Декоративное золочение своими руками. Золочение в домашних условиях Золочение меди в домашних условиях

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.

2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.

3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Рамка позолочена методом сусального золочения

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные . Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).

2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.

3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.

4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!



Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.


Многие люди в своей жизни сталкиваются с необходимостью провести покрытие металлов золотом. В интернете имеется множество рецептов, как сделать это самостоятельно. Но не легче ли положиться в этом достаточно трудоёмком процессе на профессионалов? Наша научно-производственная компания поможет своим клиентам в короткие сроки, качественно и недорого достигнуть желаемого – провести гальваническое напыление тонкого или толстого слоя золота на любой металл.

Золочение серебра

Украшения из серебра со временем тускнеют, и, чтобы придать им новый, более ухоженный вид, наша компания предлагает провести их золочение. Мы проводим напыление золота на серебро на новейшем оборудовании, позволяющем достигнуть отличных результатов. Преимуществом обращения с целью провести позолочение серебра в ООО «6 микрон» является качество работы наших мастеров.

Для достижения лучшего результата они проводят покрытие серебра золотом в несколько этапов, каждый из которых заключается в нанесении на украшение только одного тонкого золотого слоя. В результате получается многослойное напыление, придающее изделию не только великолепный вид, но и защищающее его от негативного влияния внешних факторов.

Золочение латуни

Покрытие золотом недрагоценных металлов, изнаучно-производственной компании ООО «6 микрон» нередко проводят покрытие латуни золотым глянцем. В этом случае клиентка получает альтернативу дорогостоящему золотому изделию по сравнительно низкой цене.

Опытные мастера, работающие в нашей компании, в короткие сроки выполнят кропотливую работу, и помогут любительницам хорошей бижутерии получить любимое украшение с эффектом драгоценного металла. Качественное покрытие латуни золотом сможет воплотить в жизнь любые, даже самые смелые, дизайнерские идеи клиентки. Техника золочения, применяемая в ООО «6 микрон», имеет настолько низкую стоимость, что доступна для человека с любым достатком.

Зачем нужно золочение меди?

Золочение меди, выполняемое специалистами нашей компании, моментально повышает стоимость изделия из неблагородного металла, ставя его в один ряд с драгоценностями. Тончайший золотой слой, нанесенный на медную «побрякушку», превращает её в дорогостоящее изделие из благородного металла. Преимущества медных украшений с позолотой заключаются в следующем:

  • возможность использовать в оформлении полудрагоценные или драгоценные камни;
  • покрытие меди золотом продлевает срок службы изделия;
  • низкая стоимость.

Также неоспоримым преимуществом позолоты меди в нашей компании считается приобретение любимым изделием антикоррозийных свойств, что значительно продлевает срок его службы.

Золочение стали

Услуги по покрытию золотом в последние годы приобретают всё больший спрос среди населения. Часто в нашу компанию обращаются с просьбой провести с декоративной (эстетической) или технологической целью золочение стали. Основная причина в таком напылении стальных изделий – это придание им высокой коррозионной стойкости. Помимо этого, обновлённые изделия приобретают следующие качества:

  • длительное время сохраняют блеск;
  • не подвергаются окислению;
  • легко чистятся.

Чаще всего наши клиенты заказывают золочение нержавейки, предназначенной в подарок, например стальные браслеты и корпуса часов. Покрытые золотом изделия из стали имеют несколько преимуществ. Во-первых, они сохраняют твёрдость основного металла, а во-вторых, приобретают благородство напылённого. Это делает подарок вдвойне ценным при невысокой стоимости.

Покрытие золотом алюминия

Опытные мастера, работающие в нашей научно-производственной компании, справятся и с такой непростой и многоэтапной задачей, как золочение алюминия. Нанесение на недорогой алюминиевый предмет напыления из золота, как и в случае позолоты других металлов и сплавов, придаст неброскому первоначально изделию изысканность и благородство, а также защитит его от неблагоприятных внешних воздействий на достаточно длительное время.

Покрытие титана золотом

Этот твёрдый металл, широко применяемый в изготовлении ювелирки, кухонной посуды, наручных часов и многих других изделий, необходимых человеку в повседневной жизни, также с помощью мастеров нашей научно производственной компании можно в короткие сроки облагородить. Покрытие титана золотом востребовано и в том случае, когда клиент хочет придать благородство и изысканность, а также повысить безопасность украшения для тела, вводимого хирургическим путём. В последнем случае титан с покрытием под золото является единственным в своем роде изделием, которое хорошо воспринимается организмом человека. Большим плюсом позолоченных титановых украшений считается их высокая износостойкость.

Зачем золотить никель?

Золото - это тот металл, который чаще всего используется в производстве электроники для металлизации поверхностей и создания паяных соединений. Обычно позолоту наносят на детали из никеля, что препятствует их окислению, обеспечивает высокую паяемость и повышает устойчивость к коррозии. С задачей покрытия золотом деталей из никеля работники нашей компании справляются очень легко, поэтому быстро и за небольшую цену смогут помочь любителям самостоятельно собирать электронные схемы получить деталь с необходимыми техническими характеристиками.

Золочение бронзы

По желанию клиента в нашей научно-производственной компании выполняют и золочение бронзы. Изделия из неё являются самыми практичными подарками в любом доме, а после нанесения на них золотого слоя, они, помимо практичности, приобретают благородство и изысканность. Кухонная утварь, кофейники, подносы из бронзы, на которые нанесён декоративный слой позолоты, являющиеся непременными атрибутами любой хозяйки, станут, благодаря усилиям мастеров научно-производственной компании ООО «6 микрон» найдут достойное место и украсят своим присутствием каждую кухню.

Если у человека нет возможности приобрести украшения из золота, продавцы часто предлагают аксессуары из позолоченного серебра. Такие изделия обладают красивым блеском, их сложно отличить от дорогого металла, поэтому спрос на них большой. Украшения с позолотой можно носить долгое время, если за ними правильно ухаживать.

Особенности и преимущества

Метод золочения стали применять ещё в древние времена. Драгоценный металл использовался для покрытия церковных куполов, столовых приборов и посуды. В то время было придумано холодное и горячее золочение. При первом методе на серебро набиваются и наклеиваются тончайшие слои сусального золота. Для горячего способа требовался огонь, но от этой методики со временем отказались, поскольку при таком золочении применялась ртуть, которая была опасна ядовитыми парами.

Для обработки в качестве основы используется серебро 925-й пробы, которое отличается невысокой стоимостью. Толщина золотого напыления составляет около 5−10 микрон. Тонкий слой делают из материала 999-й пробы. Иногда между золотом и серебром имеется прослойка из платины. Чтобы увеличить износостойкость изделий, поверх напыления наносят защитный слой. Добавить блеска аксессуарам поможет их полировка камнем агатом. По международным стандартам золочение имеет номер 4N.

Основные достоинства серебряных изделий с позолотой:

  1. Абсолютно безопасны для здоровья.
  2. Привлекательный внешний вид. Позолоченные аксессуары сложно отличить от настоящего золота, поэтому их приобретают, если не хватает средств на дорогие украшения.
  3. Устойчивость к внешним агрессивным воздействиям. Драгоценности с напылением не окисляются и не поддаются коррозии.
  4. Демократичная стоимость. Эти изделия может позволить себе человек с любым достатком.
  5. Сочетание с камнями. Позолоченное серебро прекрасно смотрится с различными минералами.
  6. Простой уход и эксплуатация.

Из позолоченного серебра изготавливают не только ювелирные украшения, но и столовые приборы. Они отличаются лёгкостью и удобством в использовании. Серебро с золотым напылением применяют в производстве сервизов и статуэток. Эти предметы станут отличными подарками родственникам или друзьям.

Серебряные вещи не так капризны, как изделия из золота, но они тоже требуют ухода. Украшения из серебра с золотым покрытием носятся долго, если их регулярно чистить и хранить в закрытой ёмкости. Любой металл со временем теряет свой блеск и цвет, а плёнка из позолоты может даже испортиться из-за механических воздействий, поэтому важно бережно обращаться с аксессуарами, чтобы надолго сохранить их красивый вид.

Если на драгоценности, которая была недавно куплена, начали появляться пятнышки сероватого цвета, то её следует скорее отнести к специалисту. Тот определит качество материала и выдаст заключение. Обычно наличие таких пятен говорит о том, что для изделия был использован сплав низкого качества.

Методы нанесения покрытия

Выполнить напыление золотом в домашних условиях не так сложно, как кажется. Продлить срок эксплуатации своих украшений или иных аксессуаров из металла возможно с помощью золочения. Изучив особенности разных техник, получится избежать лишних затрат на приобретение новых изделий. Требуется только купить определённые инструменты, оборудование и компоненты для химических составов.

Хлорное золото - это раствор, который часто используется для покрытия серебра. Сначала готовят «царскую водку», представляющую собой смесь азотной и соляной кислоты в пропорциях 1:3. В раствор помещают золото, а потом жидкость выпаривают. В результате образуется сухое вещество. Все действия необходимо выполнять осторожно, чтобы избежать ожогов кожи и дыхательных путей.

Затем хлорное золото смешивают с раствором цианистого калия и отмученным мелом. Полученную кашицу наносят на серебряное изделие с помощью кисточки. Вещество выдерживают в течение некоторого времени, потом аксессуар хорошенько промывают и полируют.

Более толстый слой позолоты на серебре делается с помощью цинкового контакта. Для состава понадобятся следующие компоненты:

  1. 15 гр хлорного золота;
  2. 65 гр углекалиевой соли;
  3. 65 гр жёлтой кровяной соли;
  4. 65 гр пищевой соли;
  5. 2 л воды.

Все вещества смешивают, состав используют нагретым. Серебряное изделие, которое надо будет обработать, тщательно очищают от жира и загрязнений и помещают в готовый раствор. Находящееся в составе изделие соединяют с цинковой палочкой, которая применяется в качестве контакта.

Ещё один способ нанесения поможет закрепить позолоту на серебре на продолжительный срок. Гальваническое покрытие выполняется в специальных электролитических растворах. Такая техника напоминает цинкование.

Химические растворы, используемые при таком методе, имеют разный состав, поэтому будущая позолота может быть красноватого или светло-жёлтого оттенка. Обычно для серебра выбирают один из двух типов растворов.

Золочение первым способом выполняют по схеме:

Другой вид электролита для напыления металла называют «золотой ванной Зельми». В таком составе также обрабатывают олово, медь и латунь. Готовят раствор в несколько этапов:

  1. В фарфоровую ёмкость наливают 30 мл воды и добавляют в неё кристаллический углекислый натрий и железистосинеродистый калий. Затем смесь кипятят.
  2. В нагретый раствор помещают гремучее золото, осаждённое аммиаком. Консистенцию следует кипятить в течение 20 минут.
  3. Когда образуется пушистый осадок красного цвета, а полученная жидкость приобретает насыщенный золотистый оттенок, состав фильтруют.

Обработка изделия из серебра в этом электролите длится 15−16 часов. Для золочения используют слабые токи и элемент Даниэля. На металлическом изделии образуется красивый матовый слой.

Выбирая способ золочения серебра, необходимо учитывать конечный результат, поскольку покрытие может получиться разных оттенков и блесков. Также следует знать правила безопасности при работе с химическими веществами.

Правила использования

Некоторые покупатели позолоченных украшений утверждают, что покрытие быстро стирается, а сами изделия теряют свой привлекательный и эффектный облик. Например, если после контакта с водой украшение быстро потускнело, люди думают, что оно является подделкой. Но настоящее серебро с золотым напылением не может испортиться только по этой причине.

Чтобы изделия долго радовали своим красивым видом, следует правильно их использовать:

Тонкий слой плёнки, покрывающей серебро, может повредиться от негативных факторов. Качество основы изделия тоже влияет на само покрытие. В серебряный сплав добавляют другие виды металла. Если в нём окажется слишком много никеля или меди, то украшения быстро почернеют и покроются налётом.

Ускорить процесс окисления металла могут агрессивные компоненты, входящие в состав средств для уборки помещений. Даже некоторые косметические препараты могут повлиять на украшения с позолотой. Чтобы избежать порчи аксессуаров, их не следует носить при контакте с химическими средствами.

Ювелирные украшения можно чистить в домашних условиях. Со временем позолоченное серебро теряет блеск, который можно вернуть не только с помощью замшевой ткани, но и другими способами.

Потускневший аксессуар с позолотой можно обработать пищевой содой , которая имеется в любом доме. В стакан с тёплой водой добавляют 1−2 чайные ложки средства, после чего в раствор опускают изделие. Через 30−40 минут украшение достают и протирают поверхность зубной щёткой с мягким ворсом. Покрытие быстро избавляется от черноты и тусклости. Затем аксессуар промывают проточной водой и высушивают с помощью бумажного полотенца.

Другой действенный метод очистки с помощью зубной пасты. Средство наносят на поверхность украшения. С помощью щёточки аккуратно протирают проблемные участки, чтобы не повредить покрытие. Напыление снова приобретает былой блеск.

Если позолоченная драгоценность слегка потускнела, то она нуждается только в лёгкой очистке. Вернуть первоначальный вид украшению поможет обычный сахар. В стакан наливают тёплую воду, в которой растворяют 2 столовые ложки сахарного песка, и опускают в состав украшение. Достают изделие через 3−4 часа и промывают его под водой.

Из домашней аптечки можно взять нашатырный спирт. Одну ложку прозрачной жидкости разбавляют в стакане воды, а затем добавляют 2−3 капли жидкого мыла или моющего средства для посуды. В получившийся раствор погружают изделие и оставляют в нём на 1−1,5 часа. После такого метода очистки позолоченное украшение снова будет блестеть.

Если серебряная основа изделия включает много примесей, то покрытие быстро потускнеет и потемнеет. Винный спирт следует нанести на мягкую губку или ватный диск и протереть украшение. Почистить серебро с золотым напылением можно в пиве или растворе уксуса. Украшение оставляют в жидкости на 15−20 минут. Отполировать покрытие можно замшей.

Приобрести качественные украшения с золотым напылением можно в ювелирных магазинах, но необходимо знать некоторые правила выбора, чтобы не ошибиться в ценности товара.

На изделиях из серебра обязательно должно быть клеймо, подтверждающее пробу . Если его нет, значит, это не драгоценный металл, а бижутерный сплав, покрытый позолотой. Такие изделия покупают часто, поскольку они стоят дешевле, но они быстро деформируются.

Для изготовления украшений могут использоваться разные виды серебра, но специалисты рекомендуют выбирать 925-ю пробу. Изделия из неё намного качественнее, поэтому они прослужат долго. Процент золотого напыления должен быть больше 40%.

Изделия из сплавов золота разных проб используются не только в качестве украшений, детали из драгметалла активно применяются и в промышленности. Использование чистого золота в этих случаях обычно экономически не оправдано, чаще всего требуется лишь внешнее золотое покрытие, придающее элементу необходимые свойства. Золочение поверхности – один из основных гальванических процессов в ювелирном деле, позволяющий придать изделию требуемые декоративные или технические характеристики. Как получают гальваническое золото?

Бижутерия с золотым покрытием

При слове «бижутерия» многие модницы представляют себе ничем не примечательные пластиковые или металлические украшения, не несущие в себе никакой ценности. Качественную бижутерию отнести к этому же типу изделий нельзя, даже ее основа сделана из дешевого материала. Для основы украшения мастера обычно используют недрагоценные металлы, а чтобы придать ему привлекательный вид гальваническим методом наносят красивое покрытие.

Для производства заготовок для украшений применяют мельхиор, бронзу, латунь, пьютер или нейзильбер. Все эти сплавы отличаются друг от друга цветовыми характеристиками и свойствами. Мельхиор получают, сплавляя медь, железо, никель и марганец. В итоге получается сплав, по цвету похожий на серебро. Пьютер делают на основе олова, из-за которого он легко поддается литью. Нейзильбер – сплав цинка, никеля и меди, который в зависимости от преобладающего элемента приобретает отлив разных оттенков. Бронза и латунь содержат в своем составе медь, делающую их цвет довольно привлекательным.

Золотистого цвета и характерного «драгоценного» блеска мастера добиваются с помощью гальваники. Основа украшения при этом не обязательно должна быть металлической, это может быть и материал неметаллической природы. В ходе гальванического процесса изделие покрывается слоем золота или серебра. В последние годы часто прибегают к процедуре родирования.

Гальваническое покрытие золотом обеспечивает украшению привлекательный вид. Отзывы о таких изделиях делятся на две части. Любители хорошей бижутерии высказываются положительно, аргументируя свою точку зрения тем, что позолоченное украшение несет в себе эффект драгметалла, но за меньшие деньги. Качественное покрытие и кропотливая работа опытного мастера могут воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские идеи. Другие же негативно настроены к изделиям подобного рода, так как признают только драгоценные украшения.

Способы нанесения позолоты

Среди возможных вариантов нанесения позолоты специалисты выделяют два способа: механический и электрохимический. Механический способ представляет собой покрытие поверхности сусальным золотом. Золочение тончайшими листами металла используется с древних времен, за множество веков суть процедуры практически не изменилась. Сусальное золочение бывает масляным и клеевым, в первом случае металл наклеивается на масляный лак, во втором – на полимент. Покрытие на масляной основе получается матовым, для достижения эффекта блестящей поверхности специалисты прибегают к использованию клеевой основы. Работы по созданию клеевого покрытия могут проводиться исключительно внутри помещения, так как такое золочение характеризуется высокой чувствительностью к влаге.

Электрохимический вариант обработки поверхности драгоценным металлом представляет собой гальванический способ нанесения на изделие золота. Что это такое? В процессе работы мастер наносит при помощи действия электрического тока тончайший слой желтого драгметалла, величина которого может достигать долей микрон.

Как любое покрытие, гальваническое золочение имеет свои преимущества и недостатки перед другими вариантами. Преимуществ покрытия, полученного таким способом, довольно много. К ним следует отнести высокий уровень износостойкости, отличную отражательную способность, высокую проводимость тока, способность защитить изделие от агрессивных внешних факторов, воздействия коррозионных и окислительных процессов. При нанесении гальванического покрытия специалист, проводящий работы, может контролировать толщину слоя драгметалла. Благодаря перечисленным свойствам золочение гальваническим способом широко применяется как в декоре поверхностей, так и для создания технических деталей устройств.

Электрохимическое нанесение золота на поверхность.

Долгое время главным недостатком метода считалась ограниченная сфера его применения. Электрохимический способ нанесения золота на поверхность предполагает, что эта поверхность относится к числу токопроводящих, то есть, сделана из металла. Благодаря достижениям науки на сегодняшний день эта проблема частично разрешена: специальные технологии позволяют проводить золочение диэлектрических материалов при помощи токопроводящих лаков и пленок.

Технология золочения

Гальваническое покрытие золотом представляет собой процесс нанесения металлической пленки. Толщина пленки может быть разной, в зависимости от целей золочения специалист может нанести на изделие слой толщиной от доли микрона до долей миллиметра. Весь процесс подразделяется на три этапа: сначала поверхность необходимо подготовить, затем нанести слой металла и произвести окончательную обработку.

Качественное покрытие получится только в том случае, если обрабатываемая поверхность будет хорошо подготовлена. Изделие предварительно шлифуют механическим способом. Для этого используют наждачную бумагу, специальные пасты или станки для шлифовки. Затем поверхность подвергается обезжириванию в органическом растворителе. С этой задачей могут справиться спирт, ацетон или бензин. Еще одной обязательной процедурой перед гальванической обработкой является декапирование – удаление с поверхности имеющихся загрязнений, окислов и ржавчины.

Иногда гальваническим покрытием необходимо покрыть только часть детали, для этого остальные участки изделия должны быть защищены от воздействия электролита и осаждения золота. Для этого перед нанесением драгоценного покрытия на участки, не подлежащие золочению, наносят кислостойкий лак .

Деталь покрывают золотом, используя гальванические ванны. Работа проводится с помощью токопроводящих подвесов и барабанов, сделанных из кислостойких материалов или в колокольных установках, позволяющих обеспечить отличный электрический контакт. Гальваническая ванна также должна иметь кислотоупорное покрытие, чтобы не разрушиться под воздействием электролита и оборудование в виде паровых рубашек. Весь процесс проходит при высокой температуре и необходимой плотности тока, которые поддерживаются автоматическими регуляторами. Осуществить гальванические процедуры в домашних условиях практически невозможно, так как для этого требуется не только специальное оборудование, но и редкие химические реактивы.

По окончании работ изделие покрывается тонким металлическим слоем, обеспечивающим лучшие характеристики для детали. Для декоративных изделий важно приобретение привлекательного внешнего вида и желаемого оттенка, для промышленных деталей – способности противостоять коррозии, улучшения электрического контакта и облегчения процесса пайки. Иногда гальваническое покрытие применяют в целях наращивания объемов изделия. В зависимости от того, какие свойства необходимо придать детали, гальваника может производиться как золотом, так и другими элементами: серебром, хромом, никелем.

Покрытие сплавами золота

Для покрытия изделий чаще всего используют сплавы золота, к которому добавляют лигатирующий компонент. Дополнительный элемент в составе сплава позволяет придать детали необходимые качества и желаемый оттенок. В России предпочтение отдают золоту с красноватым отливом, в США и некоторых других странах приоритетом пользуется покрытие лимонно-желтого или латунного оттенков.

Для того чтобы гальваника имела оттенок не под золото, а под платину, рабочий сплав должен состоять из золота и никеля, процентное содержание которого должно составлять не менее 8-10%. Такое покрытие будет иметь белый оттенок, а также отличаться высокой твердостью по сравнению с чисто золотым слоем. Чем больше доля никеля в сплаве, тем выше будут показатели твердости и износостойкости итоговой поверхности. Гальванические покрытия на основе золота и никеля за границей применяют для ювелирных изделий. Благодаря высокой устойчивости коррозионным процессам их можно использовать и для технических целей.

Сплав золота и меди в России применяется для покрытия элементов наручных часов. Ход процесса зависит от концентрации свободного цианида в электролите: чем больше концентрация вещества в электролите, тем меньше содержание меди в полученном покрытии. При проведении процесса в условиях нейтральных электролитов можно получить покрытие медь-золото толщиной 20 микрон.

Кроме перечисленных сплавов, используются также составы золото-серебро и золото-сурьма. Процентное содержание элементов в итоговом покрытии зависит от особенностей электролита и применяемых химических реактивов.

Гальваническое покрытие золото-сурьма заслужило положительные отзывы благодаря своему использованию для золочения оправ очков. Покрытие такого состава характеризуется не только повышенной износостойкостью, но и привлекательным внешним видом. В зависимости от толщины оно может получиться полублестящим или блестящим. Подобные свойства вместе с высоким уровнем устойчивости к механическим воздействиям позволяют использовать сплав в декоративных целях.

Золочение в домашних условиях осуществляют двумя способами: электролитическим (гальваническим) и химическим. Для покрытия изделий позолотой требуются реактивы, которых не найти в свободной продаже: цианид калия, азотная и соляная кислоты. Также необходимо специальное оборудование: электролитические ванны и источник постоянного тока. Процесс золочения достаточно трудоемкий, требует сноровки, аккуратности и некоторого опыта.

Химический способ

А) Химическое золочение - процесс нанесения хлорида золота на металл, из которого сделано изделие. Хлорное золото готовится так: металл нужно расковать в фольгу и измельчить на мелкие кусочки, погрузить их в смесь азотной и соляной кислот (в так называемую царскую водку). Необходимо взять 30 г концентрированной соляной и 10 г концентрированной азотной кислот. На 1 г золота должно приходиться 10 мл раствора.

Нанесение позолоты в домашних условиях

Растворение должно происходить в фарфоровой посуде, процесс может длиться от нескольких часов до 2-3 суток. Когда металл полностью растворится, необходимо выпарить смесь в водяной бане при 70-80 градусах до появления вязкой золотистой жидкости. При выпаривании раствор помешивают стеклянной палочкой.

Чтобы приготовить смесь для золочения, потребуются:

  1. Горячая очищенная (дистиллированная) вода (50-60 градусов) в объеме 2 литра.
  2. 15 г сиропа хлорной соли золота.
  3. По 65 г карбоната калия (поташа) и хлорида натрия высокой очистки (соль «Экстра»).

Перед нанесением позолоты поверхность предмета необходимо обезжирить 10-20% едким натрием или кипячением в растворе соды. Далее промывают изделие в 25% растворе соляной кислоты, т. е. протравливают. После обезжиривания необходимо промыть предмет в воде.

Далее погружают изделие для позолочения в приготовленную смесь из горячей воды, поташа, хлорида натрия и хлорного золота. Предмета касаются цинковой палочкой, через некоторое время он становится позолоченным. После этого его извлекают и промывают, вытирают насухо и полируют при помощи шерстяной ткани.

Б) Помимо метода химического золочения используют метод натирания при помощи пасты. При таком способе нанесения позолоты слой покрытия тоньше. В состав пасты для натирания входит желтая кровяная соль (гексацианоферрат калия), винный камень, порошок из мела, хлорное золото. Для изготовления 100 г пасты берут 55 г мела, 5 г кремортартара, 30 г желтого гексацианоферрата калия и 10 г хлорида золота, ингредиенты перемешивают. Полученную пасту разбавляют водой до образования кашицы. Этой смесью натирают обезжиренное изделие при помощи шерстяной ткани.

В) Существует третий метод покрытия. Для этого 10 г золота растворяют в смеси азотной и соляной кислоты, воды - всех компонентов взять по 25 г. Добавляют в этот состав 300 г поташа (карбоната калия). Готовят котел, в котором кипятится вода (2 л), вливают в нее эту смесь. Кипячение продолжается 2 часа.

Украшения, нуждающиеся в позолочении, прокаливают и протравливают сначала серной кислотой, потом азотной. Затем изделие обматывают проволокой из латуни (сплав цинка и меди), и погружают на мгновение в смесь азотной, серной и соляной кислот. Потом предметы ополаскивают, далее поочередно загружают их в ртуть, а потом в воду. Через полминуты их окунают в приготовленную жидкость, моют, высушивают в горячих опилках.

Изделие с позолотой

1) Железо и сталь.

Чтобы покрыть позолотой изделия из стали и железа, необходимо растворить сироп хлорида золота в эфире. Полученным составом, нанесенным на тряпочку, покрывают и натирают поверхность предмета из стали или железа. Затем эфир испаряется, а золото остается.

Если необходимо не просто покрыть позолотой изделие, а сделать на нем узор, то в смеси эфира с хлорным золотом смачивают перо и проводят им по предмету.

Желательно до позолочения предметов из железа, стали, олова, цинка покрывать поверхность медью, так как на нее лучше ложится позолота.

2) Цинковые предметы.

Покрытие цинковых изделий осуществляется при помощи натирания их пастой. Готовится она из 60 г цианида калия, 20 г хлорного золота и 100 г воды - эти ингредиенты смешиваются. В данный раствор добавляют 5 г кремортартрата и 100 г порошка карбоната кальция (мела). Полученный состав наносят при помощи щеточки или кисти.

3) Серебро.

Для покрытия серебряных украшений есть два варианта раствора, в которые погружают предметы:

  1. 10 г хлорида золота, 30 г калия цианида, соды и хлорида натрия по 20 г, полтора литра воды.
  2. 7 г хлорида золота, по 30 г поташа, желтого гексацианоферрата калия и хлорида натрия, литр воды.

Во время погружения изделия необходимо прикоснуться к нему цинковой палочкой и оно начнет покрываться золотом. После этого предмет извлекается из раствора, промывается и вытирается, полируется шерстяной тряпкой.

4) Латунь.

Хлорид золота (2 г) и цианид калия (32 г) растворяют в 0,5 л воды. В других полутора литрах воды тем временем растворяют едкий калий (6 г) и фосфорно-натриевую соль (10 г). Смешивают оба раствора и кипятят.

Гальваника

Существует два способа:

  1. Готовят три раствора: 60 г фосфата натрия с 700 г воды; 2,5 г хлорида золота и 150 г воды; 1 г цианида калия и 10 г сульфата натрия со 150 г воды. Первые два раствора смешивают, третий добавляют последним. Температура - 50-60 градусов. Анод - из платины. При истощении электролитного раствора добавляют хлорид золота.
  2. Ванна по Зельми: по 1 г гексацианоферрата калия (желтого) и карбоната натрия смешать с 30 г воды, нагреть в чашке из фарфора. Добавить в смесь осажденное нашатырным спиртом золото. Кипятить в течение 10-12 минут. При испарении воды ее добавляют, пропускают через раствор ток элемента Даниеля. Время воздействия - 15-16 часов.

Способы позолоты в домашних условиях трудоемки и не всегда доступны. Предпочтителен метод химического золочения или натирания.