Личность ее социально психологические качества. Психологические качества личности в жизни

Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и самосознанием, нравственно-эстетическими качествами.

Индивид - обозначает человека как единичное природное существо вида Hono sapiens. Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входят.

Личность - человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию, обладает устойчивой системой социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующих человека, как члена общества.

Индивидуальность – обозначает то особенное специфическое, что отличает конкретного человека как индивида и как личность от всех других, включая как природные, телесные, так и психические и социальные свойства; как унаследованные, так и благоприобретенные, в процессе жизнедеятельности.

Исходя из определений видно, что человек – существо биосоциальное. И с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи, в последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который воплощается в социально-психологические качества личности, их еще называют социально-психологическими феноменами личности.

К социально-психологическим качествам личности относятся:

1. социальная зрелость – есть индикатор качества социального становления личности. Она предполагает такой уровень ее развития, при котором личность способна взаимодействовать с социумом и с собой на активно-действенном уровне, для чего должны быть сформированы ее основные компоненты. Компонентный состав личностной зрелости представил А. А. Реан:

· ответственность

· терпимость («диспозиционная», при которой человек является терпимым, оставаясь чувствительным и эмпатичным)

· саморазвитие

· позитивное мышление

2. Социальный интеллект - способность понимать людей и взаимодействовать с ними, мудро и дальновидно поступать в межличностных взаимоотношениях. Э. Торндайк утверждает, что, часто отождествляя его с человеческой мудростью, люди вкладывают в понятие социального интеллекта следующее:



· способность к решению практических задач: человек рассуждает логически, видит все аспекты проблемы, принимает правильные решения;

· вербальная способность: говорит ясно, четко, хорошо понимает прочитанное, имеет большой словарный запас, эффективно общается с людьми;

· социальная компетентность: принимает других такими, какие они есть, выносит справедливые решения, любознателен, имеет широкие интересы.

Функции социального интеллекта:

· приспособительная (адаптивность в изменяющихся условиях)

· мобилизационная (помогающая преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы)

· мотивационная (стимуляция в общении, инициативность в контактах)

· операциональная (решение текущих задач)

· когнитивная (повышение социальной компетентности)

· прогностическая (планирование межличностных событий)

3. социальная компетентность

Однозначного и общепринятого определения данного понятия не существует. Наиболее обобщенное определение социальной компетенции дает В. Н. Куницына. Социальная компетенция – система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения, учитывая конъюктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.



Функции социальной компетенции:

· ориентация

· адаптация

· интеграция общесоциального и личного опыта.

4. личностное самоопределение – процесс и результат содержательного конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов, профессиональных планов и пространство реального действия. Личностное самоопределение можно представить как субъективные устремления формирования жизненного (событийного, смыслового и т. п.) сценария человеком. Личностное самоопределение неразрывно связано с понятиями социальной зрелости и профессиональным самоопределением.

  1. ценностные ориентации и установки личности

Именно они составляют основу ее отношений к окружающему миру, основу мировоззрения и жизненной концепции, поскольку в ходе освоения и преобразование окружающей действительности человек вступает в ценностно-нормативные отношения к ней, характер, которого, содержание ценностей для разных людей различны.

Игли и Чейкан дали следующие определение понятию установка – это психологическая тенденция, которая выражается через оценивание заслуживающих внимания объектов с определенной степенью расположения или неприязни. Оценки эти касаются всех категорий оцениваемых реакций, являются ли они открытыми или скрытыми, когнитивными, аффективными или поведенческими.

Функции установок:

· эго-защиты (разрешение внутренних конфликтов посредством установления защиты на основе механизмов рационализации, проекции и т. д.)

· ценностно-экспресивная и самореализации (аттитюд (социальная установка), выступает как средство высвобождения от внутреннего напряжения, подтверждение собственных позиций)

· инструментальная (аттитюд направляет объекта к тем объектам, которые служат достижению его целей)

· познания (аттитюд дает упорядоченное знание, указание относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту).

Ценностная ориентация определяется как фиксированная в психике индивида и социально обусловленная общая направленность на цели и средства деятельности.

Функция ценностных ориентаций:

· регулирование поведение как сознательного действия в социальных условиях.

На основе типологии людей Э. Шпрангера были выделены шесть комплексов ценностных ориентаций:

1) теоретический – интерес к поиску истины, критический, рациональный, «интеллектуальный» подход;

2) экономический – полезные и практические ценности «делового» человека

3) эстетический – ценности стиля, гармонии, формы;

4) социальный – ценность любви к людям, альтруизм и филантропия

5) политический – ценность личной власти, влияния или ценность «подвластности»;

6) 6)религиозный – направленность на достижение высшего переживания ценностей, стремление осознать единство мира и космоса.

Социализация - процесс, при котором происходит формирование социально-психологических качеств личности (усвоение социального опыта), а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта.

Понятие социализации неразрывно связано с понятием воспитания и включает его в себя, но социализация более широкое понятие. Так же понятие социализация неразрывно связано с понятием развития личности. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания.

Социализация – это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух нижеописанных подходов:

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализазии, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен, как субъект-объектный (общество-субъект воздействия, а человек его объект). Одним из основоположников был французский социолог конца 19в. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и т. д.

Минус данного подхода в том, что он игнорирует то обстоятельство, что человек не просто конформно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, научаясь не только исполнять, но и изменять нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Названное обстоятельство нашло свое признание в исследованиях социализации с позиции субъект-субъектного подхода.

Второй подход (субъект - субъектного) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и влияют на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Основоположниками данного подхода можно считать американских ученых, работавших в основном в первой трети 20в., У. И. Томаса, и Ф. Знанецкого, Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида


Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.

Уровень развития личностных качеств

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.

Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора и заканчивая приоритетом деятельности для . Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как , умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.


Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.

На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов , стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.

Факторы развития личностных качеств

Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:

  • активное и уместное применение личных местоимений;
  • владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
  • способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.

Возраст начала становления личности

Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.

На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.

Личные качества человека – это сложные, биологически и социально обусловленные компоненты личности. Собрав воедино все личностные качества человека, можно получить его полный психологический портрет.

Качества личности принято разделяются на положительные и отрицательные . Что же это за качества и может ли личность состоять из одних только положительных качеств?

Качества личности выражают особенности психических процессов, состояний и свойств индивида, его черты характера, особенности темперамента, специфику поведения, взаимодействия с другими людьми, окружающей средой, самим собой, то есть все индивидуально-психологические особенности личности. Кроме того, личные качества человека включают имеющиеся у него знания, умения и навыки.

Существует немало классификаций качеств личности и еще больше типологий личности, основанных на этих классификациях. Психологов всегда интересовала загадка человеческой личности и они старались разложить ее “по полочкам”.

Но зачем обычному человеку (не профессиональному психологу) знать о том, какие бывают личностные качества? Дело в том, что знания порождают самосознание, повышают осознанность . Человек, знающий какие существуют качества личности, может определить их у себя , а после обозначить пути и направления работы над собой .

Также, зная о качествах личности, можно больше понять об окружающих людях , научиться правильно выстраивать и сохранять отношения.

Первый этап отношений любого рода предполагает узнавание друг друга, что по сути и является прояснением личностных качеств. При первой встрече двух людей (будь-то собеседование при приеме на работу или первое свидание мужчины и женщины), всегда есть потребность узнать , что за человек перед тобой. Неспроста в резюме требуется указывать не только свой опыт работы и основные данные, но и перечислять личные качества, знания, умения и навыки.

Итак, если свои личные качества нужно знать для того, чтобы понимать как дальше развивать свою личность, то знание личностных особенностей другого человека, важно постольку, поскольку оно позволяет определить совместимость с ним и предположить, какого рода отношения могут сложиться.

Положительные качества личности обычно поддерживаются, подкрепляются и развиваются, а отрицательные люди стараются исправить, изменить или искоренить.

Но разделение качеств личности на положительные и отрицательные условное ! Оно основано на общепринятых правилах и нормах морали и нравственности. Нужно понимать, что такую тонкую материю, как личность человека, на самом деле, невозможно разложить на “черное” и “белое”.

Качества личности, которые принято называть отрицательными, не абсолютно, а относительно отрицательные, точно так же, как и положительные качества. К примеру, в ситуации, когда требуется постоять за себя, агрессивность (которую принято считать отрицательной чертой) становится нужной и просто необходимой.

Личные качества человека могут быть как врожденными , так и приобретенными . Вырабатываются те или иные качества личности либо под влиянием окружающей среды и социума (воспитание ) либо являются следствием самовоспитания .

Многие качества, черты, особенности поведения, способности, умения человек в себе может как развить, выработать, так и искоренить .

Безусловно, есть такие особенности личности, которые практически не поддаются изменениям, но все же вешать “ярлыки” (что на себя, что на других) не стоит!

Человек всегда может, если не измениться кардинально, то хотя бы научиться компенсировать одни свои качества за счет развития других.

Отрицательные качества человека , которые являются нежелательными и требующими коррекции, все вместе сложились бы не просто в большой, а в огромный список. Поэтому далее перечислены лишь некоторые из них:

Все эти черты личности порождают и соответствующее поведение .Так, лживый человек все время и всем врет, ленивый и халатный не торопится выполнять работу, а безответственный постоянно подводит себя и других.

Наличие того или иного негативного качества портит жизнь самому человеку и/или другим людям, но во всяком случае, это не приговор . Поработав над собой, можно улучшить качество своей жизни, отношения с окружающими, стать счастливее.

Положительные качества человека

Список положительных качеств человека такой же бесконечный, как и список отрицательных черт. Пожалуй, более всего почитаются и приветствуются такие положительные качества , как:

Эти положительные качества порождают и соответствующие умения и навыки : умение дружить, любить, учиться, творить, трудиться и так далее.

В статье “ ” Вы найдете еще один содержательный список положительных качеств личности.

Как можно заметить, и список отрицательных качеств человека и список положительных, включает не только те качества, что выражают отношение личности к другим людям и социуму, но и к себе, труду, вещам, миру в целом. Все потому, что личные качества человека проявляются во всем : от того, кем он работает, до того, каким цветам в одежде отдает предпочтение.

Редко можно встретить человека, в личности которого присутствуют только положительные человеческие качества. Но есть множество людей, в структуре личности которых преобладают такие качества.

В любом человеке всегда есть условно отрицательные особенности личности, те, над которыми стоит поработать, но наличие их должно быть не проблемой, а стимулом к развитию и росту.

Сделать так, чтобы отрицательного было меньше, а позитивные черты личности преобладали, под силу каждому человеку !

В каком направлении Вам чаще приходится работать над собой?

В процессе социализации у личности формируются два уровня качеств:

Общие психологические качества - т. е. те, которые даны о рождения (мышление, память, ощущения);

Социально- психологические качества.

Социально-психологические качества характеризуют ее связи с социальной действительностью. Эта связь выступает в форме различного рода отношений. Данные отношения устанавливаются на разном уровне психики: от бессознательного до рационального. Эти отношения являются также регулятором поведения личности. Система отношений к социуму характеризует личность как индивидуальность. Каждая личность в этих связях характеризует нечто общее, то, что присуще всем членам данного общества, а также отдельное - то, что присуще личности как члену определенной группы, и единственное- то, что индивид воспроизводит сам.

Система социально-психологических качеств включает такие качества, как:

1. Социальные потребности.

2. Социальные установки.

3. Социальные чувства.

4. Ценностные ориентации.

5. Ценности.

6. Социальное мышление.

7. Жизненный путь.

Социальные установки - центральное понятие социальной психологии. Установка характеризует динамическое состояние субъекта, его готовность к определенной активности. Оно обусловлено двумя факторами: потребности субъекта и соответствующие объективные ситуации. Повтор одной и той же установки превращает ее в фиксированную установку. Установки формируют бессознательный уровень готовности человека к реализации простейших человеческих потребностей. Социальная установка характеризует определенную готовность субъекта каким-то образом реагировать на явления социальной жизни. Социальные установки сложнее, чем просто установка. Они являются не только результатом взаимодействия потребности и личности, но опосредованным определенным знанием. В основе их лежат социальные потребности, знания о нормах социальной жизни и социальные ситуации. Социальная установка включает следующие компоненты: эмоционально-оценочный, информационный, поведенческий.

Социальная установка является регулятором поведения. Система социальных установок характеризует направленность личности, ее предрасположенность действовать определенным способом.

Социальные чувства.

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения социальных потребностей у личности формируются социальные чувства. Социальные чувства не даны от рождения как органы чувств. Они приобретаются личностью в процессе ее жизнедеятельности. В данном случае присутствует компонент знания. Социальные чувства выступают в форме переживаний явлений социальной действительности и общественной жизни (чувства патриотизма, коллективизма, индивидуализма). Они приобретаются в социуме.



Система социальных установок по отношению к материальным или духовным благам образует ценностные ориентации, которые характеризуют переход на рациональный уровень отношения личности к окружающей действительности.

Система ценностных ориентаций позволяет личности ориентироваться в выборе материальных и духовных ценностей. Она выступает как оценка действительности.

Ценности.

Ценности делятся на материальные и духовные, на объективно существующие и субъективно признаваемые. Человек с самого рождения входит в ценностный мир, который объективен. В зависимости от своих потребностей, социальных влияний личность выбирает из этого мира наиболее значимые с его точки зрения ценности. Эти ценности существуют в сознании человека в виде абстракций, представлений о материальных и духовных благах, которые удовлетворяют потребности личности.

Ценности существуют в виде ценностей идеалов образа своей жизни, ценностей цели и средств достижения этой цели, ценностей норм поведения.

Эта система представлений о благах характеризует ценностную структуру личности. Ценности - это связь социума на рациональном уровне, ядро сознательной личности . Ценности в момент их присвоения и утверждения сопровождаются эмоциональными переживаниями. Наиболее значимые ценности входят в структуру личности. Слом ценностных структур личности сопровождается тяжелыми переживаниями.

Есть ценности, которые образуют ядро личности - основные ценности (отношение к людям, труду). И есть ценности возрастные или ситуативные. В течение жизни ценности у человека меняются, могут также происходить возрастные ценностные кризисы. Ученые по-разному устанавливают их интервал, но в целом, они происходят раз в 7-10 лет.



Социальное мышление.

Социальное мышление относится к социальной действительности. Предметом социального мышления являются взаимоотношения людей, сами люди, система общественных отношений, жизненный путь личности.

Социальное мышление имеет свои механизмы осуществления. Главным для социального мышления является не просто познание мира, но его преобразование.

Социальное мышление - это способ категоризации, интерпретации и проблематизации социальной жизни. Оно имеет свои процедуры:

1. Понимание и интерпретация информации и ценности сообщения. При понимании осуществляется интерпретация информации, т.е. субъективная обработка объективной информации.

2. Проблематизация социальной жизни заключается в том, что субъект ставит для себя вопрос, каковы неизвестные стороны жизни. Он как бы формирует проблему, которую нужно решить. Сама постановка проблемы - сложная интеллектуальная задача. Творческая личность видит больше проблем в жизни, но также больше путей их решения. Люди более ограниченные стремятся к стандартам, к избежанию противоречий, к упрощению ситуации. Они не видят проблемы и всегда предлагают простой вариант ее решения.

Социальное мышление зависит как от личности, ее ценностей, уровня развития мышления, так и от той среды, в которой произошла социализация личности.

Жизненная позиция личности.

Совокупность социально-психологических качеств личности характеризует ее жизненную позицию. Жизненная позиция - это сложное психологическое образование. Способность самоопределения личности в жизни, обобщенной на основе ее ценностей и отвечающей основным жизненным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией.

Жизненная позиция - это результат взаимодействия личности с самим собой. Являясь таким результатом, жизненная позиция определяет направление личности. От нее зависит реализация возможностей человека, его способностей.

Жизненная позиция характеризует всю систему связей личности. Она проявляется в отношении к предметному миру, к другим людям, к самому себе. Жизненные позиции личностей различны. Часто встречается тип личности, которые определяют себе систему ценностей, но не могут их реализовать. Нереализованные жизненные цели и ценности – это тоже жизненная позиция.

Реализация жизненной позиции во времени и обстоятельствах – это ничто иное, как жизненный путь личности. Основным понятием при исследовании жизненного пути личности является понятие личностного смысла. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности и выражение отношения личности к тем объектам, ради которых развернута деятельность. Смысл жизни отражает жизненную концепцию, мотивирует человека на те или иные поступки, то или иное поведение.

Смысл жизни заставляет человека организовывать свою жизнь. Способность к организации своей жизни у людей неодинакова. Главное при организации жизни - умение соединить ее внешнюю и внутреннюю тенденции. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. Рассмотрение вопросов "смысла" встречается в психологии еще со времен психоанализа З.Фрейда. Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними". Проработка вопроса о смысле жизни в психоанализе, начатая Адлером, нашла продолжение в работах К.Г. Юнга. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным". Однако, в качестве основного источника индивидуальных смыслов Юнг указывает прежде всего надсознательные архетипы. Смысл жизни - основное понятие экзистенциального анализа В. Франкла. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциальному вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная тенденция, присущая всем людям. Она заставляет человека развиваться и совершать различные действия. Чтобы жить, человек должен знать, во имя какого смысла совершаются те или иные поступки. Отсутствие смысла жизни порождает фрустрацию и неврозы, причиной которых является социум (невроз безработицы). Вопрос о смысле жизни ставит не человек, а сама жизнь. Смысл жизни человек не может изобрести, он находит в объективной действительности. Существует возможность пути, с помощью которого человек может сделать свою жизнь осмысленной: 1.С помощью того, что дает человек жизни (творчество) 2.С помощью того, что мы берем от жизни. 3.Как мы относимся к судьбе, которую не в состоянии изменить. Нужно иметь философское отношение к обстоятельствам, которые от нас не зависят, и искать смысл жизни в этих обстоятельствах. Нельзя ставить вопрос о смысле жизни вообще, существует смысл жизни каждого конкретного человека.
Зарубежная социальная психология о личности

Э. Фромм - видный мыслитель XX столетия. Его популярность во всем мире и влияние его идей на сознание людей значимы по сей день. Он стремился переосмыслить исходные установки философии, этики, психологии, культурологи, исходя из ценности внутреннего мира человека.

Фромм полагал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе, к самому себе. Он обосновал возможности разностороннего совершенствования человека как живого, мыслящего существа. В наследии Фромма имеются идеи об исторической обусловленности страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении сплава биологических и культурных факторов, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма. В работе «Душа человека» Фромм рассматривает способность человека к добру и злу.

Одни полагают, что люди- это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе. Он может также добавить, что люди снова и снова следуют за своими вождями на войну, которая не дает им ничего, кроме разрушения, что они верят любой несуразице, если она излагается с надлежащей настойчивостью и подкрепляется авторитетом властителей - от прямых угроз священников и королей до вкрадчивых голосов более или менее тайных обольстителей. Кажется, что большинство людей, подобно дремлющим детям, легко поддается внушению и готово безвольно следовать за любым, кто, угрожая или заискивая, достаточно упорно их уговаривает. Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий воздействием толпы, скорее исключение, чем правило. Он часто вызывает восхищение последующих поколений, но, как правило, является посмешищем в глазах своих современников.

Однако Фромм тут же замечает, что если большинство людей - овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Он справедливо указывает на то, что Талаат-паша не сам убил миллионы армян, и так же Гитлер не один убил миллионы евреев, а Сталин - миллионы своих политических противников. Эти люди располагали тысячами других людей, которые умерщвляли и пытали, делая это не просто с желанием, но даже с удовольствием.

Сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей.

Фромм находит этому явлению другое объяснение, которое заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец. Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчиняться. Кроме того, чтобы побудить большинство овец действовать, как волки, убийцы должны придумать истории о правоте своего дела, о защите свободы, которая якобы находится в опасности, о мести за детей, заколотых штыками, об изнасилованных женщинах и поруганной чести.

Понятно, что вопрос о том, является ли человек волком или овцой, - это лишь заостренная с помощью образов формулировка вопроса, который является основополагающим в социальной антропологии и этике, а именно: что есть человек - является ли он по своему существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию?

Моральное банкротство Запада, начавшееся с первой мировой войны и приведшее через Гитлера и Сталина, через Ковентри и Хиросиму к нынешней подготовке всеобщего уничтожения, наоборот, повлияло на то, что снова стала усиленно подчеркиваться склонность человека к дурному. По существу, это была здоровая реакция на недооценку врожденной склонности человека творить зло. С другой стороны, слишком часто это служило причиной осмеяния тех, кто не потерял еще своей веры в человека, причем их точка зрения понималась ложно, а подчас и намеренно искажалась.

Э. Фромм делает следующий вывод: главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычайной властью.

В результате своих теоретических исследований, Фромм приходит к следующим выводам:

1. Зло - это специфический человеческий феномен. Во зле человек теряет сам себя при трагической попытке освободится от тяжести своего человеческого бытия.

2. Степени зла соответствует степень регрессии. Наибольшим злом являются те побуждения, которые направлены против жизни: любовь к мертвому; инцестуально-симбиозные устремления возвратиться в лоно матери, к земле, к неорганическому; нарциссическое самопожертвование, которое делает человека врагом жизни именно потому, что он не может покинуть тюрьму своего собственного Я.

3. Зло также существует и в меньшей степени, что соответствует и меньшей регрессии. В таком случае речь идет о дефиците любви, разума, о недостатке интереса и нехватке мужества.

4. Человек склонен идти назад и вперед, иначе говоря, он склонен к добру и злу. Когда обе склонности еще находятся в равновесии, он свободен выбирать, если предположить, что он может осознать свою ситуацию и способен к серьезным усилиям. Тогда он может выбирать между альтернативами, детерминированными, со своей стороны, общей ситуацией, в которой он находится. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он больше не свободен в выборе. В цепи событий, которые ведут к утрате свободы, последнее решение обычно не дает человеку возможности свободного выбора; при первом решении еще существует возможность, что он свободно выберет путь к добру, если предположить, что он сознает значение этого первого решения.

В изучении духовного пути личности огромный интерес представляет работа Фромма «Искусство любить». Человек любой эпохи и любой культуры сталкивается с одним и тем же вопросом: как преодолеть одиночество, как достичь единения, как выйти за пределы своей отдельной жизни и обрести воссоединение. Полное решение этой проблемы- в достижении межличностного единства, в слиянии с другим человеком, в любви. Без любви человечество не смогло бы существовать и дня. Парадокс любви состоит в том, что два существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами. Любить - значит, прежде всего, давать, а не получать. Отдавать много радостнее, не потому, что это лишнее, а потому что, отдавая, я ощущаю, что живу. Отдавая, мы побуждаем другого, в свою очередь тоже отдавать, и, таким образом, мы оба разделяем эту радость, называемую любовью. Любовь - это, прежде всего, забота, активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Быть ответственным значит быть в состоянии и готовности отвечать за любимого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства без уважения друг к другу. Уважение- это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение предполагает отсутствие эксплуатации и существует на основе свободы.

Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни. Если кто-то не созидателен в других сферах, он не созидателен в любви.

Каждый человек с рождения наделен уникальным, собственным характером. Ребенок может унаследовать отдельные черты от своих родителей, у кого-то они проявляются в большей степени, а кто-то совсем не похож ни на кого из членов семьи. Но характер - это не поведение родителей, спроецированное на ребенка, это более сложное психическое явление. Список положительных и очень большой. В статье попробуем выделить основные черты характера.

человека?

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «отличительная черта, знак». В зависимости от типа своей психологической организации люди находят свои родственные души, налаживают отношения, выстраивают всю свою жизнь. Характер человека - это уникальный набор психических характеристик, свойств личности, которые играют решающую роль в разных аспектах жизни человека и проявляются через его деятельность.

Чтобы понять характер индивида, необходимо массово проанализировать его поступки. Суждения о нраве могут быть очень субъективными, ведь далеко не каждый человек действует так, как подсказывает ему сердце. Однако выявить отдельные устойчивые черты характера можно, изучая поведение долгое время. Если человек в разных ситуациях принимает одно и то же решение, делает похожие выводы и демонстрирует аналогичную реакцию, то это говорит о наличии у него той или иной черты. Например, если кто-то является ответственным, то его поведение и на работе, и дома будет этому критерию соответствовать. Если человек веселый по своей натуре, разовое проявление грусти на фоне общего позитивного поведения не станет отдельной чертой характера.

Формирование характера

Процесс формирования характера начинается в самом раннем детстве, в первых социальных контактах ребенка с родителями. Например, излишняя любовь и опека могут в дальнейшем стать залогом устойчивой характеристики психики человека и сделать его несамостоятельным или избалованным. Именно поэтому многие родители особенно внимательно относятся к воспитанию у детей положительных черт характера. Они заводят домашних животных, чтобы малыш мог чувствовать, что такое ответственность, поручают ему выполнять мелкие дела по дому, учат убирать свои игрушки и объясняют, что не все желания и капризы могут быть исполнены.

Следующим этапом становятся детский сад и школа. В ребенке уже заложены основные черты характера, но на этом этапе они еще поддаются коррекции: можно отучить маленькую личность от жадности, помочь избавиться от излишней застенчивости. В дальнейшем, как правило, формирование и изменение черт характера возможны лишь при работе с психологом.

Характер или темперамент?

Очень часто два этих понятия путают между собой. Действительно, и характер, и темперамент формируют поведение человека. Но они имеют принципиально разную природу. Характер - это список приобретенных психических свойств, в то время как темперамент имеет биологическое происхождение. Обладая одним и тем же темпераментом, люди могут иметь совершенно разные характеры.

Существует 4 типа темперамента: порывистый и неуравновешенный холерик, неспешный и невозмутимый флегматик, легкий и оптимистичный сангвиник и эмоционально ранимый меланхолик. При этом темперамент может сдерживать определенные черты характера, и наоборот, характер может компенсировать темперамент.

Например, флегматик, обладающий хорошим чувством юмора, будет по-прежнему скуп на проявления эмоций, но это не помешает ему демонстрировать чувство юмора, смеяться и веселиться в соответствующем обществе.

Список положительных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека огромный. Изначально все определения относительно природы и сущности человека, его поведения - субъективны. В обществе установлены определенные нормы, позволяющие определять, насколько положительна или отрицательна та или иная черта личности или ее поступок. Однако существуют высшие качества человека, демонстрирующие его добродетель и благие намерения. Выглядит их список следующим образом:

  • альтруизм;
  • почитание старших;
  • доброта;
  • исполнение обещаний;
  • нравственность;
  • ответственность;
  • верность;
  • упорство;
  • умеренность;
  • отзывчивость;
  • честность;
  • искренность;
  • бескорыстие и другие.

Эти качества, наряду с их производными, составляют природу истинной красоты характера человека. Закладываются они в семье, в процессе воспитания дети копируют поведение родителей, а потому хорошо воспитанный человек будет обладать всеми этим высшими качествами.

Список отрицательных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека можно формировать долго, так как их очень много. Присвоить человеку наличие отрицательного качества характера на основании одного только его поступка или действия будет в корне неверно. Нельзя вешать ярлыки, даже самые воспитанные и могут действительно поверить в то, что они наделены, скажем, жадностью или высокомерием. Однако если такое поведение - это закономерность, тогда вывод будет очевидным.

Список отрицательных черт, как и положительных, огромен. Самые основные и распространенные выглядят следующим образом:

  • безволие;
  • безответственность;
  • вредность;
  • жадность;
  • злобность;
  • лживость;
  • лицемерие;
  • ненависть;
  • эгоизм;
  • нетерпимость;
  • алчность и другие.

Наличие таких черт характера у человека - это не диагноз, с ними можно и нужно бороться даже во взрослом, сознательном возрасте, корректировать поведение.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к другим людям

Список положительных и отрицательных качеств человека мы сформировали. Сейчас речь пойдет о чертах характера, проявляющихся в отношении к другим людям. Дело в том, что в зависимости от того, по отношению к кому или чему человек совершает действие или поступок, обнажается конкретная отдельная его черта. В обществе он может демонстрировать следующие качества:

  • коммуникабельность;
  • отзывчивость;
  • восприимчивость к чужому настроению;
  • уважительность;
  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • грубость;
  • замкнутость и другие.

Конечно, очень многое зависит от условий, в которые попал человек: даже самая открытая и коммуникабельная личность может испытывать проблемы в общении со строгим, закрытым и бессердечным человеком. Но, как правило, вежливые люди, наделенные положительными качествами, без труда адаптируются в обществе и подавляют свои негативные черты.

Черты характера, проявляющиеся в труде

Построение карьеры человека напрямую зависит от качеств его характера. Даже самые талантливые и одаренные люди могут потерпеть крах из-за того, что они недостаточно ответственно относятся к своей работе и своему таланту. Тем самым они только вредят себе и не дают себе возможности раскрыть весь свой потенциал.

Или напротив, известны случаи, когда недостаток таланта с лихвой компенсировался особым прилежанием в работе. Ответственный и аккуратный человек всегда добьется успеха. Вот список основных таких черт характера:

  • трудолюбие;
  • ответственность;
  • инициативность;
  • аккуратность;
  • разгильдяйство;
  • леность;
  • халатность;
  • пассивность и другие.

Эти две группы черт характеров активно перекликаются между собой, так как трудовая деятельность и общение между людьми неотделимо связаны между собой.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе

Это те черты, которые характеризуют по отношению к себе, его самовосприятие. Выглядят они следующим образом:

  • чувство собственного достоинства или превосходства;
  • честь;
  • заносчивость;
  • самокритичность;
  • эгоцентризм;
  • самообожание и другие.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам

Отношение к вещам не влияет на выстраивание социальных связей человека, но демонстрирует и открывает лучшие или неприглядные качества его натуры. Это такие черты, как:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • скрупулезность;
  • неряшливость и другие.

Менталитет, качества русского человека

Менталитет - понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом. Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения.

Еще одна черта русского народа - сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи. Нельзя не сказать о другой черте - сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.