую, мелку моторику. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Воспитывать нижнедиафрагмальное дыхание и сильный толчкообразный ротовой выдох. Развивать высоту и силу голоса. Обогащать словарь, работать над грамматически правильной речью. Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные: Учить внимательно слушать педагога и своих товарищей. Воспитывать самоконтроль за своей речью, уметь оценивать речь своих друзей. Следить за правильной осанкой.

Оборудование: Акустико-артикуляционный образ звука Д, картинки-слова на звук Д, пособия для развития мелкой моторики пальцев рук - шнуровочки «Солнышко», «Тучка», дудочки, варежки со снежинками, сигнальные карточки, фишки-звуки, «Опосредованная логопедическая гимнастика», сюжетная картина «Дети и собака Дон», игрушечная собака Дон, магнитофон, зеркало, экран.

Ход занятия:

  1. – Дети, сегодня на занятии вы будете учиться правильно и красиво говорить, будете внимательно слушать меня. Мы будем играть, отгадывать загадки. А в гостях у нас сегодня собака, которую зовут Дон.
  2. - Внимательно послушайте рассказ. Надо определить, какой звук чаще всего встречается в этом рассказе.

Даша и Данил гуляли во дворе. У дома на дороге сидела собака Дон. Вдруг пошел дождь и застучал по крыше дома: д – д – д – д – д. Даша и Данил позвали Дона Домой: «Дон, домой!».

Какой звук я выделяла, четко произносила? (Звук Д)

Чтобы правильно произносить этот звук, давайте сделаем

Логопедическую гимнастику.

  1. Под музыку, стоя перед зеркалом выполняем упражнения со словами:

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем, и к себе скорей прижмем.

А потом быстрей-быстрей топай, хлопай веселей.

Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем,

Удивились, улыбнулись, похудели, растолстели,

На места тихонько сели.

Выполним зарядку для пальчиков: массаж пальчиков и работа с пособиями-шнуровками «Дождик» и «Солнышко».

  • Дети, сделайте так, чтобы из тучки пошел дождь, а у солнышка засияли лучики.
  • Под спокойную музыку выполняем массаж лица.
  1. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания: упражнение «Шарик».

Развитие сильной направленной воздушной струи: подуть в дудочки, сдуть снежинки с варежки.

  1. Зарядка для губ и голоса:

Произносим шепотом, четко артикулируя губами: А – О – У – И.

  • Высоким голоском, как зайка.
  1. Выполняем зарядку для языка перед зеркалом, сравниваем положение языка с картинками «Опосредованной гимнастики».
  1. – Дети, послушайте, как я произношу звук Д: Д – Д – Д – Д.
  • На что похоже звучание этого звука? (Стучит молоток, дятел по дереву стучит).

Произнесем вместе звук Д: Д – Д – Д – Д (медленно),

Д – д – д – д – д (быстро).

  1. Характеристика звука Д по акустико-артикуляционному образу звука (с объяснением, почему звук Д согласный, звонкий).

Посмотрите, а вот эта буква обозначает звук Д. На что похожа буква Д? (На домик).

  1. Играем в игру «Колокольчик». Сигнальные карточки.

Просигналить тогда, когда услышите звук Д. (педагог называет ряд звуков, закрывши рот экраном).

  1. Физминутка.
  • Покажем собаке Дону маленький концерт. Будем как будто играть на разных музыкальных инструментах и петь песенку со звуком Д. (Звучит магнитофонная запись. Дети слушают слова, затем под музыку поют песенку, с имитацией движений).

Мы детишек забавляем: Да – да – да! Да – да – да!

  • Мы на скрипочке играем: Ды – ды – ды! Ды – ды – ды!
  • Мы на дудочке играем: Ду – ду – ду! Ду – ду - ду!
  • В барабан мы громко бьем: До! До! До!
  1. Дети сели на места.

Сейчас я вам буду загадывать загадки. А отгадки начинаются на звук Д. В помощь детям даны картинки – отгадки.

1) Из трубы вьется, а в руки не дается. (Дым)

Это короткое или длинное слово? Из скольки частей оно состоит?

2) До чего же хорошо, покрутили ручки,

Дождик ласковый пошел из железной тучки. (Душ)

Сколько частей в этом слове?

3) Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит,

У дома начинается,

У дома и кончается. (Дорога)

- «Прохлопайте» это слово.

4) Поглядите, поглядите, потянулись с неба нити.

Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить. (Дождь)

Назвать остальные картинки. С какого звука начинаются все эти слова? (Дыня, дорога, дом, душ, дождь, дудочка, дым)

  1. – Дети, послушайте внимательно рассказ еще раз. Рассмотрите картину.

Даша и Данил гуляли во дворе. У дома на дороге сидела собака Дон. Вдруг пошел дождь и застучал по крыше дома: Д – д – д – д. Даша и Данил позвали Дона домой: «Дон, домой!».

  • Какой звук я выделяла?
  • Как зовут детей?
  • Что делали дети?
  • Как зовут собаку?
  • Почему дети позвали Дона домой?

(Дети дают полные, развернутые ответы)

  1. Выполняем звуковой анализ слова «ДОН». На доске – фишки-звуки. Дети объясняют, какой первый, второй, третий звук в слове, сколько всего звуков, сколько гласных (пропеваем его), сколько слогов.
  2. Итог занятия.