Открытое воспитательное мероприятие "путешествие в страну вежливых слов". Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливых Слов

Конспект НОД «Путешествие в Страну Вежливых Слов» для детей старшего дошкольного возраста

Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД «Путешествие в Страну Вежливых Слов» для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен детям старшей и подготовительной группы, и полезен воспитателям. Это конспект игры, в ходе которой ребятам даётся возможность по-другому посмотреть и поиграть с вежливыми словами.
Цель: способствовать развитию любознательности у старших дошкольников и воспитанию интереса к этикету.
Задачи :
- формировать понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила
поведения;
- воспитывать и прививать детям хорошие манеры;
- закрепить знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности,
извинения, прощания.

Оборудование:

Костюм Сказочной Лесной Феи;
- большая корзина;
- Ковер-Самолет;
- волшебная палочка;
- магнитофон;
- музыкальное сопровождение: " Журчание воды", " Пение птиц", "Голоса леса";
- бумажная ваза с цветами-загадками (на магнитах);
- белая бумага А4 (по количеству детей);
- пастельные мелки (по количеству детей);
- Волшебная коробка;
- диплом " Страны Вежливых слов" (по количеству детей);
- мыльные пузыри (Волшебные Флаконы Радости);
- два стола;
- стулья (по количеству детей);
- магнитная доска.

Ход показа - игры:

Входит Сказочная Лесная Фея.
Фея: Ребята, как я рада видеть Вас здесь! Я - Сказочная Лесная Фея - Мила! Хочу Вас поприветствовать самым важным вежливым словом, которое говорят при встрече. Это слово - "здравствуйте!" А Вы знаете, что означает это слово, зачем его говорят?
(Выслушать ответы детей).
Фея: Произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья тому, с кем поздоровались, и это каждому приятно. А, Вы, знаете как надо здороваться правильно?
(Послушать варианты ответов детей).
Фея: Посмотрите, если я нахмурю брови и сделаю сердитое лицо, отвернувшись в сторону пробурчу - "здрасьте", это будет правильно? Или произнесу слово "здравствуйте" с улыбкой, глядя в глаза тому, кому говорю, слегка кивнув головой. Какой вариант Вам больше понравился?
(Послушать рассуждения детей).
Фея: А теперь, давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся и слегка наклонив голову, произнесем: "Здравствуйте!" Вот сколько здоровья мы пожелали сейчас и сделали приятно большому количеству гостей. Вот какое Волшебное Вежливое слово. Ребята, а хотите еще познакомиться с Волшебными словами? Предлагаю нам отправиться в " Страну Вежливых Слов". А как Вы думаете, на чем туда можно добраться?
(Послушать ответы детей; дать наводящие подсказки на волшебный предмет - Ковер-Самолет).
Фея: Ребята, ведь я - Сказочная Фея, и у меня есть Ковер-Самолет. Помогите мне его расстелить, пожалуйста. Так, хорошо, а теперь сядем на него удобно и отправимся с вами в Сказочный полет. Раз, два, три - полетели! Ой, ребята, что-то не так, почему наш ковер не взлетает? Наверное, мы забыли что-то сказать?! Какое волшебное слово-просьбу мы знаем? Что говорим, когда что-то хотим попросить?
(Выслушать ответы детей - это слово "пожалуйста").
Фея: Правильно, ребята, надо сказать слово "пожалуйста" вместе, дружно хором. Наш Ковер-Самолет готов к полету. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем, где мы будем пролетать.
(Звучит музыкальное сопровождение "голоса птиц" и "журчание воды"; выслушиваются предположения детей о местах прохождения нашего полета, на основе услышанных звуков; приземление под музыку "голоса леса"; появляется поляна с цветами-загадками и магнитная доска с пустой вазой на ней).
Фея: Ребята, посмотрите как здесь красиво! Какие необычные красивые цветы на этой поляне! А как они приятно пахнут!
(Рассматриваем поляну с цветами, нюхаем и восхищаемся; обращаем внимание на то, что на цветах что-то написано).
Фея: Ребята, возьмите каждый себе по цветку, который вам больше всего понравился и присядем на наш волшебный Ковер- Самолет. Что же это за
загадки на ваших цветах? Давайте их прочитаем и отгадаем.
(Читаем загадку-стихотворение и отгадываем вежливое слово; уточняем, когда именно используется данное слово при общении людей; пока следует беседа, об уточнении слова, ребенок выбравший этот цветок, располагает его на магнитной доске, над вазой - собирается Волшебный букет Вежливых слов).
Фея: Ребята, посмотрите какой красивый букет Вежливых слов у нас получился! Так и наша речь будет очень красивой, если мы будем употреблять всегда Волшебные Вежливые слова! А, сейчас, давайте поиграем.
Физкультминутка " Две лягушки":
На болоте, две лягушки,
Две веселые подружки
Рано утром поднимались,
Полотенцем растирались,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям большой привет!


Фея: Ребята, на волшебной поляне с какими словами мы познакомились, как их можно назвать все одним словом?
(Выслушать ответы детей).
Фея: Сейчас, я возьму свою Волшебную палочку и превращу Вас в маленьких Волшебников- художников, и мы постараемся нарисовать те Вежливые слова, которые нам сегодня повстречались. Что не верите? А вот сейчас и попробуем!
(Дотрагиваюсь Волшебной палочкой до рук каждого ребенка, произнося заклинание: Крибли - Крабле- Бон!!!).
Фея: Превращение закончилось! Давайте пройдем с вами за стол. На нем лежат волшебные мелки и сказочный лист белой бумаги, который помогут вам в рисовании.
(Дети рисуют "вежливое слово" , то, которое понравилось больше всего; звучит композиция "голоса леса"; если возникают трудности у детей при рисовании, наводящими вопросами и подсказками помогать им получить результат; появляется волшебная коробка с подарками для детей).
Фея: Маленькие волшебники, заканчивайте свое волшебство и подойдите ко мне с рисунками. Вот такое чудо у нас получилось! Давайте наши рисунки покажем гостям.
(Показываем получившиеся рисунки гостям).
Фея: Ребята, сегодня где мы побывали? Что нового узнали о вежливых словах?
(Выслушать ответы всех детей).
Фея: Волшебники, а вы знаете, что в Сказочной стране всегда происходят чудеса. Вот такое чудо произошло и сегодня - здесь появилась коробка необычная для маленьких Волшебников. В ней что-то есть, слышите? Правда, хочется посмотреть?! Но мы же и есть маленькие Волшебники, значит это для нас! Открываем, а здесь подарки для вас, на память о " Стране Вежливых Слов". Каждому из Вас вручается Диплом "Страны Вежливых Слов" и Волшебный Пузырь Радости- на нем человечек улыбается. Пусть такая же улыбка всегда будет на вашем лице - Вежливые Маленькие Волшебники!!!
(Каждому ребенку вручается диплом и флакон мыльных пузырей).
Фея: А сейчас хотела бы с вами попрощаться и сказать: " До скорой встречи!"
Не забывайте "Страну Вежливых Слов" и вежливые слова, которые в ней живут!!!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»

Классный час

«В стране вежливых слов»

Подготовила:

Белова Лариса Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ ООШ №7

города Белово

Белово 2011

Классный час «В стране вежливых слов»

Цель: выработка у детей навыков употребления в разговорной речи

Вежливых слов;

Задачи:

1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы

Оборудование: плакат «Вежливые слова», аудиозапись стихов С.Маршака.

Ход занятия.

I Сообщение новой темы и цели занятия.

Ребята, послушайте стихотворение М. Лисянского и определите о чём пойдет речь на занятии.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.


- Сегодня на занятии мы будем говорить о вежливых поступках и словах.

А можно вас назвать вежливыми? (ответы детей)

Если вы вежливые, то будете внимательно слушать своих одноклассников, которые подготовили стихотворения о вежливости, отвечать на мои вопросы и задания, не перебивая друг друга.

II Инсценировка «Вежливые слова».

1. Театр открывается!

К началу всё готово.

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

2. В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Говорит овечка: «Мне-е-е одно местечко

Вот моё: «Пожалуйста».

3. И сказала утка «Кряк» попрошу 1 ряд.

И достала утка «Доброе утро».

Я «спасибо» кладу, - говорит Какаду.

И местечко я жду, я приду.

4. Слоны смущены, очень просят слоны

О, пожалуйста, нам

В последнем ряду

Имейте в виду, чтобы нам, слонам,

Не мешать какаду, антилопе Куду,

И коту, и дрозду, и малышке Дрозду.

5. И вдруг, и вдруг толкнув старух,

Стариков, петухов, барсуков,

Вдруг ворвался косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого

Касса! Выдай мне билет!

Дайте вежливое слово!

У меня такого нет!

Ах, у вас такого нет?!

И кассир воскликнул:

«Не получите билет».

6. Косолапый воскликнул:

Ничего кассир не дал.

Косолапый зарыдал

И ушёл со слезами

И пришёл к мохнатой маме.

7. Мама шлёпнула слегка

Косолапого сынка

И достала из комода

Очень вежливое что-то.

Вот – сказала – мой сынок

Добрый день, спокойной ночи,

Как вы поживаете?

Будьте здоровы

И ещё сто одно вежливое слово.

На, – сказала – мальчик мой

И носи всегда с собой,

А теперь неси кассиру

Дайте, пожалуйста, спасибо,

Посмотреть представление, второе отделение.

Какие вежливые слова вы запомнили?

Кто понравился? Почему?

Где вам приходилось использовать вежливые слова?

III Практическая часть

1) Прослушать рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Вопросы для беседы:

1. Чем был опечален Павлик?

2. Почему к нему все плохо относились?

3. Что сказал Павлику старичок?

4. Как помогло Павлику «волшебное слово»?

Рассказать случай из своей жизни в семье. Когда это волшебное слово помогло вам? (высказывания детей)

2) Сейчас будем решать задачи.

А) Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Какие это ошибки?

(Извините, пожалуйста. Скажите, пожалуйста, который час. Спасибо.)

Б) Случилось так, что Галя опоздала в школу. Подходит к двери класса и слышит, что урок уже начался.

Как Галя должна поступить в данном случае? (Постучаться. Зайти и попросить извинения.)

Обобщение. Есть и другая вежливая форма обращения: «Будьте любезны», «Будьте добры»,

Эта форма уже исключает слова вежливости.

В) Решим задачу не на сложение, а на уважение.

По улице шли двое. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой свёрток. Одна из книг упала.

У вас упала книжка, - закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве? – удивился прохожий.

Конечно! – объяснил мальчик. – У вас же было 3 книги, 1 пакет, 1 портфель, итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу.

Однако есть правило, которое ты ещё не усвоил, мальчик.

Какие же правила не усвоил мальчик?

Как бы вы поступили на его месте?

3. Чтение рассказа «Рубль».

Одна девочка покупала в булочной хлеб и обронила рубль. Она хотела поднять деньги, но рыжеволосый паренёк, стоявший рядом, опередил её. Только он нагнулся, девочка как закричит:

Не смей брать! Это мои деньги!

Все оглянулись.

Конечно, твои, - сказал мальчик, протягивая ей деньги.

Девочка выхватила рубль из рук, и дёргая острым носиком опять закричала:

Ты хотел прикарманить деньги, воришка!

Он никак не ожидал такого упрёка и покраснел от обиды.

А почему покраснел? – не унималась девочка – Что стыдно стало? Стыдно?

Рядом с ребятами стоял рабочий в синей спецовке. Очевидно, он понял чувства обиженного мальчика и, дружелюбно похлопав его по плечу, похвалил громко, чтобы все услышали:

Гляжу я на тебя, молодчина! Дважды хорошо сделал. Поднял девочке деньги – это раз! Покраснел за неё – это два. И мне почему-то стыдно.

Остроносая услыхала эти слова и тоже покраснела. Наверное, и она поняла, кому действительно должно быть стыдно.

Вопросы. 1. Хорошо ли поступила девочка?

2. Что должна была она сказать мальчику?

3. Как бы вы поступили на месте девочки?

4. Ребята, скажите, с какими словами мы с вами познакомились?

Помните, ребята, об этих замечательных словах. Тот, кто не забывает о них, давно уже испытал их силу. Трудно отказать человеку в просьбе, если он говорит «пожалуйста», «будьте любезны» и т.д. Они поистине волшебные, всемогущие, большие делают дела.

5. Игра «Дорогие слова».

Я вам прочитаю стихотворение А. Шибаева. В нём отсутствуют некоторые слова. Я думаю, вы сумеете их отгадать и произнести хором.

1. Дядя Саша огорчён

Рассказал он вот о чём:

Видел Настю октябрёнка

Я на улице сейчас.

Настя славная девчонка

Настя ходит в 1 класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова … (здравствуй)

А слово-то какое … (очень дорогое)

2. Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была.

На меня как торпеда

Налетел из-за угла,

Но представьте!

Зря от Вити

Ждал я слово … (извините)

А слово-то какое … (очень дорогое)

3. Он про внучку говорил:

Экая досада

Я портфель ей подарил

Вижу – очень рада.

Но нельзя ж молчать как рыба

Ну сказала бы … (спасибо)

А слово-то какое … (очень дорогое)

Молодцы, ребята, вы отгадали. Никогда не забывайте про эти слова.

Для того, чтобы вы лучше запомнили самые необходимые слова, мы проведём ещё одну игру.

У меня 3 кружка: красный, синий, зелёный. Когда я покажу красный кружок, вы говорите «спасибо», когда покажу синий, вы говорите «извините», когда покажу зелёный – «пожалуйста».

Спасибо, ребята! Игра закончена.

6. Аудиозапись С.Я. Маршака

«Песенка о вежливости».

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи».

Итог.

- Чему мы учились на занятии? Чему научились?

Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу,
И друг друга сумеем понять.

Занятие на этом закончилось. Спасибо вам за работу.

Источники информации:

Сказова И.В. Котенок Тимка учится вежливости: Стихи - 10 с. Харьков:2004

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. -
М.: Художественная литература, 1969. С. 131.

http://shalamonova.ucoz.ru

http://detskaja.ucoz.ru

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-vezhlivye_slova.html


Елена Якутина
НОД «Путешествие в страну вежливых слов»

Нод. Социально-коммуникативное развитие детей второй младшей группы.

МБДОУ № 53 Якутина Елена Николаевна.

Тема : «Путешествие в страну вежливых слов » .

Цель : Воспитание культуры общения у детей.

Задачи :

Развивающие :

Развивать диалогическую речь детей,

Учить подбирать необходимые слова и выражения для приветствия и обращения,

Учить отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные :

Поддерживать желание детей узнавать новые вежливые слова .

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям,

Воспитывать умение понимать значение вежливых слов .

Ожидаемый результат :

Дети должны знать :

Правила хорошего тона

Дети должны уметь :

Применять в разговорной речи вежливые слова .

Словарный запас по теме : спасибо, пожалуйста, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи и т. д.

Мотивация : Дети в группе заняты игровой деятельностью.

Воспитатель включает аудиозапись песни «Улыбка»

Раздается стук в дверь, входит «Мишка» (ребёнок подготовительной

Мишка :- Ребята, я живу в лесу, у нас там много зверей разных, но со мной никто не играет, а у вас так весело, я тоже так хочу у себя в лесу играть. Научите меня играть.

Вос-ль :- Дети, хотите научить Мишку играть?

Дети :- Да

Вос-ль : - Ребята, есть удивительная страна , где живут вежливые слова , хотели бы вы в эту страну отправиться ?

Дети :- Да.

Вос-ль :- А на каком транспорте можно отправиться в путешествие ?

Дети :- На автобусе, машине, самолёте, поезде.

Вос-ль :- Предлагаю занять места в автобусе и отправиться в страну вежливых слов . (Дети садятся в автобус построенный из стульчиков,

отправляются в путешествие )

Вос-ль :- Вот мы и прибыли в страну вежливых слов , выходите из автобуса, приглашаю вас встать в круг и взять друг друга за руки, дружно в кругу постоим и поговорим,

Дети, когда Мишка зашёл к нам в гости, что должен был сказать?

Дети :- Здравствуйте.

Вос-ль : - А вы что должны ответить?

Дети :- Здравствуй, Мишка.

Мишка :- А я и забыл с вами поздороваться.

Вос-ль :- Запомни, Мишенька, когда заходишь в гости, надо всегда говорить «Здравствуйте» (чтение стихотворения)

Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали!

Просто «Здравствуйте» ,

Больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире,

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

/ В. Солоухин/

Вос-ль :- Слово «Здравствуйте» означает, желаем здоровья.

А какими словами ещё можно приветствовать друг друга?

Дети :- Доброе утро, добрый день, добрый вечер. (чтение)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам!»

«Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Доброе утро длиться до вечера.

Мишка :- Как здорово, ребята, я научусь добрым словам .

Вос-ль :- А как зверюшки здороваются (пальчиковая игра

«Здравствуй»

Здравствуй, котёнок (Сгибать пальцы, начиная

начиная с мизинца,

Здравствуй, козлёнок! каждым пальцем,

Здравствуй, щенок! «приветствуя

Здравствуй, утёнок! животных»)

Здравствуй, весёлый, смешной поросёнок!

Динамическая пауза.

Вос-ль : -Что ты, Мишка, загрустил, поиграть – то хватит сил?

Влево, вправо повернись, в «медвежаток» превратись,

а сейчас будем играть, гостя будем забавлять.

«Три медведя»

Три медведя шли домой, (имитируют ходьбу медведей)

Папа был совсем большой, (встают на носочки, руки вверх)

Мама с ним поменьше ростом, (руки на уровне груди)

А сынок, малютка просто, (приседают на корточки)

Очень маленький он был, (имитируют игру с

С погремушками ходил, погремушкой)

Дзинь, дзинь, дзинь. (Предложить детям сесть на ковёр)

Мишка :- А сейчас я хочу взять машинку и поиграть.

Вос-ль :- Дети, как надо попросить игрушку у друга?

Дети :- Дай пожалуйста.

Мишка :- Можно я сам попробую попросить.

Дайте мне пожалуйста машинку, ребята. (Дети дают Мишке машинку)

Вос-ль :- Дети, что должен ответить Мишка?

Дети :- Спасибо.

Мишка :- А я и не знал, что спасибо надо говорить, спасибо вам, ребята.

Вос-ль : - Дети, однажды мальчик спасибо нашёл, вам интересно где он его нашёл, послушайте пожалуйста.

«Где лежало спасибо?» Р. Тимеришин.

За ночь выросли сугробы

В парке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле-еле,

Я по улице иду.

И налево погляжу я,

И направо погляжу :

Это кто ж там снег сгребает?-

Самого себя спрошу.

Это бабушка-соседка.

Надо бабушке помочь.

У неё беру лопату,

Я помочь всегда не прочь!

Всё очистил!

От работы у меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо» ! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал….

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снегом отыскал.

Вос-ль :- За что бабушка сказала спасибо?

Дети :- Мальчик помог снег убрать.

Вос-ль :- Дети, а если вы сами не можете справиться с чем-нибудь, как надо попросить о помощи?

Дети :- Помогите пожалуйста.

Мишка :- Ребята, спасибо вам за то, что меня научили вежливым словам , помогите мне пожалуйста в лес вернуться, там я буду сам говорить вежливые слова и других учить , только давайте ещё раз их повторим с вами.

(Дети повторяют вежливые слова .)

Мишка :- Спасибо вам, мне пора в лес, приятно с вами было путешествовать .

Вос-ль :- Давайте скажем Мишке до свидания.

Дети :- До свидания, Мишка, приятно было общаться.

Вос-ль :- Занимайте в автобусе места, возвращаемся домой.

Публикации по теме:

Цель: Воспитание у детей вежливости, навыков культурного поведения и общения. Задачи: - расширять знания о значении вежливых слов, активизировать.

Конспект НОД в подготовительной группе «Осеннее путешествие в страну звуков, слогов, слов и предложений» Программное содержание: закрепить знания детей о временах года, вспомнить умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, такие понятия.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Вежливых наук» Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей. Задачи: 1. формировать навыки этического поведения; 2. развивать познавательный.

Конспект ООД по речевому развитию «Ноябрь. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги» Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Программное содержание: Учить детей придумывать простейшие фразы; учить пересказывать текст стихотворения без помощи воспитателя; учить.

Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Составление слов с изученными слогами и написание слов» Внутренний урок письма на тему: «Составление слов с изученными слогами и написание слов» в 1 классе специальной (коррекционной) школе.

Конспект занятия по этикету во второй младшей группе «Волшебство добрых и вежливых слов» "Волшебство добрых и вежливых слов" Цель: Учить детей использовать в своей речи вежливые слова благодарности, приветствия. Воспитывать потребность.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир звуков, букв и слов» Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир звуков, букв и слов» (с использованием «нестандартных».

Проект «В мире Вежливых слов» Тип проекта: информационно- познавательный Вид проекта: фронтальный Продолжительность: краткосрочный (08.02.2016 – 19.02.2016) Участники.

Сценарий праздника «Город вежливых слов» Цели: Развитие творческих и артистических способностей детей средствами театрального искусства Познакомить детей с вежливыми словами. Формирование.

Библиотека изображений:

Елена Давыдова

Цель : Воспитание у детей вежливости , навыков культурного поведения и общения.

Задачи :

Расширять знания о значении вежливых слов , активизировать и обогащать словарный запас по данной теме : «вежливые слова » , «спасибо» , «извините» , «здравствуйте» , «до свидания» и др. ;

Упражнять в спонтанной речи с соблюдением интонации;

Развивать связную речь, коммуникативные навыки;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими.

Материалы и оборудование :

Настольно - печатные игры : «Уроки этикета» , «Театр настроения» .

Ножницы, цветная бумага, клей, вырезанные из зеленой бумаги ладошки детей, плакат с нарисованным контуром елки.

Предварительная работа :

Беседы на темы : «Будем вежливы » , «Вежливые слова » , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Как правильно вести себя за столом» и др. ;

Чтение художественной литературы : С. Маршак «Урок вежливости » , С. Погореловский «Что значит быть вежливым » , В. Осеева «Волшебное слово » , Э. Мошковская «Вежливое слово » .

Рассматривание иллюстраций на данную тему . Серия «Беседы по картинкам» Чувства. Эмоции.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель : А как нам добрые слова нужны !

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны ?

Дела - делами, а слова - словами .

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Сегодня мы пригласили гостей. Ребята поздороваемся с гостями. (Дети здороваются с гостями.)

2. Сюрпризный момент.

(Раздается стук в дверь) .

Воспитатель : - Ребята, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?

Заходит взрослый в костюме Незнайки.

Незнайка : - Ой, детей много, а что вы здесь делаете.

Воспитатель : - Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о вежливых словах .

Только Незнайка, ты что - то забыл сказать ребятам. Ребята, а что забыл сказать Незнайка. (ответы детей) .

Правильно, он забыл поздороваться. А мы знаем, что при встрече надо обязательно здороваться.

Незнайка : - Но я не умею этого делать.


3. Дидактическое упражнение «Поздоровайся правильно» .

Воспитатель : - Ребята, давайте научим Незнайку здороваться.

(Ребенок выходит в круг и здоровается с детьми, гостями и Незнайкой) .

Незнайка : - Я теперь понял, как нужно здороваться. Здравствуйте!

Воспитатель : - Молодец Незнайка, теперь ты знаешь, что при встрече нужно обязательно здороваться. Незнайка :- Здравствуйте – это красивое и важное слово , так и хочется его постоянно повторять! Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Воспитатель : - Правильно Незнайка, не забывай об этом никогда.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!


Но это только одно из многих вежливых слов , которое обязательно надо знать и говорить всем людям.

А вы, ребята, знаете вежливые слова ? (Дети называют вежливые слова по очереди ) . И встают в две команды. Команды считалочкой выбирают капитанов.




4. Настольно - печатная игра «Уроки этикета» .

Капитаны команд вытягивают тему игровой ситуации (культура поведения в гостях, дома, в транспорте, во дворе, в театре) . На столах находится карточки с изображением правильного и неправильного поведения. Дети выбирают карточки, где изображено правильное поведение и объясняют свой выбор. Проходит беседа - обсуждение с каждой командой.




5. Физкультминутка

"Делаем зарядку!"

1234 - топаем ногами!

1234-хлопаем руками!

1234 - руки в стороны пошире!

12345 - не забудь себя обнять!

"Раз!" - подняться, потянуться

"Два!" - согнуться, разогнуться!

"Три!" - в ладоши три хлопка!

Головою три кивка!

На четыре - руки шире!

Пять - руками помахать!

И на место тихо встать!


6. Воспитатель :- А теперь загадка.

В нём живёт моя семья :

Папа, мама, брат и я.

Мне всегда уютно в нём-

Это мой родимый …. (дом) .

6. Дидактическое упражнение «Назови ласково членов свой семьи» .




7. Воспитатель : - Ребята, это карточки настроения, по - другому называются эмоции (показывает детям карточки) .

Рассматривание и называние карточек : злость, радость, печаль, испуг и т. д.

Игра «Эмоции» (произнесение вежливых слов с разными эмоциями ) .

Вывод : Вежливые слова нужно говорить ласково, по – доброму, с хорошим настроением.

Тогда эти слова будут приятны людям .





8. Практическая деятельность детей : «Ёлочка добра» (дети, вместе с Незнайкой наклеивают на шаблон вырезанные ладошки и украшают получившуюся елочку шарами).






9. Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.

В гости к пальчику большому

Выставляем вверх большие пальцы.

Приходили прямо к дому

Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.

Указательный и средний,

Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.

Безымянный и последний,

Сам мизинец-малышок

Постучался на порог.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.

Вместе пальчики-друзья,

Кулаки стучат друг о дружку.

Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках. Затем проводится упражнение, в котором дети учатся поочередно разжимать из кулака пальцы рук.



11. Итог занятия .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите какая чудесная ёлочка получилась у нас.

Незнайка :- Спасибо ребята, я очень много узнал сегодя. Теперь, всегда буду стараться быть вежливым .

Воспитатель : - А мы тоже будем не забывать культуру поведения и вежливые слова .

Дети читают стихи :

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть .

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне ,

Я»здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово »спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все»до свидания»

Друг другу всегда говорим,

»Пожалуйста»-если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов .

Пожалуйста, только будь вежлив ,

Ведь это-основа основ.

Рефлексия :- Дети, что вам понравилось, запомнилось и т. д.

Итог занятия .

Материал подготовили педагоги : Давыдова Е. А., Олимпиева И. В., Майорова И. В. МБДОУ № 583 г. Екатеринбург

Коммунальное учреждение

«Общеобразовательная школа I III ступеней № 15

имени М. С. Батраковой

города Енакиево»

Сценарий воспитательного мероприятия

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Чернышова Е. Е.

Открытое внеклассное мероприятие

«Путешествие в страну Вежливых слов»

Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «вежливость», показать необходимость

употребления в речи «вежливых» слов;

Развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь

учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения

сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное

отношение к людям.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну

Вежливости», плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями, солнышки,

тучки, памятка «Как ведут себя вежливые люди»

Литературный ряд: стихотворение «Доброта», рассказ «На перемене», стихотво-

рение «Добрые слова», слова о доброте и вежливости.

Игры: «Будь внимателен», «Волшебный цветик-семицветик»

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».

Ход открытого внеклассного мероприятия

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их

поприветствуем:

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам - «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам - «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

Садитесь!

Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частич-

ку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и

улыбнитесь!

II. Вступительное слово.

Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. А о чём, вы узнаете

после просмотра фильма.

1) Просмотр ролика «Ералаш» («День вежливости»)

2) Обсуждение ситуации.

Как вели себя дети в школе?

Какие слова употребляли в своей речи?

III. Сообщение темы и цели

Вот об этом и будем сегодня говорить. Для того, чтобы стать вежливым, вы должны

как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится

радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. Эти слова живут в необычной

стране. Ёё нет на карте, однако она существует. В этой стране может жить каждый. И

называется эта страна…

Дети:

Страна Вежливых слов.

Слайд 1

Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливых слов. Мы с вами

Слайд 2

1. Море Вежливости.

2. Аллею Приветствий.

3. Улицу Внимательности и Любезности.

4. Парк Важных слов.

5. Дворец Извинений.

6. Остров «Размышляй-ка».

Итак, все готовы? Отправляемся!

IV. Путешествие в страну Вежливых слов.

1. Учитель:

Первое море, которое мы должны переплыть – Море Вежливости . Слайд 3

А как вы думаете, что такое вежливость?

Ответы детей.

Давайте прочитаем, что такое вежливость?

Слайд 4

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой

общаться.

Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?

Дети:

Вежливым.

Но всегда ли частое употребление «вежливых» слов, является показателем вежли-

вости человека?

Дети :

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.

На перемене

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И,

неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна

Васильевна остановила Игоря и спросила:

Что нужно сказать?

Здрасьте! – ответил Игорь.

После этих слов ребята рассмеялись.

Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать

вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?

Дети:

Ответы детей.

Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)

А что значит правильно?

Дети:

Подходящее, в данной ситуации по смыслу.

Давайте сделаем вывод?

Слайд 5

Дополните предложение:

Для того,чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые

слова», но и употреблять их … (правильно).

Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому.

Может кто-то из вас знает как?

В XVI веке вежливого человека называли «вежа», что означает - всезнающий.

Именно от слова «вежа» произошло наше слово «Вежливость».

Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке

вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.

Ребята, что же надо делать, чтобы быть вежливым?

Дети:

Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать

старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать малень-

ких детей.

Ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.

2. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на Аллею

приветствий.

Слайд 6

Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое

Дети :

Со слова «Здравствуйте».

Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обыч-

ное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, кото-

рое характеризует человека как вежливого и приветливого.

А что же значит простое, обыкновенное слово «здравствуйте»?

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами

приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

Слайд 7

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни

«здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли

выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не

было), сказал им:

Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым

человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и реши-

ли говорить при встрече друг другу слово«Здравствуйте» – это значит будьте здоровы.

«Здравствуйте»– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор

люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «здравствуйте» –

это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

А какие еще волшебные слова вы знаете?

Дети:

Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности,

очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста.

Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими

«волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может

подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Ученик 1:

Слова «До свиданья!»,

«Спасибо!», «Простите!»,

«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»

Щедро дарите.

Ученик 2:

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе, и дома.

Ученик 3:

Слова эти очень,

И очень важны,

Они человеку,

Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.

3. - А сейчас, ребята, я предлагаю вам пройтись по Аллее Внимательности и

Любезности и немного отдохнуть. Слайд 8.

Физкультминутка.

Игра «Будь внимателен»

Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я

назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки!

Будьте добры , похлопайте в ладоши!

Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны , руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны , садитесь на свои места.

4. Учитель:

А какие слова являются важными в нашей жизни, мы сейчас и узнаем, разгадав

несложный кроссворд.

Кроссворд

    Какое первое слово вы должны сказать, когда встретили друзей, учителей, при-

шли в школу? (здравствуйте)

    Вы шли по школьному коридору и нечаянно толкнули кого-то. Что надо сказать?

(простите)

    Кто-то сделал вам доброе дело, его вы хотите отблагодарить, какое слово скажите?

(благодарю)

4) Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. (пожалуйста)

5) Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какое слово вы

скажите? (извините) .

6) А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны? (спасибо)

7) Его вы говорите при прощании со своим лучшим другом? (пока)

Ребята, давайте поиграем в игру“Волшебный цветик-семицветик”.Эта игра поможет

научиться просить прощение. А те, кого обидели, должны научиться прощать.

Ученик берет бумажный цветок и объясняет детям условия игры. Оторвав

лепесток и, делая вид, что бросает его, говорит:

Лети, лети, лепесток
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели…

– Вели, чтобы Саша сказал доброе слово Юле.

Игра продолжается пока не закончатся лепестки.

Учитель:

- А вы заметили, ребята, как произносятся “волшебные слова”?

Дети.

Вежливо, с улыбкой.

6. -Как незаметно время ушло в пути.Впереди осталась всего одна остановка Остров

«Размышляй-ка». Слайд 11.

Перед вами слова, у которых есть начало – это первый столбик, но нет продолжения –

это второй столбик, где окончания слов разбросаны. Ваша задача: правильно соеди-

нить слово.

Добро вость

Отзывчи та

Веж бовь

Лю ливость

Внима ность

Скром катность

Дели танность

Воспи тельность

Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на

вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Вежливых слов для вас

всегда открыты.

А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшеб-

никами для окружающих людей, будем дарить им немного радости, счастья и тепла

и мы сами станем от этого счастливее!

V. Итог занятия .

В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы

сегодня говорили?

Дети :

О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.

А чтобы не забыли то, о чём мы сегодня говорили, я вручаю вам ПАМЯТКУ

«Как ведут себя вежливые люди». Памятку мы повесим в наш классный уголок.

Памятка

Как ведут себя вежливые люди:

Надо вежливо обращаться к другим людям.

Правильно вести себя в чужом доме.

Быть гостеприимным хозяином.

Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не

подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.

Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты

лучше всех и все умеешь делать сам.

От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить

вперед, уступить место.

Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

В ваших отношениях друг к другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем

случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.

Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

VI. Рефлексия .

Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными»

словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или

Прикрепите свои жетончики.

На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!